Вспомнить имя своё ч. 19

Боги гор  от А до Э. Мифология народов Северного Кавказа.

Мы - люди, и в теченье жизни всей
Мы на земле живём среди людей.
Рождаясь одинокими, уходим
И оставляем целый мир друзей.
(Лоик Шерали)

 Боги, обитающие на вершинах, в пещерах и озерах, а также за серебристой пеленой водопадов, неизменно помогали людям справляться с тревогой и опасностями, исходившими от окружающего мира.

   Аза - Мать бога солнца Гелы. По другим преданиям является дочерью солнца. Жила на земле в высокой башне, а осенью на землю спускалась золотая лестница и она возвращалась на небо к солнцу. В одном из сказаний она является женой нарта Тоха,  от которого родила сына Моказа,  а в другом -  женой Хамчий Патрижа, который спас от проглотившего её отца (солнце) дракона.
Алла -  Белла - горный дух. (1)
Алпан - бог огня.
Амгали-ерда - Крылатый дух. Брат Тамыж-ерда. Обитает на горе Будур-лам в селе Хули.
Амгама Ерда - горный дух, обитает на горе Будур-лам в селе Хули.
 Амион - существо женского рода, грозный страж, охраняющий ворота, ведущие в царство мёртвых.
Асс - божество грома и молнии. Живёт на небесах, ездит в фаэтоне. Его постоянная дорога - Млечный путь. Колёса фаэтона и подковы коней при езде по ухабистым дорогам стучат, грохочут, отсюда -  гром. Молнии - это искры из-под колёс.
Барастыр - правитель загробного мира
Бельлас - главный вещий из числа горных духов.
  Однажды  два друга черкес  и чеченец заночевали в горной пещере. Чеченец Иса услышал в пещере разговор горных духов. Алла-Белла звал Бельласа на поминки, но тот отказался, сославшись на то, что в его пещере гости и рассказал Алла-Белле о том, что они едут за невестой.
  Когда друзья во второй раз заночевали в пещере, Бельлас предсказал, что в брачную ночь черкеса и его жену ужалит змея. А тот, кто услышит это предсказание и передаст другому - окаменеет. Чеченец охранял покои женившегося друга, но этим вызвал подозрения у черкеса и ему пришлось рассказать о подслушанном разговоре духов.
  Черкес Иса пошёл в пещеру духов и те подсказали ему как оживить друга. Для этого потребовалось прикосновение ласточки, которая находилась в голове у сына черкеса. Он нашёл его и рассказал обо  всём. Сын согласился пожертвовать своей жизнью ради друга отца. Когда чеченец снова стал прежним, то первым делом попросил принести ему ласточку. С помощью птицы и дуновения на голову и тело, он оживил сына черкеса.
  Бярнил изажа - хозяйка воды, дух водной стихии. Проживала  в глубине озер и рек. Появлялась в облике белокожей женщины-красавицы с длинными распущенными зелёными волосами. Её глаза излучали зелёный, такой притягивающий, свет.
  Бярнил изажа заманивала купающихся в одиночестве мужчин, заключала их в свои объятия и топила. Тем мужчинам, которые ей понравились, она сохраняла жизнь, но щекоткой вызывала у них страшный смех и в конце концов сводила с ума.
  Чтобы умилостивить Бярнил изажа, ей возносили молитвы и совершали жертвоприношения.
  Гела - Бог неба, Бог солнца. Живёт высоко в небе вместе с богом молний Селой. Днём Гела лучами освещает мир людей, и оплодотворяет всё живое повернувшись к нему лицом. А ночью он освещает мир мёртвых, отвернув от него лицо, поэтому в этом мире нет тепла и жизни.
 Два раза в год в день равноденствия Бог Гела  гостил у богини Азы -  дочери солнца.  Богу солнца регулярно возносились молитвы в ингушском святилище Гал - ерды.
  Засуха и неурожай объяснялась гневом, недовольством и неблагосклонностью Бога Солнца  Гелы.
Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли.

Всё дышавшее ложью
Отшатнулось, дрожа.
