Не критический отзыв на кино

 К/ф «Первобытный страх»


Честно говоря, третий день ищу объяснение названию фильма, но только теперь предположила, что феномен оцепенения от страха и был причиной поражения высокоинтеллектуальных специалистов: адвоката, в первую очередь, прокурора, судьи, врача-психиатра в «гнусном» деле жестокого убийства священника искусным притворщиком, не по годам притворщика 19 лет – садиста маньяка. Первобытный страх. Потому что он слишком могущественный для самого лучшего профессионала, для гуманиста, для цивилизованности, которая моложе миллионов лет эволюции животной части человека.

Но самое главное, кстати, забавное и печальное одновременно, что убийца, мало того, что одержал сокрушительную победу над профессионалом адвокатом, которого играет замечательный Ричард Гир (впервые меня познакомил с его творчеством муж, предложив посмотреть пронзительный фильм "Соммерсби"!), так ещё этот гениальный манипулятор и бессердечный циничный персонаж при прощании со своим спасителем! в конце истории наедине демонстративно признаётся адвокату в том, что обманывал его (Ричарда Гира! я была в тяжёлом потрясении) всю дорогу. Убийца не боится отмены судебного приговора, вернее, отмены Наказания за отсутствием вины, дескать, никто теперь ведь не поверит и не пересмотрит. Преступник наслаждается своим талантом, торжествует победу и откровенно самолюбуется и перед своим спасителем и перед самим собою.

В итоге герой чудовищно раздавлен именно в собственных глазах, никак не перед публикой, ожидающей у входа в здание суда с кинокамерами. Журналисты и гости собирались шумно поздравить с сокрушительным успехом сторону виртуозной защиты, поместить в глянцевых журналах великолепный материал с изображением любимца всей страны, сумевшего доказать невинность сумасшедшего мальчика – якобы жертвы священника педофила, которого мальчик случайно убил в припадке в целях самозащиты.

Психиатрическая экспертиза точно так же была объегорена, что в конце просмотра кино осознаёт зритель, сам раздавленный вместе с любимым героем интеллектуалом и гуманистом, а маньяк благополучно выйдет на свободу через месяц лечения. Лечения, спасшего гения зла от электрического стула. Замечательно переплетаются сюжетные линии иных явно плохих героев; коррупционеров, развратников, рейдеров, убийц, политических мошенников, в течение фильма дающих зрителю интригующую и вкусную пищу для предположений и версий, дающих уверенность, что ключ к преступлению вот уже и найден, но...

Единственный светлый герой мужчина – наш адвокат озаряет светом своего гуманизма весь фильм и реальный мир, в котором живёт зритель. Он произносит красивую важную фразу о том, что с юности верил в доброе начало у всех без исключения людей, потому и избрал себе профессию защитника; адвокаты вызывают часто омерзение обычных людей не могущих представить, как это можно сидеть рядом и защищать всяких подлецов и гадов последних. В нашей истории Адвокат проигрывает, поскольку в данном деле происходил поединок между его профессионализмом и его собственной внутренней философией, где нравственное духовное начало оказывается важнее. Однако для публики он победитель, для себя – неудачник. ( Но не для его любимой женщины.)

Оставив позади философские рассуждения, отмечаем с удовольствием присутствие лёгких эротических ноток в личной жизни между главным героем и назначенным прокурором девушкой, оказавшейся давней подругой героя. Без этих живых и человеческих эпизодов фильм был бы не закончен, не естественен, не убедителен! Девушка юрист не совсем симпатична, нарочито не элегантна, что придаёт трогательность и сочувствие к ней, и к её любимому, который стоит по другую сторону судебной процедуры при высоком накале противостояния.

Человек, как бы он ни был умён, квалифицированный специалист, даже с глубоко развитой интуицией – не всесилен. Он обычный человек, а не Бог, не сверхразумная цивилизация, в то время как существует масса вызовов, неожиданностей, объективных природных и социальных обстоятельств. Фильм, тем не менее, придаёт зрителю уверенность в могуществе и силе человеческого интеллекта, уверенность в существовании незыблемой профессиональной этики, веру в доброту человека, несмотря на изображение абсолютного человеческого зла, подлости и коварства. Да, скорее такая идея больше фантастика, чем реальность, тем не менее, фильм достигает, наверное, цели убеждения в этой идее.


Рецензии