В Спб Достоевского. Земля и воля, Савинков

Алексею Валерьевичу Серебрякову


спасибо за идею конкурсу рассказов Детектив Достоевский.
Даже это не думала, но в общем-то образ Бориса Савинкова действительно входит в тему Петербург Достоевского

ПРОЛОГ.
Алексею Валерьевичу Серебрякову


Александр Христофорович сжимал Ольгу Петровскую в своих объятьях. Его правая рука нежно гладила рыжеватые волосы девушки, и губы целовали её губы.
Ольга застонала в объятьях любимого мужчины, ещё до того как стала полностью его.
Александру Христофоровичу это понравилось, и он в сильном порыве, прижал молодую женщину к себе. Женщина ласкалась, как кошка, до тех пор пока он не повалил её на роскошный диван, где они закончили исполнение своей давнишней мечты.

Увидев молодую женщину в объятьях Александра Христофоровича, горничная Пульхерия Васильевна вздрогнула - ей было не очень приятно застать влюблённых голубков врасплох, но она принесла им чаю и пирожков...

- Я Вам позавтракать принесла, - буркнула Пульхерия Васильевна, и Александр Христофорович, согретый нежными объятиями любимой, понял, что наступило утро.
Счастливое утро марта 1903 года.   

Александру Аникину

1898 год.
В Минск собирался и Григорий Гершуни, который, прослышав о съезде Георгия Валентиновича Плеханова, явно хотел там побывать. Гершуни исполнилось 28 лет, он был высокого роста, с усами, слегка худощав, кареглаз и с бледными чертами лица, свойственными медикам.

Гершуни окончил медицинский факультет, и стал в своё время фармацевтом, что потом ему помогло в революционной деятельности, и что потом его и погубило. Молодой человек привлекал к себе внимание. Он был достаточно красив, на нём был макинтош коричневого цвета, шляпа-котелок; в руках Гершуни нёс трость, и именно с Гершуни как-то тесно сошёлся Александр Христофорович Бельский во время своих гастролей в Москве. Они познакомились в поезде за чашкой чая, и Гершуни увлёк Бельского своей способностью говорить - почти убедив Александра Христофоровича в том, что обществу перемены нужны.

Хотя на самом деле относительно перемен - это был большой и сложный вопрос, поскольку вроде как после реформ 1861 года и отмены крепостного права ситуация в стране как бы приближалась к желанному для царей  и простых людей благополучию. Но не так-то всё было просто, как казалось,и Александр Христофорович это понимал прекрасно - иначе всё-таки в 1881 году народовольцы бы не убили бы царя Александра II, хотя Бельский часто спрашивал себя - за что?! Царь Александр II давал народу всё, даже душу   - на решающий шаг - отмену крепостного права из царей до него не решился никто. Предшественник Александра II в этом вопросе царь Александр I вводил только либеральные реформы. Общество взбунтовалось - побывавшие заграницей декабристы подняли в момент смерти Александра I 25 декабря 1825 года вооружённое восстание, которое не переросло в революцию и в её страшные последствия - гражданскую войну - только, благодаря разумности Сергея Трубецкого, который во время предупредил молодого царя и его семью - о грозившей им опасности.

Сергей Трубецкой пожалел маленького Сашу - будущего царя Александра II, за что Бог послал ему в ссылке много-много деток - в блистательном Санкт-Петербурге у супругов Трубецких детей почему-то не получалось, а, сделав добро царю, защитив царскую семью, много деток получилось...


Сергей Трубецкой вышел из ссылки в 1855 году, похоронив жену,   в окружении  своих любимых дочерей и сына. Мальчик Саша, в начале жизни увидевший вооружённое восстание декабристов, в конце её убитый террористами из Народной воли, которые вынесли Александру II, смертельный приговор, казалось, был приговорён судьбой к подобному исходу своего жизненного пути - пощажённый Сергеем Трубецким, он не был пощажён народовольцами.