Предо мной - к бездорожью
Золотая межа.
(Александр Блок)
  Горий - Божество воздуха и ветра.
  Дарза-нана (Фурки) -   богиня вьюг. Жена бога Селы. В ингушском языке дарза - это "вьюжная", а нана - "мать".
  Дарза - нана битает совместно с Селой на снежной вершине горы Башлам - Корт (гора Казбек), откуда повелевает буранами, метелями, вьюгами и снегопадами. На снежном конусе горы, начертан магический круг, через который не осмеливается пройти ни один человек, опасаясь быть сброшенным богиней с вершины в пропасть.
  Именно на вершине Башлам - Корт, по приказу бога Селы, богиня Фурки охраняет прикованного железными цепями нарта Курюко, который  украл для людей огонь у громовержца Стелы. За это бог наслал на людей несчастья. Чтобы исправить это, Курюко пришёл к Стеле, и тот обрёк его на вечные муки, приказав приковать цепями к горе Башлам (Казбек). Каждый день к нему прилетала птица Ида и клевала печень.
  Дела - Демиург, верховный бог над всеми  богами, полубогами и духами -покровителями, каждый из которых отвечал за тот или иной аспект бытия вселенной. Отец Елта и Эштр и дочери Тушоли.
  Дела создал землю и миры, всё живое на земле. Увидев, что земля оказалась в три раза больше неба, Дела сжал её, и образовались земляные горы. Затем он укрепил землю каменными горами.
Землю держат на своих рогах быки.(2)
  Дела требовал полного подчинения от подчинённых ему божеств, а случае непослушания жестоко наказывал. Например, он выбил глаз своему сыну Елта. (3)
   Джеры дзуарр - Божество, которое исцеляет душевнобольных.
Считалось, что Джеры дзуар обитает на горе возле селения Джер в Южной Осетии. Для исцеления от имени больного жертвовали мясо, а его самого подвешивали на веревке над пропастью, угрожая сбросить, если он не назовет вселившихся в него злых духов. Названные имена записывали и сжигали.
   Дзызлан - "мать воды",  злой дух,  проживающий  в  реках и озёрах. Дзызлан могла вызвать душевную болезнь, вселившись в человека.
  В облике красивой молодой женщины с длинными золотистыми волосами, с белой, как папирус, кожей, с глазами, сверкающими, как алмаз заставляла  одиноких мужчин вступать с ней в единоборство. Ступни  ног Дзызлан были обращены назад, но она не русалка, так как без  рыбьего хвоста, поэтому в  борьбе с ней никому не удавалось  побороть её и повалить на спину.
   Дзызлан хорошо плавает, лучше всех, и в воде чувствует себя как рыба. Да и тело у неё упругое, холодное, как у рыбы, кожа белая, почти белоснежная как "амсыр-кьаадыш" - папирус на абхазском языке.
  Побеждённый  мужчина  оставался жить с Дзызлан  на некоторое время.
  Елта -  одноглазый бог охоты и урожая, защитник лесных животных и людей. Сын верховного бога Делы, брат Тушоли и Эштра. Елта  мог принимать облик белоснежного оленя. Каждое дикое животное имело его отметину. Ему подчинялись как животные, так и все лесные люди.
  Раньше Елта не был одноглазым. Однажды он, желая быть независимым, помог маленькому мальчику вырастить пшеницу. За это "злодеяние" Дела - суровый бог отец наказал его, лишив глаза.
 Жер - баба - с ингушского языка   престарелая вдова. Она  даёт мудрые советы нартам. У Жер - бабы есть волшебная чаша, еда из которой не иссякает. Она готовит для остановившихся на ночлег нартов большое количество хлеба и галушек из щепотки муки, оставшейся с благодатных времен.
   Когда нарты, удивлённые тому как ей это удаётся, узнали от Жер-бабы,  что с их приходом заклнчилась благодать, то вынужденно выпили  расплавленную медь и погибают.
  Каж - добрый домашний дух в облике белой змеи.
