Мы интонируем стихи. Часть 1

                МЫ  ИНТОНИРУЕМ  СТИХИ:  ЧАСТЬ  1

В  прежней,  старой  поэтике  что  прежде  всего  важно  было  в  стихе?
По  каким  признакам  стихи  узнавались  и  выглядели  прежде  всего  как  стихи?
Самый  примивный  и  наивный  подход  заключался  в  том,  что  стихотворение – это  как  раз  то,  что  записано  краткими  строчками.  Проза – длинными,  а  стихи – краткими. 
Тут  же  обращалось  внимание  на  рифмы,  ведь  именно  их  присутствие  и  объясняло  всем,  что  перед  нами – стихи.         
Действительно,  стихи  без  рифм – вроде  как  бы  и  не  стихи.

На  последующем  этапе  в  дело  вступала  метрика.  Стихи – это  то,  что  разбито  на  равномерные  стопы,  претворённые  в  строчки.
Вот  в  такой  амплитуде  вынуждено  было  существовать  любительское  узнавания  поэтики,  признаков,  характеризующих  стихотворение.   Наука  о  стихе  исходила  также  из  этих  мнений  и  оценок,  оперируя  ими  с  ловкостью,  достойной  фокусников  и  акробатов,  закрепив  всё  это  терминологией,  имеющей  вид  какой – то  нездешней  каббалы. 
(…  Все  эти  анадиплесис,  эпаналепсис,  эпанастрофа …) 

Однако,  к  чести  науки,  нужно  признать,  что  она  не  останавливается  на  одном,  то  есть  достигнутом,  она  не  стоит  на  месте,  она  развивается.  Она  прогрессирует,  ведь  человеческое  сознание   желает  во  всем  разобраться  и  дойти  до  самой  сути.
Теперь,  в  наше  время – в  начале  3  тысячелетия,  мы  всё  понимаем  уже  по – иному.  Критерии  изменились,  и  то,  как  мы  воспринимаем  стихи,  заключается  в  узнавании  интонаций, в количественной  их  оценке.  Это  средоточие  интонаций  и  является  той  линейкой,  той  экспертизой,  благодаря  которым  мы  измеряем  всю  современную  поэтику. 
И  вот – неинтонируемые  стихи – вовсе  уже  и  не  стихи.

Взгляните,  как  выглядят  стихи  проинтонированные,  настоящие:

Привлекательной
                капель
                капелек –
Аппликацией!

Притягательной
                той
                симпатией,               
Тела
        прелестью,
        тела
Стройностью –
Этим
         праздником!

Апелляцией –
К  обаятельным –
                тем
                объятиям,
                тем
                симпатиям,
Обязательным               
                без
                изъятия,
                близ
                приятеля –
Навигация,
                она
                значится!
               
Просто
             обстоятельно –
Представительной
                стати               
                скатертью,
               
                стати
                папертью –
Стало  быть,
Ему,
        зрителю,               

Она
Видится,
Она
Значится,
Она
Смотрится!

                Светится
                вся
Именинницей!

Современница –
                современнику
                она
Выглядит
                тут –
                типа
Той  драгоценности!

Интонации  в  стихах  способствуют  точному  звукоизвлечению.  Это  технически важный, ответственный  постулат.  Мы  технически  четко  и  грамотно  можем  измерять  эту  самую  точность,  обращаясь  к  фонике.  Это  технологии  на  уровне  часов,  математически  отмеряющих  эту  точность.  Другой  постулат  заключается  в  том,  что  интонации  способствуют  более  тонкому  звукоизвлечению,  выступая  изобразительной  категорией  уже  эстетики. 
В  таком  переплетении,  в  союзе,  и  строится  вся  нравственная,  моральная  сторона  нового  мышления  в  стиховой  литературе,
в  науке  о  стихе.    

СИНИМИ

Синими
             лентами
Перевязаны  реки
Синими
             синими
Изначально,
                от
Века.