При этом не  правы были народовольцы, убившие царя - было сложно сказать по эффекту, чего они добились, кроме запугивания населения?  Но, к сожалению, идиллию прервала давка на Ходынке, в которой погибло 1300 людей, и еще 700 человек было ранено - поговаривали виноват великий князь Сергей Александрович,..


месть назревала постепенно. Слушавший Григория Гершуни Александр Христофорович понимал всю степень озлобленности народа на халатное отношение к безопасности людей во время давки на коронации московского губернатора, великого князя Сергея Александровича, поскольку событие ещё не остыло - у кого -то в этой давке погибли близкие, родные.

Александр Христофорович сам видел, как бежали с ходынского поля люди. Он был приглашён на коронацию как певец, и его самого кто-то неожиданно вытащил из-под обломков. Александр Христофорович потом понял, что его случайным спасителем был Борис Савинков, который оказался в Москве в то время явно не специально - специально родилось потом, из чувства мести - может быть, неоправданного, но Александр Христофорович после знакомства со своим спасителем - Борисом Викторовичем - не разлучался с ним до самого конца. Ведь, именно Борис Викторович и познакомил его самого с его второй супругой Ольгой Петровской, встреча была еще впереди, когда он нуждался в женщине больше всего - и Савинков вытаскивал Ольгу из-под обломков Ходынского поля, хотя сам Александр Христофорович сетовал на то, что Петровскую спас не он, они встретятся позже; а пока речь идёт о знакомстве Бельского с Гершуни, когда Бельский возвращался с коронации в поезде, и теперь им была суждена новая встреча в Минске, куда спешил весь цвет интеллигенции.    


ГЛАВА ПЕРВАЯ

Александру  Аникину


Падал мягкий, пружинистый снег. Стоял на дворе декабрь 1879 года. В доме прокурора Савинкова раздался радостный крик - мальчик появился на свет, ещё одно пополнение в семействе. К друзьям спешил 37-летний оперный баритон Александр Бельский, который был очень рад за Софью Александровну, которая тут же окрестила сына Гамлетом. Виктор Викторович был Гамлету явно не рад. Александр Христофорович - довольно красивый мужчина с солидной осанкой - явно не понял.

- Но у Гамлета ж трагичная судьба. - Вдруг выдал Александр Христофорович, посмотрев на затянувшееся тучами декабрьское небо. Эта фраза единственное что убедило Софью Александровну дать ребёнку имя Борис.

- Но второе будет всё равно Гамлет. Я так люблю Шекспира. - Александр Христофорович переглянулся с Виктором Викторовичем, и оба не поняли Софьи Александровны. Наследный принц-то понятно. Наверное, лучше было бы ребёнка назвать Сулейманом - вдруг получил бы Империю. А не эшафот. Виктор Викторович не стал спорить с женой относительно второго имя Бориса, и предложил гостю выпить игристого шампанского, которое золотилось в бутылке...

...одинокая девушка, Инна Лисовская пробиралась сквозь  снег в заснеженном Петербурге 1879 года. Ей нужно было обязательно попасть в организацию Земля и воля, в которой находился её  брат, Игорь. Инна была переисполнена чувством долга, и, даже, невзирая на то, что сильно замёрзла, мужественно преодолевала питерские морозы.   


Инна в организацию попала не сразу. Мать, перед тем, как отправить дочь в Санкт-Петербург наказала ей снять хотя бы комнатку, чтобы не замёрзнуть и дала адрес.
Некой Глафиры Анатольевны, которая была ей сокурсницей когда-то, и у которой был сын Дмитрий, одних лет с Инной.

Девушка, по указанному адресу вошла в небольшой, двухэтажный домик, сделанный из срубных брёвен, с покатой крыши. Домик находился далеко не в центре Санкт-Петербурга, Инна единственное о чём сожалела, что домик расположен явно не в центре. Красота Питерского центра, знаменитый медный  всадник Александра Сергеевича Пушкина, поразили Инну, подарив ей мечту остаться жить в самом сердце столицы. Но не работая невозможно скопить даже на жильё, и бедная девушка была готова предложить любую сумму Глафиры Анатольевны ради того, чтобы та её укрыла до того как она найдёт брата.