  Мантули - добрый горный  дух. Она выглядела как девушка с длинными золотистыми волосами. Жила в пещерах. Мантули помогала женщинам в их домашней работе, но только с одним условием - об этом никто не должен знать. Одна женщина разболтала о помощи мандули, после чего была жестоко наказана - её дом разрушился, дети погибли, как и она сама.
  Мехка нана - Богиня горной местности.
Когда -то Мехка нана была заключена в пещеру, из которой не было выхода, даже маленького отверстия
Когда Мехка нана сердилась  на людей, то она насыла ветры, бураны, из-за которых гибли покосы и посевы.
  Богиня помогала путникам и тем, кто ходил в горы. Её чтили и обязательно читали ей  молитвы.
   Мехка-нана знает, где на горе спрятаны клады. Осенью она по низу горы протягивает невидимую верёвку, и кто её перейдет, тот неминуемо замерзает.
  Обур -  один из злых оборотней, которые могли принимать облик разных животных и зверей, чтобы вредить людям. Не могли лишь принять облик коня и каким-либо образом причинить ему вред.
   Рохдулай -  воплощение злого, враждебного человеку начала в виде женщины огромного роста, одетой в лохмотья, с вывернутыми назад ступнями, длинными чёрными волосами на ногах.  Исключительно враждебная разновидность Алмасты/Снежного человека. (4)
  Обитает Рохдулай  в скалах, откуда может в любой вечер придти в селение, появиться в любом доме. Существовал обряд, имевший целью предохранение селения от Рохдулай на целый год.
  Тот, кто увидел Рохдулай, заболевал и, мучимый лихорадкой, умирал. Обычно она вступала  в поединок со встреченным ею человеком и всегда одолевала его. Убить Рохдулай  может только злаковый бульон.
  Ритуалы борьбы с Рохдулай напоминают ритуалы борьбы с чертями. Впрочем, и в облике её прослеживаются черты шайтана (чёрта).
   Злаковая каша -  символ плодородия.
 На  приготовление ритуальной злаковой каши продукты собирали со всего села.  После приготовления каши в вёдра сливали горячий бульон. Несколько девушек шли с вёдрами к скалам, находящимся за селением. Здесь черпаками брызгали горячий бульон на скальные камни, считалось, что этим они сжигали Рохдулай.
  Кончив эту процедуру, девушки, не оглядываясь, бежали в селение, чтобы их не догнала Рохдулай и не передала бы им болезнь. Кроме того, в первый день зимы в каждом доме также варили это блюдо,  бульоном обрызгивали все углы, так чтобы нигде не могла спрятаться Рохдулай и поливали вокруг дома.
   Сау бараджы дзуар - покровитель разбойников. Обитает в пещере. Едет на вороном коне впереди воров и грабителей.
  Села -  бог дождя, огня и домашнего очага.  Суровый, но справедливый бог.
Другое его имя "золотая сила".
Живёт Бог Села на горе Цей - лоам.*
* Гора Цей-Лоам, как греческий Олимп,  наряду с армянским Араратом и двуглавым Эльбрусом  претендует на звание места, где был прикован легендарный Прометей. Гору
Цей - Лоаом входит в состав Скалистого хребта Республики Ингушетия. Вершина напоминает доломитовые Альпы.
  Высота Цей-Лоам составляет 3 171 м. И это  не наивысшая точка республики - её опередила гора Шан, высота которой доходит до 4451 м.(5)
 Села -  отец дочери Сеска Салты и семи сыновей от богини Дарза наны.  Атрибутами бога является молния или "головешка Сели" -  "Сели - хьашк", стела хаьштиг, которой он карает грешников и преступников.
  Считалось, что весною земля прогревается и её можно пахать только тогда, когда в неё бог Села ударит своей головешкой, которая была невидима, ибо была величиною с маленькое просяное зёрнышко, но обладала великой силой тепла.
   Удар молнии также считали волшебным ударом божественной головешки. Радуга в небе называется "луком Селы" - Села (Стела) Iад". "Свет Сели" -  "Сели де".
 Села проносился по небу во всей своей молниеносной славе.
