Вилла Абамелек - Резиденция российского посла в РИ

(Из цикла «Азбука Рима»)

    Каждый день, ровно в полдень, над Римом раздается пушечный выстрел, и люди невольно оборачиваются в сторону холма Джаниколо. Оказавшиеся в это время на самом холме собираются у парапета, с которого открывается панорамный вид на Вечный город. В хорошую погоду на горизонте проглядываются даже очертания дальних холмов Колли Альбани. К полудню у подножия парапета на небольшую асфальтированную площадку по небольшим, полутораметровым рельсам  выкатывают пушку и точно в 12 часов она производят традиционный залп.
    А вот с другой стороны открывается вид на склон холма, где видна художественно вырезанная из самшитовых кустов монограмма. Переплетенные буквы А и Л представляют собой эмблему бывшего исторического…владельца виллы Абамелек – русского князя Абамелека-Лазарева.
        По линии отца он был потомком  Абамелеков, которые перебрались в Россию после присоединения к ней Грузии и состояли в родстве с грузинским царским родом Багратиони.  Екатерина II  пожаловала им дворянство и герб. Мать Семёна Семёновича происходила из  старинного армянского рода Лазаревых, переселившихся в Россию из Персии в 1747 году. Лазарь Лазарев был поставщиком шелковых тканей во дворец Екатерины II. Просвещенные потомки этого богатого рода в 1814-1815 годах основали в Москве Институт восточных языков (ЛИВЯ), который по традиции порой называют «Лазаревкой».
      С именем Ивана Лазарева связана история появления в России одного из крупнейших алмазов в мире. Именно Лазарев продал приобретенный им уникальный бриллиант графу Орлову, а тот подарил его Екатерине II. С той поры  бриллиант, получивший название «граф Орлов», украшал скипетр российских императоров. Ныне он хранится в Алмазном фонде в Москве.
     Потомок двух известнейших родов, князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев, родился в Москве в 1856 году. Детство и юность его прошли в Петербурге, где он получил блестящее образование. Молодой князь увлекался литературой, искусством и археологией. В 1882   году, во время поездки в Сирию, князь сделал крупное археологическое открытие.  На раскопках в легендарной Пальмире он нашел хранящийся ныне в Эрмитаже так называемый «Пальмирский камень». Это каменная «билингва», т.е. плита с надписями на греческом и арамейском языках. Как некогда знаменитый Розеттский камень, она помогла расшифровке древнего сирийско-арамейского языка.  Семен Семенович был одним из самых состоятельных людей России. На Урале ему принадлежали металлургические заводы, каменноугольные копи, соляные промыслы, а также золотые и платиновые прииски. Они владели многочисленными дворцами и поместьями и дворцами по всей России.
     Рассказывают, что после революции, в 1918 году, чекисты взялись обыскивать особняк князя Абамелек-Лазарева в  Нижнем Новгороде. Целый день они обстукивали полы и стены, и, наконец, в темном углу они обнаружили вход в потайное   сводчатое помещение. Оно было сверху донизу  забито коваными сундуками со столовым серебром, восточными тканями, бронзой и драгоценностями. В баулах лежали  бриллиантовые ожерелья и диадемы, золотые кольца, серьги и броши. И это была лишь  некая часть несметного  состояния Семёна Семёновича.
     В 1897 году князь Абамелек–Лазарев женился на Марье Павловне Демидовой, дочери княгини Трубецкой и  Павла Павловича Демидова, из богатейшего рода  оружейников и горнозаводчиков Демидовых.  За приобретенные в Италии владения Демидов получил наследственный титул князя Сан-Донато. Мария Павловна  отличалась  умом и красотой, была она девушкой высоко просвещенной и с особым увлечением занималась балетом. Вместе с унаследованным от отца титулом княгини Сан Донато, Мария восприняла от родителей и нежную любовь к Италии. В 1907 году, в одно из путешествий по этой стране, Семён Семёнович купил огромную виллу Торри, неподалеку от Ватикана. В древние времена  здесь было кладбище гладиаторов, погибших на арене соседнего цирка Нерона. Во время археологических раскопок на вилле было найдено несколько могильных камней с латинскими надписями: «Corpus custodes Nerone». – телохранители Нерона, которые нередко принимали участие в гладиаторских боях.
    Вилла неоднократно меняла владельцев, и сильно пострадала во время наполеоновских войн.
     Ко времени приобретения Абамелек-Лазаревым на территории  опустевшей виллы стояли два полуразрушенных дворцовых сооружения и несколько вспомогательных построек. Князь с увлечением занялся реконструкцией. Он перепланировал парк, засадил его красивыми деревьями и кустами, украсил античными скульптурами, этрусским саркофагом,  мраморными ваннами из древнеримских терм, фонтанами и амфорами.
     С помощью талантливого архитектора Винченцо Моральди, он преобразовал одно из дворцовых зданий в роскошный театр, или Дворец муз. Залы его, с колоннами из редчайших пород мрамора, украшены резными потолками, и освещаются  великолепными люстрами из венецианского стекла «мурано». На стенах разместили фламандские гобелены XVI–XVII веков. Здесь Абамелек-Лазарев поместил свою богатую коллекцию из  древнеримских мозаик, картин, бюстов римских императоров. Есть в коллекции даже древнеримская мраморная статуя Венеры III века до н.э.   
    В небольшом отдельном зале стоит скульптура Аполлона, помещенная  на округлый постамент из редкого африканского чёрного мрамора с искрами красных и зеленых тонов. По преданию.  это часть мощной колонны, которая некогда   служила основанием для знаменитого памятника Святому Петру в ватиканском соборе. Когда в колонне обнаружили трещину, монумент Петра перенесли на другой пьедестал, а старый демонтировали. Нижнюю часть этой  колонны и приобрел для своей виллы князь Абамелек-Лазарев.
     Во второй  дворцовой постройке,  так называемом Бельведере, супруги устроили свою резиденцию.
