Мы интонируем стихи. Часть 1
В прежней, старой поэтике что прежде всего важно было в стихе?
По каким признакам стихи узнавались и выглядели прежде всего как стихи?
Самый примивный и наивный подход заключался в том, что стихотворение – это как раз то, что записано краткими строчками. Проза – длинными, а стихи – краткими.
Тут же обращалось внимание на рифмы, ведь именно их присутствие и объясняло всем, что перед нами – стихи.
Действительно, стихи без рифм – вроде как бы и не стихи.
На последующем этапе в дело вступала метрика. Стихи – это то, что разбито на равномерные стопы, претворённые в строчки.
Вот в такой амплитуде вынуждено было существовать любительское узнавания поэтики, признаков, характеризующих стихотворение. Наука о стихе исходила также из этих мнений и оценок, оперируя ими с ловкостью, достойной фокусников и акробатов, закрепив всё это терминологией, имеющей вид какой – то нездешней каббалы.
(… Все эти анадиплесис, эпаналепсис, эпанастрофа …)
Однако, к чести науки, нужно признать, что она не останавливается на одном, то есть достигнутом, она не стоит на месте, она развивается. Она прогрессирует, ведь человеческое сознание желает во всем разобраться и дойти до самой сути.
Теперь, в наше время – в начале 3 тысячелетия, мы всё понимаем уже по – иному. Критерии изменились, и то, как мы воспринимаем стихи, заключается в узнавании интонаций, в количественной их оценке. Это средоточие интонаций и является той линейкой, той экспертизой, благодаря которым мы измеряем всю современную поэтику.
И вот – неинтонируемые стихи – вовсе уже и не стихи.
Взгляните, как выглядят стихи проинтонированные, настоящие:
Привлекательной
капель
капелек –
Аппликацией!
Притягательной
той
симпатией,
Тела
прелестью,
тела
Стройностью –
Этим
праздником!
Апелляцией –
К обаятельным –
тем
объятиям,
тем
симпатиям,
Обязательным
без
изъятия,
близ
приятеля –
Навигация,
она
значится!
Просто
обстоятельно –
Представительной
стати
скатертью,
стати
папертью –
Стало быть,
Ему,
зрителю,
Она
Видится,
Она
Значится,
Она
Смотрится!
Светится
вся
Именинницей!
Современница –
современнику
она
Выглядит
тут –
типа
Той драгоценности!
Интонации в стихах способствуют точному звукоизвлечению. Это технически важный, ответственный постулат. Мы технически четко и грамотно можем измерять эту самую точность, обращаясь к фонике. Это технологии на уровне часов, математически отмеряющих эту точность. Другой постулат заключается в том, что интонации способствуют более тонкому звукоизвлечению, выступая изобразительной категорией уже эстетики.
В таком переплетении, в союзе, и строится вся нравственная, моральная сторона нового мышления в стиховой литературе,
в науке о стихе.
СИНИМИ
Синими
лентами
Перевязаны реки
Синими
синими
Изначально,
от
Века.
Линии
линии
Ленточек неких,
Синие
Синие
Они навеки.
И
реки –
Живые
такие,
совсем
Как букеты.
Ленточки эти.
Такие
Синие,
синие,
Небесным
блеском
именно –
Невыносимые!
Голосоведение в стихе заключается в том – каким образом рифма переходит в рифму. Точным образом, неточным, или же совсем произвольным. Оно актуально только в линейных, синтагматических последовательностях: в переходах соседних рифм и не затрагивает отдаленные. Голосоведение – это тот шнурок, по которому и движутся интонации.
Итак, переход в соседские рифмы, близкостоящие, называется интонационным переходом. Если такой переход осуществляется в отдалённые слова, то это будет уже бросок.
Теперь стихи вам представить легче: стихи – это то, где всё рифмуется почти со всем. Рифмы бредут гуськом. А впрочем, глядите сами:
Личность с …
Безгра –
нично
Симпатичным,
с красивым
Лицом,
То есть –
с лицом
Налицо
Секса
Секса
Секса –
пильным
пильным
пильным
Нет
не
Нет
не
Нет
не
Мыльным
Мыльным
Мыльным,
Секса
Секса
Секса –
полным
полным
полным
Блеском
Блеском
Блеском
Молний
Молний
Молний,
Секса
Секса
Секса –
сильным
сильным
сильным
Блеском
Блеском
Блеском
Стильным
Стильным
Стильным,
Секса
Секса
Секса –
видным
видным
видным
А
не
А
не
А
не
Сиднем
Сиднем
Сиднем!
Рассматривая инструментовку стиха, как интонационное моделирование, мне постоянно приходится оперировать и ссылаться на такое явление, как рифмы.
Это элементарно. Это принципиально.
Ведь рифмы – это созвучия, проинтонированные наиболее интенсивно, с предельной полнотой.
Такие созвучия характеризуются теорией как точные и хорошие рифмы. Или, по – иному их называют – полными.
Интонации овладевают такими словами целиком, полностью подчиняя своему влиянию. Аллитерационно – ассонантный состав эквивалентно превращает их в созвучия – рифмы. Иногда приводя к тому, что такие созвучия едва ли не сливаются и не слипаются между собою. Такой взгляд на рифму, как бы изнутри – полностью проясняет её состояние, характеризует её природу.
Итак, рифмы – это концентранты тех процессов, которые протекают в стихотворной ткани, или же в её: отрезках – эпизодах.
Для созвучий, представляющих точные рифмы, присуще наиболее интенсивное взаимопритяжение интонаций, тех интонационных продуктов, которые они представляют. Здесь интонационный магнетизм проявляет себя в полной мере. Поэтому под воздействием энергетики магниторезонанса эти рифмы приходят в голову сразу, появляются быстро.
Для неточной, то есть полурифмы, характерно более умеренное влияние и силовое воздействие
интонаций. А для сомнительной рифмы, носящей прозвище – диссонанса, это влияние вообще ослаблено.
Итак, рифмы точные, рифмы неточные и диссонансы. Все остальные слова принадлежат к категории
неинтонируемых слов. Более подробно рифмы, их виды и подвиды, рассмотрим в отдельном разделе.
Свидетельство о публикации №221100301149