Символом сурового бога считался орёл. Когда у горы Цей - лоам видели летающего орла, то возносили ему молитву, так как считалось, что Села иногда летает по небу в облике могучего орла.
  Стела Сата - богиня искусств и ремёсел, покровительница девушек, провидица,
наставница нартов, их мудрая советчица. Они называют её матерью, хотя она не является ею.
  С помощью знахаря Боткий Ширтки, способного физически перемещаться между мирами, принесла из мира мёртвых (Эл) напёрсток, иглу, ножницы и злаки.
  Также в мире мёртвых Ширтка научил её варить пиво. Жизнь нартов стала легче, потому что появились урожаи злаков, и Сата смогла шить им хорошую и прочную одежду.
  Напёрсток, нитки, игла и ножницы  - символы  богини и упоминаются в обрядовых песнях.
  Об искуснице Сате поют:
"Если мы не будем петь песни, то и Села Сата не станет шить египетской иглою".
  А ингушские невесты говорят:
"Если в день моего замужества провозгласит моё здоровье и пожелает мне благополучия Сата, то у меня ножницы будут золотые, а игла серебряная; если же провозгласит здоровье джинн, то я погибла".
  Подаренное отцом Селой волшебное кольцо давало Сате ответы на её вопросы.
  Птица иволга (селасат) в ингушском языке названа именем богини.
  Тамыж Ерда - Крылатый дух, брат Амгама Ерда и Амгали-ерда.  Тамыж Ерда, повелитель судьбы, имел вид человечка очень маленького роста, восседающего на коне, ростом с новорожденного козлёнка (изображали либо в виде седовласого старика, либо - как белого козла). Если кто-либо обижал Тамыш-Ерда или приводил в гнев своими поступками - он многократно увеличивался в размерах, а его лошадь превращалась в монстра размером с высоченную башню.
"Наш мир богат на истории и легенды. Что-то из этого правда, что-то - лишь вымысел". (6) Но это история, которая произошла на самом деле. Вымысла в нет нисколечко нет.
  Зимой 1999 года доктор философских наук, профессор Владимирского государственного университета Фёдор Васильевич Цанн-Кай-Си (7)  со своим аспирантом собрался  в Иваново на защиту диссертации Ольги Семёновой. 
   Рано утром они  выехали из Владимира, к одинадцати часам были на ивановском автовокзале, сели в троллейбус. Ночью было довольно таки морозно. Троллейбус от инея и снега превратился  в рогатый сугроб.
   Вместе с профессором и его аспирантом в салон вошли два молодых парня. На голове кепки набекрень,  куртки нараспашку. В руках -  бутылкии пива. Несмотря на раннее время, они были в изрядном подпитии. Парни орали и сквернословили. Салон троллейбуса заполнился  раскатистым матом.
 Фёдор Васильевич  сел рядом с тщедушным мужичком - заячья шапка, жидкие усики, вылитый неудачник.
  Проехав одну остановку и морщась от потока брани, мужичок не выдержал и вполне миролюбиво, просительным тоном, обратился к хамам:
   - Прошу Вас, пожалуйста, здесь же женщины, дети...
   Парни ответили ему, как и следовало ожидать, намного грубее. Среди фраз была следующая:
"Эй, козёл, какое твоё дело?"
 "Далее, - как рассказывал аспирант, - случилось чудо - ютящееся у заиндевелого окна, забитое невзгодами существо (так и вижу его, тридцать лет подряд точившего карандаши боссу в каком-нибудь НИИ) вдруг преобразилось в Тамыж-Ерда!" (8)
"За козла ответишь!"
  С этими словами  Тамыж привстал с сиденья и - через голову Фёдора Васильевича - моего научрука (научного руководителя)  залепил одному из парней мощную пощёчину".
  Началась драка.  Аспирант, поскольку стоял рядом, инстинктивно кинулся разводить:
  - Тише, мужики! Спокойно!!!
