Афганский ребус
Всё сказанное в этом репортаже с учётом реалий нашего времени актуально. Но мне захотелось внести некоторые добавления в оценку событий в Афганистане. Во-первых, как ветерану боевых действий, а во-вторых, как военному советнику, общавшемуся с афганцами на понятном для них языке.
ОБ АФГАНСКОМ КЛАДБИЩЕ ИМПЕРИЙ
Кладбищем империй навали Афганистан некоторые СМИ, посчитавшие поражение от афганских талибов американцев и их союзников в Афганской войне 2001-2021 годов сокрушительным ударом по глобальным амбициям США. Результатом 20-летнего присутствия военной группировки американцев и их союзников в Афганистане после их бегства из этой страны стали не только колоссальные человеческие жертвы и экономические потери, но и катастрофическое падение престижа США, как сверхдержавы.
Аналогичную катастрофу в Афганистане потерпел Советский Союз, потерявший статус сверхдержавы после Афганской войны 1979-1989 годов против афганских исламистов. Но Советский Союз хотя бы создал боеспособные просоветские режима Кармаля и Наджибуллы. Даже после распада Советской империи режим Наджибуллы сумел продержаться целых три года против полчиш афганских исламистов, снабжаемых американцами и их союзниками. Если бы не прекращение поставок оружия, боеприпасов и экономической поддержки, то Россия могла бы и ныне иметь дружественный по отношению к ней Афганистан.
Но ещё задолго до распада Советской империи в трёх англо-афганских войнах потерпела поражение Британская империя.
То есть, Афганистан можно назвать кладбищем трёх империй.
А могильщиками этих империй были племена пуштунов, таджиков, узбеков, хазарейцев и других народностей Афганистана.
Афганцам не привыкать к войне. Это их привычный исторически-сложившийся образ жизни, который определяется противостоянием враждующих этносов, а также вмешательством иностранных держав.
Возможно, что именно вмешательство иностранных держав под лозунгом «разделяй и властвуй» препятствует созданию единого государства и примирению враждующих этносов. В 18 веке в двух англо-афганских войнах (1838—1842 и 1878—1880 г.) Британия пыталась присоединить к своим колониальным владениям в Индии и Афганистан, сделав его своим марионеточным государством. Но как первая, так и вторая афганская война закончились поражением Британии с разгромом британских гарнизонов и бегством остатков колониальных армий британцев из Афганистана. Третья англо-афганская война (1919 г.) привела к дальнейшему ослаблению могущества Британской империи, владения которой были разбросаны по всему миру. Поражение Британии в англо-афганских войнах привело к провозглашению независимости её бывших колониальных владений в Азии, в том числе и в Афганистане.
В 21 веке по своему статусу государства мира делят на сверхдержавы, потенциальные сверхдержавы, великие державы, региональные державы и претенденты на статус региональных держав. При этом возрождённая Россия стала после раздела СССР потенциальной сверх державой, как и США, которые потеряли статус сверхдержавы после поражения от талибов. Но все потенциальные сверхдержавы не потеряли интереса к Афганистану, как к источнику природных богатств и стране, находящейся на перекрёстке путей, связующих самые многонаселённые страны мира. Проявляют интерес к Афганистану и другие страны, Они готовы вложить в развитие Афганистана инвестиции, но лишь тогда, когда в этой стране прекратятся бесконечные войны и создадутся условия для освоения поистине несметных природных богатств Афганистана.
Но достичь стабильности в Афганистане и 21 веке не удаётся, что обусловлено этнической разобщённостью афганцев, стремлением сопредельных государств к расширению своей территории за счёт территории Афганистана, соперничеством мировых держав в доступе к его природным богатствам.
Борьба за ресурсы Афганистана в 21 веке только начинается. Притом начинается с приходом к власти в Афганистане талибов. Вот что по этому поводу пишет журналист британской Би-би-си.