    Вскоре вилла Абамелеков-Лазаревых стала  своеобразным культурным центром Рима. Самое изысканное римское общество собиралось здесь на концертах, вечерах классического балета, когда на сцене появлялась  и сама хозяйка. Кстати сказать, её портрет в костюме Флоры можно и теперь видеть в одном из залов дворца.
    Князь всегда щедро покровительствовал русским художникам и скульпторам. Он предоставил в их распоряжение «Охотничий домик» в мавританском стиле. Здание по сию пору  носит название «Домик Гарибальди», ибо существует поверье, что во время боев на холме  Джаниколо здесь размещался штаб легендарного героя Италии.
     19 сентября 1916 года во время пребывания в Кисловодске князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев скончался внезапно от паралича сердца в возрасте 59 лет. Похоронили его с должной  пышностью в семейной усыпальнице Лазаревых на армянском Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Оставшись одна, Мария Павловна поселилась в родовой вилле под Флоренцией, где она прожила ещё почти сорок лет,  и была похоронена там же.
     Вилла Абамелек тем временем постепенно приходила в запустение. Поскольку детей у четы Абамелек-Лазаревых не было, то в завещании было указано, что после смерти княгини вилла Абамелек переходит в собственность  Российской Императорской Академии художеств с целью организации на ней пансиона для художников и скульпторов.
     После революции, в 20-х годах Народный комиссариат иностранных дел СССР  пытался отстоять права на наследство виллы, однако римский суд отказал Советской России в праве на наследство, и объявил Марию  Павловну единственной наследницей виллы Абамелек. В конце  Второй мировой войны на вилле Абамелек разместились Клуб советских офицеров и Советское Представительство при Контрольной комиссии держав-победительниц. В 1946 году итальянские власти виллу конфисковали, мотивируя тем, что владелица на ней не проживала и не ухаживала за ней должным образом. А в 1947 году, итальянская республика специальным декретом передала виллу Правительству Советского Союза. Надо сказать, что это  произошло благодаря усилиям советских дипломатов и не без помощи лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти, который в то время   занимал пост министра юстиции.
    С той поры огромная территория (30,4 га) виллы содержится в идеальном порядке. В театре по неувядаемой традиции по-прежнему устраиваются приёмы, концерты и выставки. Посетители театра любуются поистине музейными сокровищами. В 80-х годах прошлого столетия эти сокровища привлекли внимание мошенников. Они проникли на окруженную высокими стенами виллу, залезли через окно в театр и похитили бесценные старинные голландские гобелены. Итальянские газеты кричали об «ограблении века», полицейские лихорадочно искали похитителей. Но по горячим следам поймать их не удалось. Однако, спустя пару лет сыщикам удалось обнаружить пропажу и вернуть её посольству России. По этому поводу в театре, на стены которого вернулись похищенные гобелены, устроили приём, где чествовали и благодарили преуспевших в трудных поисках умелых полицейских.
     В жаркие летние вечера праздничные концерты устраивают на открытом воздухе. Стулья расставляют на просторной поляне перед театром, музыканты устраиваются под огромной раскидистой магнолией, и звуки музыки растекаются окрест.
       По заведенной князем Абамелек-Лазаревым традиции в домике Гарибальди по-прежнему  останавливаются художники и скульпторы.
     Кроме того, на территории виллы  есть своя русская школа, медпункт и  спортивный комплекс. С годами старых построек стало не доставать для размещения всех сотрудников. Да вот строительство в Вечном городе, тем более в его природно-парковой зоне, дозволяется лишь  по специальному разрешению мэрии. В 1958 году началась многоходовая дипломатическая операция. В ходе переговоров участок земли в 1,5 га в нижней части виллы отошел к  итальянским предпринимателям, которые построили здесь семь многоэтажных кооперативных домов. Взамен посольство России получило разрешение на возведение трёх невысоких, но благоустроенных домов для сотрудников посольства с семьями.  Дополнительные хитроумные переговоры позволили посольским детям (и взрослым в свободное от работы  время) обзавестись бассейном. Правда, в официальных документах он и по сей день значится как «резервуар для противопожарных целей». (Каким, впрочем, он и является дополнительно).
      Долгие годы русские верующие в Риме не имели своего храма. Службы проводились в  пожертвованной бывшими владельцами просторной квартире. Причем там собирались не  только русские, но и православные эфиопы. Поэтому в 90 годах  возник вопрос о строительстве русской церкви.
     Наконец, в 2006 году на принадлежащем посольству участке склона, обращенного к Ватикану (виа дель Лаго Террионе, 77), на народные пожертвования была построена церковь Святой Великомученицы Екатерины. Ватикан против строительства храма не возражал, выдвинув только одно условие: чтобы крест её бирюзовой 29-метровой колокольни не возносился выше креста на расположенном по  соседству  соборе Святого Петра.
     Помимо виллы Абамелек, России в Риме принадлежат здание посольства на виа Гаета, консульская вилла на виа Номентана, здание торгового представительства и владения посольства при Ватикане. Надо сказать, что в собственность Российской империи входили и другие многочисленные усадьбы и постройки, которые были утрачены после Октябрьской революции 17 года. К примеру, знаменитая вилла Волконской теперь принадлежит посольству Великобритании.
    После развала Советского Союза некоторые из бывших союзных республик попытались выставить права на некий раздел этой собственности. Однако российские дипломаты с успехом отбили их притязания и отстояли единоличное право на историческую собственность бывшей Российской империи.


Рецензии