  Вместо того, чтобы действовать решительно, у негов считанные доли секунды пронеслись в голове позорные мысли, навеянные присутствием шефа:
  "Играть в пацифиста? Выступить на стороне "инженера"? Навалять обоим сторонам, вытаскивая из свалки профессора?"
   Размышление прервал кулак одного из хулиганов. Удар прошёлся по касательной, но метил по челюсти. Аспиранту удалось увернуться.
"Ого!  Хук, - подумал он, - видимо парень увлекается боксом".(9)
  Всё случилось внезапно даже для всех. Аспирант так рассвирипел, схватил нападавшего на него за капюшон и поволок к средней двери. Троллейбус как раз остановился. Водитель  открыл двери,  аспирант  попытался вышвырнуть хулигана на улицу. Тот не давался -  упёрся двумя ногами в поручни.
   В этот самый момент семидесятилетний доктор наук, философское и гражданское кредо  которого - ГУМАНИЗМ, в кожаной утеплённой бейсболке козырьком назад как берет у Че Гевары, с огромной силой толкает второй "объект" из дверей, задев первый.
  Причём двигались оба  с такой  огромной скоростью, что пассажиры расступились по стенкам. Сам аспирант еле успел отпрыгнуть в сторону.
 Оба хулигана  стукнулись головами и со второго мощнейшего толчка вылетели вон, в чёрную жижу растаявшего придорожного снега.
"Как пьяные ковбои из салуна", - подумал аспирант.
  Водитель  закрыл двери, троллейбус двинулся дальше.
 Вслед понеслись обещания:
"Сейчас вас догонят тридцать три мерседеса и всех изрешетят пулями"...
  Пассажиры натужно выдохнули. Все лишь наблюдали за происходящим.
  Фёдор Васильевич перевёл дух, поправил головной убор и вернулся на своё место, где уже сидел раскрасневшийся, потрепанный как воробей, Тамыж-Ерд советской инженерии. Они молча пожали друг другу руки.
  Аспирант понял, что выражение " За козла ответишь!" -  лучше не трогать. Не то явится разъяренный Тамыш-Ерд и пойдут клочки по закоулочкам.(8)
"Смело выходи из себя, если другого выхода нет"
(Януш Васильковский)
  Тушоли - Богиня весны и плодородия.  Покровительница женщин и детей. Дочь верховного бога Дела, сестра бога охоты Елты и бога мёртвых Эштра. Птица удод считалась вестником богини Тушоли. Ингуши и чеченцы называли удода "тушоли-котам".
  У-нана - богиня смерти и болезней. Являлась людям в образе высокой женщины с перекинутой через плечо сумкой. В ней находятся болезни. У-нана насылает заразу на всех, кто доставит ей хоть маленькую неприятность. Недовольная всем на свете, она ни разу в жизни не улыбнулась.
  Как-то рассердилась она на ингушей и решила их всех уничтожить. Наслала она на них холеру и уничтожила всех, оставив только мальчика в одном доме и девочку - в другом.
   Хинана - богиня воды. Верхняя половина туловища у нее как у человека, а нижняя - как у рыбы. Хи-нана заставляет воды течь, не отдыхая ни днем, ни ночью. Только за полчаса до рассвета она засыпает на какое-то мгновение, а всё остальное время она работает.
   В этот же миг, когда Хи-нана уснёт, вода не движется, застывает и густеет. Мать-вод - это добрый дух, который сочувствует людям и предупреждает их о бедствиях. Являясь в общество, которое должно настигнуть несчастье, она горько плачет и тоскливо поёт песни, похожие на причитания над умершими.
  Хохы дзуар - покровитель гор, также посылает урожай хлебных злаков, охраняет домашних животных от болезней, насылает непогоду.
  Чоппа - Громовержец, покровитель плодородия, сын Верховного бога. 
Чоппа, кроме того, что был богом грозы, считался также покровителем урожая, браков и детей.
 Нарты, когда кого-нибудь поражала молния, пели всегда  песню Чоппа.