«Талибы захватили власть в Афганистане, как только американцы решили уйти оттуда после 20-летней оккупации. Смена режима в истерзанной вековыми войнами стране в очередной раз поставила вопрос о том, сможет ли она наконец воспользоваться природными богатствами, человеческим капиталом и выгодным географическим расположением в центре Великого Шелкового пути, на перекрестке сухопутных торговых маршрутов в самой населенной части планеты»
Один из российских обозревателей отмечает: «Обидно, что битва за ресурсы Афганистана разворачивается без участия России, хотя почти все месторождения были в свое время открыты советскими геологами»
Но думается, что и России не безразлично будущее Афганистана. Россия заинтересована в том, чтобы из Афганистана в Россию не шёл поток афганского героина и чтобы в Россию не проникали вместе с беженцами афганские исламисты и террористы ИГИЛ.
По этим причинам и были проведены в сентябре 2021 года военные учения стран ОДКБ с участием России.
О ПРИЧИНАХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В АФГАНИСТАНЕ
В прошлом Афганистан находился в состоянии бесконечных войн, как из-за вмешательства иностранных государств, так и из-за межплеменных и межэтнических распрей. Такое состояние сохраняется и поныне, что не даёт возможности стране развиваться и получать для своего развития иностранные инвестиции.
Одной из причин нестабильности и бесконечных войн в Афганистане является желание иностранных держав получить контроль над природными богатствами этой страны, а также закрепить свои геополитические позиции в стране, находящейся по соседству с самыми населёнными странами нашей планеты. Для реализации этих целей разжигается враждебность различных этнических группировок по отношению друг к другу. Нагнетанию враждебности способствуют также культурные и религиозные различия.
Например, племена хазарейцев Китай считает китайцами и использует их для распространения своего влияния. Иран же считает хазарейцев персами на том основании, что говорят они на диалекте персидского языка дари и даже само название этой народности произошло от слова «хазар», что на дари и персидском означает тысяча. Хазарейцев в Афганистане около трёх миллионов и ещё 2, 5 миллиона в Иране.
У афганцев основной религией является Ислам суннитского и и шиитского направлений. Хазарейцы по вероисповеданию шииты, а пуштуны сунниты. Это одна из причин, по которым пуштуны считают их людьми второго сорта и относятся к ним враждебно.
Пуштунов в Афганистане по данным Википедии на 2020 год около 16 миллионов. В Пакистане пуштунов вдвое больше. Они являются второй по численности народностью Пакистана и по этой причине пакистанские власти поддерживают талибов, большинство из которых является пуштунами.
Вторым по численности этносом в Афганистане считались таджики. Но к 2020 году по оценкам некоторых экспертов численность таджиков в Афганистане почти сравнялась с численностью пуштун и превысила численность таджиков в Таджикистане. Таджики составляют большинство в 15 провинциях Афганистана, том числе и в столичном Кабуле. А в провинции Пандшер, через которую проходит дорога, связывающая Кабул с северными провинциями Афганистана, 100 % населения таджики. В Пандшере во время присутствия советского контингента войск деятельность отрядов самого известного полевого командира Ахмад Шаха Масуда создавала наибольшие препятствия снабжению советских войск и армии ДРА, а также оказания экономической помощи ДРА.
После вывода советских войск и победы исламистов, свергнувших просоветский режим Наджибуллы, президентом Афганистана (с 1992 по 2001 годы) становится таджик Бурхануддин Раббани, а таджик Ахмад Шах Масуд министром Обороны. Раббани и Масуд были лидерами партии вооружённой афганской оппозиции Исламское общество Афганистана (ИОА).
После прихода к власти в Кабуле талибов Масуд возглавил Северный Альянс, противостоящий талибам. Основой Северного Альянса стал фактически независимый населённый таджиками 2,5-миллионный северо-восточный регион Афганистана (провинции Парван, Тахар, Баглан, Бадахшан) со столицей в Талукане, прозванный «Масудистаном», который имел собственное правительство, деньги и хорошо вооружённую армию численностью до 60 тысяч человек.
