В какой маске был Ленин на Фашинге в Мюнхене?

   В дни  веселого карнавального Фашинга, который по  своей идее сродни русской Масленице, мюнхенцы не боятся разыгрывать самих ни в маске и без нее.  В эти "сумасшедшие" дни перед Великом постом в баварской столице проводится немало оригинальных по названиям балов и увеселительных мероприятий. Одно из них - "Ночь чудовищных рыцарей", куда съезжаются гости из разных городов и деревень Баварии. А на автомобильных трассах  в эти дни можно видеть шуточные дорожные указатели: "Хофбройхауз - 10 км" вместо "Мюнхен - 10 км". Хофбройхауз - знаменитый на весь мир  пивной дворец, состоящий из нескольких этажей. Приезжие то и дело задают вопрос местным жителям: "Где же здесь хваленый Хофбройхауз?" В нем, кстати, бывали разные знаменитости с мировым именем, в частности, русские революционеры Ленин и Крупская. Последней аббревиатура из сплетенных латинских букв "HB", что на бокалах фирменного пива, ностальгически  напоминала название русского политкружка "Народная воля", о чем  она писала в своих воспоминаниях о Мюнхене.

Ленин, находясь в эмиграции в Мюнхене, не был стеснен в деньгах и  жил в шикарном районе Швабинг. Он бывал  и в Хофбройхаузе  несколько раз. Крупская писала, что ее муж был "знатоком  пива". Летом он сидел с женой за пивным столиком во внутреннем дворике пивного заведения неподалеку от каменного фонтана, а в зимнее время - прятался в зале на первом этаже здания, где  обыкновенно собирались за деревянными столами простые люди.

В собрании сочинений Ленина ( т. 55, с. 203) я нашел строки  о том, как язычески веселились мюнхенцы во время Фашинга в феврале 1901 года: "...На днях кончился здесь карнавал. Я первый раз видел последний день карнавала за границей - процессия ряженых на улице, повальное дурачество , тучи конфетти (мелкие кусочки цветной бумаги), бросаемых в лицо, бумажные змейки и пр., и  пр.  Умеют здесь публично на улицах веселиться!" Это фрагмент письма от 20 февраля 1901 гола в адрес родной сестры  М. Ульяновой. Значит, и 31-летнему политэмигранту Ленину было радостно в Мюнхене в народной толпе на Виктуалиенмаркте, площади Мариенплац и на улице Кауфингерштрассе, где по давней традиции проводится карнавальное шествие. Известно,  что Ульянов-Ленин в мюнхенской эмиграции  имел псевдоним "Старик".  Он прибегал  за рубежом к парикам и гриму, поэтому уместен риторический вопрос: "А в какой, интересно, маске  был Ульянов-Ленин на Фашинге в Мюнхене?" Скучным зевакам без  маски  участники карнавала  бросают в лицо конфетти, окружают их в  диком танце, кривляются рядом с ними, показывая странным гостям даже свой язык.

Что касается  большинства мюнхенцев,  то они,  по моим наблюдениям, они придерживаются такой тактики: "Не надо маскироваться, чтобы  веселиться". Это ярко проявляется  особенно в карнавальный вторник на рынке Виктуалиенмаркт, когда в этот день рано утром   гости Фашинга стремятся не упустить и своими глазами  оценить веселый "Танец рыночных торговок", которым, кажется, подтанцовывают  не только в пестрой  толпе, но даже и  бронзовые фигуры фонтанов с питьевой водой. Эти Фонтаны названы в честь  местных юмористов, артистов и народных певцов. Правда, при Ленине этих небольших  фонтанов  не было на  знаменитой в городе рыночной площади.

Людской поток и многообразие красок и запахов на Виктуалиенмартке гармонирует с с воспоминаниями о знаменитом одесском Привозе. Кстати, на Фашинге  можно встретить и веселых людей еврейской национальности из черноморского города  в карнавальных костюмах "Мисс Одесса", "Одесский джентльмен", "Жемчужина Одессы". Бывшие одесситы чувствуют себя в Мюнхене как  дома, ибо на Привозе и на Виктуалиенмаркте много общего. Например, приветливость и шуточки рыночных торговок  при общении  с трудными или  подвыпившими покупателями вполне могут смениться грубыми выражениями на баварском диалекте типа "Поцелуй меня в одно место!", "Заср***ц" и др.  Если цены кусаются, то тебя  они могут отправить в еврейский, то есть "русский" магазин с вывеской "Одесса", что на соседней площади Карлштадт, где цены продукты из Польши или России тоже запредельные.

Да, Ленин был прав, называя Фашинг в Мюнхене "повальным дурачеством". Несмотря на то, что  остроконечные башни  и черепичные покатые крыши старой части Мюнхена окутаны сырым февральским туманом, в воздухе и особенно на радостных лицах людей чувствуется скорый приход весны.   


Рецензии