Обзор - Марк Уолинн Это началось не с тебя

В этом сентябре я запланировала прочитать книгу Марка Уолинна «Это началось не с тебя», потому что уже несколько лет мне интересна тема «невидимого» наследства, которое оставляют нам наши предки – бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и остальные «прапра».
Немного расскажу об истории вопроса. Речь в книге не идет о карме, магии и эзотерике вообще. Марк Уолинн – психотерапевт, который специализируется на наследственной семейной травме. В книге он развивает идею, находящуюся на стыке двух наук – эпигенетики и психотерапии. Ключевая идея эпигенетики состоит в том, что на изменение генов влияют события жизни человека, его окружение, а следовательно, и наиболее значимый опыт (как позитивный, так и травматичный). И все это он может «передавать» через ДНК своим потомкам.
Мне близка идея о влиянии на жизнь человека событий, произошедших еще до его рождения с его родителями, родителями родителей и более далекими предками. Конечно, речь не о мелких повседневных обидах, ссорах, радостях, а о значимых, формировавших их психику, фактах жизни. И не столь важно, помним и заем ли мы об этих фактах на уровне сознания, потому что «работает» здесь не сознательное, а бессознательное.
До этого на тему «наследования» травм я читала книгу Анн Анселин Шутценбергер «Синдром предков», поэтому в общих чертах представляла суть вопроса. Но подход Уолинна отличается от классической психогенетики.
Уолинн предлагает свое «ноу-хау» - идею ключевого языка. Автор считает, что те слова, которыми мы описываем свою проблему, содержат в себе ключ к разгадке, кончик нити, ухватившись за который, можно распутать весь клубок. Он предлагает описать свой страх и очень внимательно перечитать написанное, выделить бросающиеся в глаза фразы, слова, которые могут казаться словно бы не нашими, не относящимися напрямую к нашей жизни. И дальше, отталкиваясь от них, копать вглубь семейной истории, отыскивая события, которые могли стать первоисточником для возникновения именно этих слов и описаний. Вполне вероятно, что с нашими предками произошли реальные случаи, которые можно описать этими же словами.
Конечно, есть вероятность, что не получится узнать о событиях в семье, потому у нас не принято говорить о травмах. А в истории нашей страны травмирующих событий было хоть отбавляй, не зря же двадцатый век иногда называют «мясорубкой» - революции, раскулачивание, репрессии, войны. И нет ни одной семьи в России, которой бы эти события не коснулись. Мой дедушка (о котором я хоть что-то знаю) вообще никогда не говорил о войне – настолько сильно она его травмировала. Не говорил не потому, что его не спрашивали, нет, наоборот, спрашивали – но он не хотел вспоминать о тех годах. Молчал – и моя мама, его дочь, с детства была наполнена страхом от этого молчания. Молчание – это недосказанность, догадки, неясность. Да, мы все понимаем, что война – это страшно, но в молчании еще больше страха, потому что оно содержит в себе «тьму» недосказанного.
Книга в целом мне понравилась – читается легко, есть ссылки на современные исследования в области генетики, подтверждающие наличие изменений в мозге человека в зависимости от событий его жизни и реакций на них. Есть действительно новая идея – об исследовании «ключевого языка травмы». Мне вообще очень близка мысль о том, что наши слова содержат в себе больший смысл, нежели мы сами иногда понимаем. Особенно если это слова, которые мы часто повторяем в моменты страха и которые эмоционально заряжены для нас. Или же слова, которые словно бы действительно «не наши». Бывает ли у вас ощущение, что ваш страх (и связанные с ним слова, описания) старше и больше вас? Если да, то это указатель на связь с прошлым, с событиями жизни предыдущих поколений, с не пережитыми, не нашедшими разрешения травмами.
Из минусов обозначу то, что как и любая психотерапевтическая работа, работа с ключевым языком требует помощи специалиста. Читая книгу, можно дойти до определенного результата – описать свой страх, выделить эмоционально заряженные слова, понять, что они в наибольшей степени относятся не к нашей современной жизни, а могут быть связаны с опытом предыдущих поколений. Можно даже поговорить с родственниками и выяснить факты о предках, о которых вы и не подозревали. Но дальше – к «раскручиванию» ситуации и поиску выхода из нее - пойти самостоятельно уже сложно. И причины могут быть разные - отсутствие опыта, ограниченная информация о семье, страх. Поэтому чтение этой книги – это начало работы с семейной историей в том случае, если сама идея влияния опыта прошлых поколений на вашу жизнь вам близка.


Рецензии