О рассказе Галины Щекиной Ложка водки
Ярко и реалистично показаны природа и ситуация в стране. Этому способствует и содержание радиопередач, составляющее внесюжетные вставки.
В целом антураж воспринимается не как фон, а как конкретная, динамичная и самостоятельная среда, в которую гармонично вплетены герои со всеми проблемами, чувствами и размышлениями.
Интересно, что Павлина однажды понимает, что они в центре мира и, по-моему, это одна из наиболее важных мыслей героини. Замечательно чувствовать, что ты в центре мира, а не где-то на окраине, на обочине жизни…
Немного смутила первая строка. Конечно, Буратино – яркий образ, но я на нём «споткнулся». Возможно, он задаёт несколько специфичный тон повествованию, но это чисто субъективное впечатление.
В небольшом по объему рассказе затронуто и поднято столько вопросов, заложено такое количество идей и смыслов, что после прочтения остаётся впечатление как от романа. Но это лёгкое и светлое впечатление.
Позже, через насколько месяцев, перечитав рассказ еще несколько раз, я обратил внимание на то, что он пронизан легким, не довлеющим и не бросающимся в глаза юмором.
Автор добродушно подтрунивает над Павлиной привыкшей к городской жизни и не имеющей опыта путешествий: «…Но суконные штаны оказались жаркие. А в юбке вот комары кусались... А что делать?..», «…Павлина боялась спать на улице. Она очень надеялась, что здесь нет волков, но мыши могли быть. А ей это было одно и то же. Она заставила всех надеть наличные штаны и кофты, и без конца зашнуровывала вход в палатку...»
С такой же добродушной иронией порой описываются и другие герои рассказа, да и окружающий мир тоже: «…– Пап, – потянула отца за джинсы дочка, – смотри, он с нами не идет! – и показала на утомленного братца, скучно сидящего посреди дороги...», «…Сельмаг улыбался своей чистотой и пустотой…»
Описывая курьезные обстоятельства, автор нередко пользуется лексическими приемами. Комичность ситуаций подчеркивается смелыми, неожиданными метафорами: «…Сельмаг улыбался…», «… скучно сидящего посреди дороги…»
Справедливости ради следует отметить, что в рассказе в изобилии встречаются интересные метафоры и без комичного подтекста:
«…Застекленная веранда этой турбазы была направлена прямо в сосновое море, которое волновалось и шумело колючими волнами...»
На мой взгляд, большой интерес представляют некоторые размышления главной героини о муже: «…Павлина заулыбалась: муж раньше ездил сюда пива с друзьями попить, а теперь вот баюкается с семьей, дети, жена... Нет-нет, но это же так согревало. И поэтому ей надо расти...» То, что Павлину согревают такие мысли, вызывая улыбку и она понимает, что ей надо расти, по-моему, говорит о многом. Это и о трепетном и уважительном отношении к мужу и о чувствах к нему.
Конечно, «Ложка водки» серьёзный и далеко не юмористический рассказ. Но несколько ироничный описательный подход в сочетании с элементами разговорного стиля изложения позволяет автору более полно показать жизнь героев произведения и окружающий их мир во всем многообразии.
Свидетельство о публикации №221100300913
Галина Щекина 03.10.2021 21:17 Заявить о нарушении