Но 10 сентября 2001 года Ахмад Шах Масуд погиб в результате покушения, организованного двумя террористами-смертниками. На следующий день самолёты, управляемые смертниками ИГИЛ, совершили террористическую атаку на объекты США, результате которой погибло почти 3 тысячи человек. В связи с этим терактом, который стал крупнейшим в истории по числу жертв и проведённым сразу после убийства террористами-смертниками Масуда, организацию и проведение этого убийство приписали ИГИЛ.
Но через 10 лет, 20 сентября 2011 года, два смертника Талибана, пришедшие на встречу с Раббани, пронесли в его дом взрывное устройство, от взрыва которого он погиб. В связи с тем, что Раббани и Масуд были непримиримыми врагами талибов и схожестью организации их убийств, появилось предположение об организации этих убийств талибами.
Это предположение ещё более обострило межэтнические противоречия между пуштунами и таджиками.
Ещё через 10 лет, в сентябре 2021 года, под напором талибов, ведущих партизанскую войну против американцев и их марионеточных режимов в Кабуле, американцы и их партнёры по НАТО были вынуждены бежать из Афганистана. При этом американцами были оставлены горы оружия и боеприпасов, а также военной техники. Хорошо вооружённые отряды талибов вышли на границы Афганистана с республиками Средней Азии. Тем самым, они лишили возможности Таджикистану,Узбекистану и Туркмении оказывать поддержку афганским таджикам, узбекам и туркменам. Оказывать сопротивление талибам из региона бывшего Северного Альянса смогли лишь жители Пандшера. В связи с этим талибы объявили о своей полной победе над оппозицией. Но надолго ли талибам удастся удержаться у власти в раздираемом противоречиями Афганистане?
Нарастает враждебность по отношению к талибам афганских таджиков, узбеков и хазарейцев. При этом, численность афганских таджиков ныне сравнялась с численностью афганских пуштунов, которые почти все являются талибами, но ни одного таджика нет в составе правительства провозглашённого талибами Исламского Государства Афганистан (ИГА). Нет во властных структурах талибов и представителей национальных меньшинств, что также не способствует стабилизации обстановки в Афганистане.
О том насколько важна для России и для всего мирового сообщества, стабилизация обстановки в Афганистане, предельно обострившаяся с приходом к власти талибов, сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на встрече с членами Ассоциации европейского бизнеса в России. Он сообщил, что в Москве будет проведён «так называемый Московский формат — это все центральноазиатские страны, Иран, Китай, Пакистан, Индия, США, Россия и сами афганцы. Это шаг на пути к подготовке международной конференции, которую уже анонсируют, которая должна рассмотреть вопрос восстановления в Афганистане».
Но в достижении мира в Афганистане даже с помощью мирового сообщества есть большие сомнения в связи с возрастающими тенденциями к разделу этой страны.
О ТЕНДЕНЦИЯХ К РАЗДЕЛУ АФГАНИСТАНА
Тенденции к разделу Афганистана обусловлены стремлением сопредельных государств к расширению своей территории за счёт территории Афганистана, соперничеством мировых держав в доступе к природным богатствам Афганистана, этнической разобщённостью и ускорением возрастания численности афганцев в 21 веке.
С приходом к власти талибов, в основном пуштунов, которые в недавнем прошлом были самым большим по численности этносом, усилились тенденции к разделу Афганистана.
Одной из причин стало произошедшее всего лишь за 20 лет 21 века троекратное возрастание общей численности населения Афганистана, получившее название «демографическая бомба».
Если на начало 21 века по приблизительным оценкам численность населения Афганистана составляла около 13 миллионов человек, то в 2021 году по оценкам Фонда ООН в области народонаселения оно составляло 39,8 млн человек.