  Человека убитого громом адыги считали "святым", получившим знак небесного благоволения, его погребали на том самом месте, где он был убит. Даже животные, убитые громом, хоронились также на месте смерти
  Первоначально, обращаясь к божеству Чоппа, люди совершали круговой танец вокруг убитого молнией. Позже божество обретает и другие функции. К Чоппа часто обращались с просьбой о ниспослании дождя.
  В период затмения Солнца или Луны их пытались "спасти" от чудовища Джелмауза и обращались с мольбой о помощи к Чоппа.
  Щыблэ - Бог грозы, живущий на небе и ниспосылающий на землю гром и молнии. Он оберегает людей от воздействия злых сил, от беды. Данных о его внешнем облике, как и об облике Чоппа, не сохранилось. Известно лишь, что одна сторона его лица - Солнце. а другая - Луна, а сверкание молнии вызвано его дыханием. (10)
   Шямга - злой домашний дух, способный принимать форму любых предметов, даже старой обуви.
  Элия - Богиня дождя, радуги.
  Элия -    Покровитель грома и молнии.
Элия часто является на вершине самой высокой горы. Ему с пением и танцами  приносят в жертву ягнят, молоко, масло, сыр и пиво.
 Элию представляли в образе благообразного белобородого старца, летящего над облаками и мечущего молнии движением пальца. Особо почитаем Элия богатырями-нартами и дружен с ними: он помогает им не сбиться с пути ночью, а также одолеть сильных и многочисленных врагов. В стране нартов его ждут с хмельными напитками и обильным угощением. (10)
  Эрирей - Божество-покровитель растительного мира.
  Эрк Джилан - владыка тьмы.
  Эштр (Этер) - бог подземного мира мёртвых Iэл (Эл).Он мудр, обладает даром провидения. От удара его посоха дрожит весь мир. Сидя на высоком троне из человеческих костей в башне, вершит суд над душами усопших: в соответствии с поступками, совершёнными ими при жизни.
 Грешников Эштр наказывал, превращая пороки их души в затяжные муки загробного мира. Поэтому, чтобы успокоить рассерженное божество, ему возносили молитвы и подношения.

Земля и небо, горе и удача -
Всё рядом и не может быть иначе.
Мы с плачем появляемся на свет,
Мы эту землю покидаем плача.
(Лоик Шерали)


(1) Использован материал  с сайта: fanfics.me/fandom1290
"Мифология Северного Кавказа
По мифологической системе народов Северного Кавказа"
Энциклопедия" Персонажи
МСК: Вайнахи (божества)
(2) Легенды и сказания вайнахов. Мифология и статьи на сайте: vainahlegend.ru/
(3)  livekavkaz.ru
Нахский пантеон. Языческие боги предков чеченцев и ингушей
(4) Слово "Алмас" или "Алмасты" в переводе с монгольского означает "дикий человек". Обитает это существо на Кавказе и Памире, Алтае и юге Монголии. Ростом алмасты невелик, от полутора метров и изредка выше, однако у него очень крепкие мышцы и широкая грудная клетка. Тело покрыто не очень длинной шерстью светло-коричневого с желтизной цвета.
(5) "Цей-Лоамский перевал, гора Цей-Лоам: обитель древних богов"
club - vochod.com.
(6) Цитата из мультфильма "Красный, Белый, Чёрный, Жёлтый".
(7) Фёдор Васильевич Цанн-кай-си (10.12. 1929 - 10.10 2017) -  российский философ, профессор Владимирского государственного университета, доктор философских наук, народный депутат России (1990-1993).
(8) использован рассказ "Тамыш - Ерд"
marchenk.livejournal.com
(9) Хук - классический фланговый удар из традиционного бокса. "Хук" в переводе с английского означает "крюк", что совпадает с традиционным русским названием этого удара. Однако в настоящее время чаще используется англоязычное название. Хук - боковой удар. Наносится согнутой в локте рукой на средней и ближней дистанциях. Обычно выполняется в челюсть, но может быть выполнен по корпусу, особенно в печень.
(10) Х.Х. Малкондуев "Мифология балкарцев и карачаевцев" на сайте: elbrusoid Чистые помыслы. Добрые дела.


Рецензии