Линии
            линии
Ленточек  неких,
Синие
           Синие
Они  навеки.

                И
                реки –
Живые
             такие,
             совсем
Как  букеты.

Ленточки  эти.

                Такие
Синие,
            синие,
Небесным            
               блеском               
               именно –
               
Невыносимые!

Голосоведение  в  стихе  заключается  в  том – каким  образом  рифма  переходит  в  рифму.  Точным  образом,  неточным,  или  же  совсем  произвольным.  Оно  актуально  только  в  линейных,  синтагматических  последовательностях:  в  переходах  соседних  рифм  и  не  затрагивает  отдаленные.  Голосоведение – это  тот  шнурок,  по  которому  и  движутся  интонации.
Итак,  переход  в  соседские  рифмы,  близкостоящие,  называется  интонационным  переходом.  Если  такой  переход  осуществляется  в  отдалённые  слова,  то  это  будет  уже  бросок.   

Теперь  стихи  вам  представить  легче:  стихи – это  то,  где  всё  рифмуется  почти  со  всем.  Рифмы  бредут  гуськом.  А  впрочем,  глядите  сами:

Личность  с …
                Безгра –
                нично
Симпатичным,
                с  красивым
Лицом,
То  есть –
                с  лицом
Налицо

Секса
Секса
Секса –
пильным
пильным
пильным
Нет
       не
Нет
       не
Нет
       не
Мыльным
Мыльным
Мыльным,
Секса
Секса
Секса –
полным
полным
полным
Блеском
Блеском
Блеском
Молний
Молний
Молний,
Секса
Секса
Секса –
сильным
сильным
сильным
Блеском
Блеском
Блеском
Стильным
Стильным
Стильным,
Секса
Секса
Секса –
видным
видным
видным
А
    не
А
    не
А
    не
Сиднем
Сиднем
Сиднем!

Рассматривая  инструментовку  стиха,  как  интонационное  моделирование,  мне  постоянно  приходится  оперировать  и  ссылаться  на  такое  явление,  как  рифмы.
Это  элементарно.  Это  принципиально.
Ведь  рифмы – это  созвучия,  проинтонированные  наиболее   интенсивно,  с  предельной  полнотой. 
Такие  созвучия  характеризуются  теорией  как  точные  и  хорошие   рифмы.  Или,  по –  иному  их  называют –  полными. 
Интонации  овладевают  такими  словами  целиком,  полностью  подчиняя  своему  влиянию.   Аллитерационно –  ассонантный  состав  эквивалентно  превращает  их  в  созвучия – рифмы.  Иногда  приводя  к  тому,  что  такие  созвучия  едва  ли  не  сливаются  и  не  слипаются  между  собою.  Такой  взгляд  на  рифму,  как  бы  изнутри – полностью  проясняет  её  состояние,  характеризует  её  природу.               
Итак, рифмы – это  концентранты  тех  процессов,  которые  протекают  в  стихотворной  ткани,  или  же  в  её:  отрезках – эпизодах.

Для  созвучий,  представляющих  точные  рифмы,  присуще  наиболее  интенсивное  взаимопритяжение  интонаций,  тех  интонационных  продуктов,  которые  они  представляют.  Здесь  интонационный  магнетизм  проявляет  себя  в   полной  мере.  Поэтому  под  воздействием   энергетики  магниторезонанса  эти  рифмы  приходят  в  голову  сразу,  появляются  быстро. 
Для  неточной,  то  есть  полурифмы,  характерно  более  умеренное  влияние  и  силовое  воздействие
интонаций.  А  для  сомнительной  рифмы,  носящей  прозвище  – диссонанса,  это  влияние  вообще  ослаблено.
Итак,  рифмы  точные,  рифмы  неточные  и  диссонансы.  Все  остальные  слова  принадлежат  к  категории
неинтонируемых  слов.  Более  подробно  рифмы,  их  виды  и  подвиды,  рассмотрим  в  отдельном  разделе.             

 


Рецензии