Игорь пропадал где-то в революционных кружках Земли и воли, и Инне было приказано его забрать. Больная матушка не могла за ним приехать, и сестре пришлось, рискуя жизнью и честью пробираться сквозь заваленные питерские сугробы. Стояло 19 декабря. Глафира Анатольевна встретила Инну весьма поэтически, в радужном приподнятом настроении. Девушка возрадовалась, что нашла в доброй приятельнице матушки сочувствовавшего ей человека. Инне была предложена довольно скудная еда, но очень вкусная выпечка.  Из самовара налит наивкуснейший чай. Инна огляделась. Внутри её нового дома было не так убого, как ожидалось. Но был соблюдён минимализм - мало мебели, и печка, которая давала отопление в холодное время года.

Девушка пожала плечами, и возрадовалась тому что в новом доме ей видимо плохо не будет. Надо было поскорей написать об этом матушке!

- А почему Вы не поступили в университет?  - Начала диалог Глафира Анатольевна, подливая Инне чаю в утончённую чашку с гжелевой росписью - подарок на тридцатилетие, сделанный подругой-сокурсницей, проживавшей сейчас в Нижнем Новгороде. Инна задумалась, потом сказала:

- Понимаете, когда Игорь пошёл в революционеры, мне матушка запретила поступать в университет. Она испугалась, что меня повесят.

- Зря. - Глафира Анатольевна явно так не считала. - Я бы не боялась. Революционная деятельность брата не должна ложиться на тень сестры. Это профессора должны учитывать. В нашей дружбе с твоей матушкой именно университет сыграл хорошую роль.

- Но университет толкнул брата в революцию. Мать вечно боится за него. Что могут студенты? Только глупости совершать. Я знаю про все шалости между мальчиками и девочками, на меня так смотреть не надо. Я девушка, но я учёная - мне мама рассказывала перед тем как отправить в такую сложную дорогу за братом. Каждый, встретившийся мне на пути барин, легко может посягнуть на мою честь. Матушка мне сказывала. И я считаю, что кроме глупостей студенты вроде моего брата Игоря не могут ничего.         

физический  факультет горного университета в Санкт-Петербурге сейчас оканчивала молодая женщина, уже ставшая супругой Сергея Борисовича Петровского, и родившая ему дочь Ольгу, которая тоже радовала глаз своей новой жизнью, и обоим родителям доставившая много радости. Раньше Наталью прочили в невесты Дмитрию, но родители девушки отдали предпочтение Сергею Борисовичу - молодому, красивому военному, и не прогадали. Дмитрий всё-таки был просто студентом историко-филологического факультета. Дмитрию не нравилась Наталья, и он был счастлив тому, что она благополучно вышла замуж за другого. 

Неожиданно в комнату вошёл Дмитрий - молодой красивый, высокий студент.
Дмитрий был не избалован судьбой, но был избавлен от несчастливого брака. Инна с самого начала приглянулась Дмитрию - молодая, милая, скромная девушка с овальным лицом и прекрасными голубыми глазами. Чтобы не волновать сына, Глафира Анатольевна решила скрыть от него, что Инна приехала в Питер забирать домой своего брата -революционера Игоря. Глафира Анатольевна явно к неудовольствию Инны соврала сыну о том, что Инна планирует поступать на филолого-исторический факультет с позволения матушки.

Позволение поступать испрошено. Препятствий не было. Дмитрий, как студент третьего курса, любезно согласился представить Инну своим профессорам, которых уважал и любил. Пока его бывшая  невеста пеленала красавицу-дочку Оленьку, Дмитрий был поглощён наукой.

Но он не знал пока, что у него на примете уже другая избранница - графиня Алиса Винтерблюм, девушка из довольно состоявшегося круга. Маменька никак не могла успокоиться на одиночестве сына, и решила во чтобы то ни стало его женить.

Но судьба распорядилась иначе.

Алексею Валерьевичу Серебрякову в Благодарность за Бориса Викторовича Савинкова

профиль Александра Христофоровича Бельского - Алексей Валерьевич Серебряков


Рецензии