О русских писателях, которых я не знал-2

     Вторым "незнакомым" мне писателем оказался Александр Иванович Левитов. Родился он 20 июля 1835 года в тогдашней Тамбовской губернии в семье сельского дьяка. Однако священником не стал, а вписал своё имя в русскую литературу как писатель. Умер в Москве зимой, 4 января 1877 года.

     Бросается в глаза дата смерти: прожил писатель всего-навсего сорок один год и 6 месяцев. Официальной причиной смерти послужил туберкулёз. Хотя имеется и другая неофициальная версия, которой я касаться не хочу, ибо слухам с детства не верю.

     Для знакомства с творчеством Левитова я выбрал его рассказ "Степная дорога днём". И не ошибся. Ибо понял, для того чтобы лучше знать историю нашей любимой России надо не только читать учебники истории, знакомиться с историческими документами, но и читать русских писателей, живших в разных эпохах.

    Вот, например, прочитал я указанный рассказ Александра Левитова и лучше понял жизнь простых людей в помещичьей России. Она, увы, была безрадостной. Вот, что я прочитал в рассказе "Степная дорога днём":

     "Я остановился и слушал эти рыдания по степному, почти  общему, горю. По
всему полю тяжким стоном стояли они, и, слушая их, мне казалось, что им мало
этого поля;  я желал, чтобы слезы,  вызвавшие их, рекой многоводной зашумели
по  всему лицу земному, потому что плакала ими  неутешная мать. "Стоит мать,
-   говорит песня,  -   у  подгорного придонского ключа и ведет с  ним такую
речь: каким бы шумным  валом, ключ, ни валила вода твоя из-под камня, все ей
не заглушить моего лютого горя. Моего вдовьего, последнего сына мир  отдал в
солдаты, а дочь, по барскому приказу, увезли в новые деревни, в  Самару. Мне
сказали: снаряди свою дочь в дорогу. Ее барин посылает в свои новые деревни,
в Самару, а то там, говорят,  невест нет, а  я говорю и плачу об том, что ей
там женихов нет. Давно уж я, вспоминая свой последний конец, просватала ее
за милого жениха, чтобы навсегда  быть ей в родимых местах. Знать,  придется
мне умереть одинокой, без  детушек,  знать, некому  будет сделать мне вдовий
гроб. Обрушится  после  меня  большая  изба  наша, дедом  из  толстого  леса
срубленная,  крапивой зарастет  огород, и на нашем родимом, насиженном месте
ляжет унылая пустошь". Конец цитаты.

03.10.21 г.


Рецензии