Воспоминания... Светилась, падая, ракета...

    По требованию и условиям "Проза.ру"  придется менять заголовок с "Воспоминания старого "Скалозуба" на просто Воспоминания...,т.к. хочу, чтобы "Скалозуб" был в кавычках.

    Здесь будет сказано о смене зенитных ракетных батарей на боевом дежурстве-БД.  Перед этим можно посмотреть на видео боевую работу комплекса 2к12 КУБ по ссылке: https://ok.ru/video/339388010944   Причем, модификаций нашего ЗРК было около 5-6. Прошу снисхождения за технические подробности.

    Обычно  по установленному командованием порядку зенитные ракетные батареи ЗРП менялись на боевом дежурстве один раз в месяц.   В этот раз  одна из зрбатр полка несла БД на  терриконе, созданном отвалами отработки из близлежащих шахт примерно в 35 км от расположения полка.  На этой стартовой позиции  - СП стоял временный (в наших ВС таких «временных» сооружений в те годы было  много и они стали постоянными) домик, в котором располагались офицеры и солдаты.  Были устроены и регулярно совершенствовались капониры для СУРН, СПУ и  другой штатной техники.   В сторонке располагалась будка для кухни. Не нужно думать, что СП для зрбатр больше в полку не было. Были и в других необходимых местах, и запасные, и ложные. Так вот, прибыла на смену очередная зенитная ракетная батарея со своей техникой...

    При смене батарей боевое дежурство прекращается на время, необходимое для смены  зен. рак.комплекса, проверки функционирования и, при необходимости, восстановления параметров всего радио-технического и стартового  оборудования прибывшей зрбатр. В это время продолжается БД только стрелков-зенитчиков, вооруженных переносными ЗРК  «Стрела-2м»  или «Игла». Надо заметить, что при смене на БД  ракеты на СП не меняются, чтобы выработать т. н. сроки их «технической пригодности» в самых наихудших условиях их состояния (без контейнеров, на СПУ, вне отапливаемого хранилища, с включением аппаратуры и расходованием ресурса ракет), а матчасть ЗРК прибывает с каждой новой батареей  своя.

    При этом действии производится перегрузка ракет с СПУ сменяемой батареи на вновь прибывшие СПУ, их осмотр и приемка.  Перегрузка  происходит с помощью гидравлического крана ТЗМ (транспортно-заряжающей машины), смонтированной на шасси автомобиля ЗИЛ-131.   Оператор ТЗМ стоит за пультом и с помощью рычагов перемещает 3-х  коленный кран  к ракете на сменяемой СПУ. Оператор СПУ  отсоединяет от СПУ разъемы ракеты, цепляет на лежащую ракету траверсу, крюк крана подцепляет к траверсе,  снимает крепление ракеты  к направляющей и по команде командира стартового взвода, на чьей СПУ  находится ракета, начинается её подъем и перемещение на СПУ сменяющей зрбатр. Командир  с операторами СПУ взвода,  заступающего на БД, принимает ракету и аккуратно укладывает её на направляющие своей СПУ.  Затем производит её осмотр и приемку.

    Здесь надо пояснить, что гидронасос гидрокрана ТЗМ работает только от привода автомашины ЗИЛ-131  и двигатель  её  должен   все  время работы гидрокрана работать.  И вот,  в самый драматичный момент, когда ракета уже висела над новой СПУ, двигатель  машины по какой-то причине заглох!  Нагнетание гидромасла прекратилось, а сам гидрокран был, мягко говоря, не совсем исправен.  Но пока работал гидронасос, то давление масла было достаточное. И тут наша ракета стала опускаться, т.к. последний цилиндр гидрокрана стал самопроизвольно выдвигаться.   Оба расчета опешили, что делать?  Ситуация не штатная!   Водитель-электромеханик пытался заводить двигатель автомобиля, но не тут то было! Двигатель не запускался   Началось общее замешательство.  Ракета медленно, но уверенно опускалась все ниже!  Это грозило её поломкой, а поломка ракеты — это ЧП  на все ПВО  Сухопутных войск. 
    
    Доложили командиру полка п\п-ку Воеводе Василию Евдокимовичу.  Он быстро  собрал всех водителей к месту происшествия и принял решение: тот,  кто заведет авто, немедленно получит отпуск с поездкой на родину на 10 суток.  Нашелся доброволец, который потребовал быстро холодной воды, намочил в ней ветошь и облоложил ею горячий топливный насос двигателя машины. Несколько раз менял ветошь, чтобы она  была  холодная.  Видимо, был такой недостаток, что топливный насос двигателя автомобиля перегревался и на холостых оборотах двигатель не мог долго работать.  После нескольких таких манипуляций бензонасос остыл,  двигатель завелся и гидрокран заработал. Все с облегчением выдохнули!  И нашу многострадальную ракету положили на свое место.  Командир полка построил обе батареи и перед общим  строем объявил:  водителю имярек предоставить отпуск на 10 суток с поездкой на родину.   Это самое большое и лучшее поощрение для солдата!  А в отношении виновных в неисправности ТЗМ приказал провести расследование.

    Я только вчера прибыл в новый полк  и,  узнав о смене батарей  на  БД, напросился поехать с командиром на это новое для  меня мероприятие.  Приказа на меня еще не было, я был без семьи, а хотелось сразу узнавать новое и все, что связано с Боевым дежурством. Вот так я попал «с корабля на бал».  Правильно говорится: «век живи-век учись».  В процессе длительной службы в частях ПВО Сухопутных войск мне приходилось постоянно заниматься сменой батарей на БД, но похожих случаев зафиксировать не пришлось.
 


Рецензии