В какой маске был Ленин на Фашинге в Мюнхене?
Ленин, находясь в эмиграции в Мюнхене, не был стеснен в деньгах и жил в шикарном районе Швабинг. Он бывал и в Хофбройхаузе несколько раз. Крупская писала, что ее муж был "знатоком пива". Летом он сидел с женой за пивным столиком во внутреннем дворике пивного заведения неподалеку от каменного фонтана, а в зимнее время - прятался в зале на первом этаже здания, где обыкновенно собирались за деревянными столами простые люди.
В собрании сочинений Ленина ( т. 55, с. 203) я нашел строки о том, как язычески веселились мюнхенцы во время Фашинга в феврале 1901 года: "...На днях кончился здесь карнавал. Я первый раз видел последний день карнавала за границей - процессия ряженых на улице, повальное дурачество , тучи конфетти (мелкие кусочки цветной бумаги), бросаемых в лицо, бумажные змейки и пр., и пр. Умеют здесь публично на улицах веселиться!" Это фрагмент письма от 20 февраля 1901 гола в адрес родной сестры М. Ульяновой. Значит, и 31-летнему политэмигранту Ленину было радостно в Мюнхене в народной толпе на Виктуалиенмаркте, площади Мариенплац и на улице Кауфингерштрассе, где по давней традиции проводится карнавальное шествие. Известно, что Ульянов-Ленин в мюнхенской эмиграции имел псевдоним "Старик". Он прибегал за рубежом к парикам и гриму, поэтому уместен риторический вопрос: "А в какой, интересно, маске был Ульянов-Ленин на Фашинге в Мюнхене?" Скучным зевакам без маски участники карнавала бросают в лицо конфетти, окружают их в диком танце, кривляются рядом с ними, показывая странным гостям даже свой язык.
Что касается большинства мюнхенцев, то они, по моим наблюдениям, они придерживаются такой тактики: "Не надо маскироваться, чтобы веселиться". Это ярко проявляется особенно в карнавальный вторник на рынке Виктуалиенмаркт, когда в этот день рано утром гости Фашинга стремятся не упустить и своими глазами оценить веселый "Танец рыночных торговок", которым, кажется, подтанцовывают не только в пестрой толпе, но даже и бронзовые фигуры фонтанов с питьевой водой. Эти Фонтаны названы в честь местных юмористов, артистов и народных певцов. Правда, при Ленине этих небольших фонтанов не было на знаменитой в городе рыночной площади.
Людской поток и многообразие красок и запахов на Виктуалиенмартке гармонирует с с воспоминаниями о знаменитом одесском Привозе. Кстати, на Фашинге можно встретить и веселых людей еврейской национальности из черноморского города в карнавальных костюмах "Мисс Одесса", "Одесский джентльмен", "Жемчужина Одессы". Бывшие одесситы чувствуют себя в Мюнхене как дома, ибо на Привозе и на Виктуалиенмаркте много общего. Например, приветливость и шуточки рыночных торговок при общении с трудными или подвыпившими покупателями вполне могут смениться грубыми выражениями на баварском диалекте типа "Поцелуй меня в одно место!", "Заср***ц" и др. Если цены кусаются, то тебя они могут отправить в еврейский, то есть "русский" магазин с вывеской "Одесса", что на соседней площади Карлштадт, где цены продукты из Польши или России тоже запредельные.
Да, Ленин был прав, называя Фашинг в Мюнхене "повальным дурачеством". Несмотря на то, что остроконечные башни и черепичные покатые крыши старой части Мюнхена окутаны сырым февральским туманом, в воздухе и особенно на радостных лицах людей чувствуется скорый приход весны.
Свидетельство о публикации №221100300385