Афганистан – исламское государство, численность населения которого растет из года в год, так как в семьях афганцев, в большинстве своем исповедующих ислам, рождается не менее 4-5 детей. Многочисленные войны и внутриполитические неурядицы не позволяют вести четкую статистику, и сколько жителей проживает в отдельных регионах определить практически невозможно.
Численность различных этнических групп в конце 20 и в начале 21 века возрастала неравномерно. Численность афганских таджиков в начале 80-х годов составляла 19%, а пуштунов 50% всего населения Афганистана. Но в 2021 году численность таджиков почти сравнялась с численностью пуштунов, что усиливает недовольство таджиков тем, что нет их представителей в составе правительства, которое состоит полностью из талибов-пуштунов. Нет представительства в правительстве победивших талибов хазарейцев и узбеков, этнические группы которых составляют по 10%, а в сумме пятую часть населения Афганистана. Такая дискриминация большей части населения Афганистана приводит к возрастанию его недовольства приходом к власти талибов.
Дестабилизирует обстановку в Афганистане и этноконфексиональный фактор. Большая часть населения Афганистана (93%) мусульмане, проповедующие одну из двух основных разновидностей ислама суннизм и шиизм. Из них 78% - сунниты, а 22% - шииты. К шиитам относятся хазарейцы, горные таджики и персы из Ирана.
О том, насколько влияет этноконфессиональный фактор на дестабилизацию обстановки в Афганистане свидетельствуют кровавые события, происходившие в столице провинции Балх Мазари-Шарифе, и взрыв шиитской мечети в Кундузе.
Взрыв шиитской мечети произведённый 8 октября 2021 года террористом-смертником экстремистской группировки «Исламское государство в Хорасане», являющейся ответвлением ИГИЛ, стал крупнейшим терактом со времени вывода войск американцами. При этом сами талибы заявили, что за терактом могут стоять иностранные спецслужбы, которым выгодно «выставить новые власти Афганистана в качестве террористов или как минимум в качестве неспособных террористам противостоять».
Но ведь и ИГИЛ, и «Талибан» создали сами американцы с целью противостояния Советскому Союзу в годы существования ДРА. А с приходом талибов к власти эти экстремистские группировки стали противостоять друг к другу.
Это говорит о начавшемся противоборстве между собой даже радикальных группировок исламистов. Но ведь ныне большую часть исламистов представляют в Афганистане прагматичные исламисты, которые допускают создание «светского» исламского государства.
К прагматичным исламистам следует отнести полевых командиров таджика Ахмад Шаха Масуда и узбека Абдул Рашида Дустума.
В период существования Северного Альянса Масуд возглавил регион, со столицей в городе Талукан, названный «Масудистаном» и «демократией без иностранного вмешательства».
А в период с 1992 по 1997 год Мазари-Шариф был столицей не только провинции Балх, в которой самой большой этнической группой являются узбеки, но и столицей протогосударства (государства, управляемого вождём), основанного генералом Дустумом под названием «Дустанистан».Генерал Абдул Рашид Дустум ввел собственную валюту, а «Дустунистан» имел свои воздушные линии.
Когда Кабул оказался в руках талибов, то в стотысячный Мазари-Шариф из четырехмиллионного Кабула и полумиллионного Кандагара хлынула волна беженцев, спасавшихся от притеснений талибов. Беженцы-мужчины не желали обрастать бородой, обязательной при талибах. Беженцы женщины не желали носить паранджу, облачаться в которую заставляли под страхом смерти талибы. Талибы запрещали музыку и телевидение и ввели запрет на обучение в учебных заведениях для девочек и женщин. Потому и бежали в Мазари-Шариф люди, несогласные с запретами талибов, что в столице Дустанистана не было этих запретов. Когда в захваченных талибов городах закрывались учебные заведения для женщин университет Мазари-Шарифа продолжал набор 6000 студентов, из которых 30% были женщины.
Из приведённых примеров следует наличие тенденций к разделу Афганистана на части по этнической принадлежности. Возможно, только такой раздел способен установить мир в Афганистане.
Свидетельство о публикации №221100301268