Байки из старого портфеля

Борис Гущин
Байки из старого портфеля.
«Проститутка в эфире».
Я поступил на работу в музей «Кижи» в 1967 году. В то время наша фирма не имела своего отдельного помещения в Петрозаводске, и нам выделили небольшую клетушку на площади Ленина в Министерстве культуры. Многие мероприятия у нас были неразрывны с министерством.
Меня назначили в народный контроль Министерства культуры и дали первое поручение проверить ответы министерства на жалобы трудящихся. Кстати, в советское время, если в контору приходила какая-либо жалоба, то контора обязана была дать ответ конкретно жалобщику. Среди вороха жалоб, я сразу выделил письмо с заголовком «Проститутка в эфире». Суть оказалась в том, что в редакции газеты «Ленинская правда» отвергли заметку жалобщика под этим названием.
В одно прекрасное утро автор включил радио и услышал обращение женщины-диктора: «Добрый вечер, товарищи». Дальше автор на основе этой оговорки начинает свои фантазии о том, как эта дама провела сегодня ночь и место ли ей такой в эфире.
Ответ, конечно же, был дан; и в ответе не грубо, но убедительно автору ответили, что он не прав. Автор был профессиональным жалобщиком, писал везде, обо всех и многим портил нервы.

Поиски подписантов.
В том же 1967 году в Обком КПСС пришла жалоба от жителей острова Кижи о том, что директор музея В.И.Смирнов пьянствует и не выполняет своих обязанностей. Из Обкома приехал проверяющий и начал искать авторов, которые подписали письмо. Подписи были такие: Преображенская, Покровская, Ошевнев, Елизаров. Обкомовец не сразу, но всё-таки выяснил, что Покровская и Преображенская - церкви,  а Ошевнев и Елизаров – бывшие хозяева домов – памятников.
Анонимку состряпали пожарники, на пьянство которых справедливо жаловался директор и предлагал реорганизовать пожарную команду.

Кижские правила.
В том же 1967 году мы в музее «Кижи» впервые составляли правила поведения посетителей на территории острова. Было много ограничений. По этому поводу я предложил эпиграф из С.Есенина: «Счастлив тем, что целовал я женщин, рвал цветы, валялся на траве…» А дальше: «…запрещается рвать цветы, валяться на траве». Директор сказал: «Не издевайся!».
Я в ответ:
- Владимир Иванович, а то давайте из Вашего любимого Блока: «Россия, нищая Россия, мне избы черные твои…»
Директор расхохотался.
Правила пошли без эпиграфа.

Одесский теплоход.

Это произошло летом 1967 г. Я только начинал водить экскурсии по музею «Кижи». Каждую неделю к нам приходил из Ленинграда теплоход «Алтай» с туристами, но по профсоюзным, исключительно дешевым путевкам. Публика на теплоходе чаще всего мало чем интересовалась. Среди экскурсоводов бытовала поговорка:
Пароход «Алтай» -
Чего хошь болтай».
И вот в один прекрасный день приходит «Алтай». Я встречаю его и готовлюсь провести экскурсию. Сходят пассажиры. В основном одесситы, еще не успевшие уехать в Израиль и Москву. Я представляюсь, и очень живой, похожий на Романа Карцева человек, спрашивает:
- И что вы, молодой человек, хотите нам показать?
Я отвечаю:
- Деревянные церкви. Шедевры мировой архитектуры.
- А вы знаете, сколько у нас в Одессе церквей. Причем, заметьте, все каменные.
Я все понял. Был немногословен. Но зато обогатил свою память десятком, а то и больше, уморительных одесских анекдотов.

О президентах.

В 1990-е начале 2000 гг. у меня среди знакомых оказалось несколько президентов. Одним их них был президент независимой Эстонии Леннарт Мери, с которым я познакомился на острове Кижи, когда он был еще известным советским журналистом.
Были другие президенты, от которых я получал визитные карточки. Перед расставанием с одним из них в Москве я глянул в его визитку и пошутил:
-Ну, это только в поезде читать.
- Вот вечером поедешь в Петрозаводск и почитаешь.
Сев в вагон я достал визитку своего хорошего знакомого и прочитал:
«Международный межакадемический Союз. Международный клуб «Академик». Миронов Георгий Ефимович.
ПРЕЗИДЕНТ.
Доктор исторических наук, профессор, академик МАИ, РАЕН, АРС, Нью-Йоркской академии наук и др. Член Союза художников, Союза писателей, Ассоциации искусствоведов, лауреат премий им.А.Чижевского, им.А.Фадеева, им.К.Симонова, Международного биографического центра в Кембридже, член Московского отделения Пен-клуба, атаман Московского казачьего войска и др.

Ищите узбека.

В 1992 г. я был в гостях у своего друга в Минске. Беларусь только стала независимой. Один мой знакомый работал в Министерстве культуры республики, и я решил его навестить. Придя в кабинет к Сергею спросил у него, почему такая какая-то странно напряженная обстановка в коридорах и чиновники спрашивают друг друга: «У вас есть знакомые узбеки?»
Сергей расхохотался:
- У нас сейчас в документах предпочтение белорусскому. Вот кто-то и послал какое-то официальное письмо в Ташкент на белорусском. Оттуда пришел ответ – на узбекском.

В гостях у «западенцев».

В начале 1970-х годов я был по туристической путевке на западной Украине. Львов меня восхитил своей архитектурно-природной ансамблевостью и чуточку (по тем временам) озадачил настроем львовян.
Я познакомился и подружился с молодой женщиной Ниной, которая занималась этнографией и историей Западной Украины. Мы разговаривали с ней на русском языке. Нина говорила на нем без всякого украинского акцента, но вот что меня удивило. Нина сказала, что когда она приезжает в Москву, она говорит только по-украински: «Пусть все видят, что я украинка. Это я с тобой говорю по-русски».
Нина познакомила меня со своим мужем, архитектором Костей, и они пригласили меня в их компанию. Главой и душой компании человек 15 был интеллигентнейший и обаятельнейший Слава Н., который первым делом меня спросил «розумию я чи ни украинскую мову». На что я ответил, что «тильки трошки розумию». Слава сказал, что тогда он будет говорить на украинском, а я на русском. Если что, то Нина поможет. Слава знал английский, немецкий, польский, естественно украинский, но «русской мовы», действительно, ни слова «не розумил».
Он искренне недоумевал, почему в России фамилия Мандюк вызывает улыбку. Коктейлевый прием в гостях у Славы был в лучших западноевропейских традициях. А Костя с Ниной очень скоро переехали на ПМЖ в Канаду.


Папуля.

«Здесь прежде висел портрет
Государя императора…да
Только гадили на него мухи,
Так я убрал его на чердак».
/Ярослав Гашек.
 «Похождения бравого солдата Швейка»/
В поездке по Западной Украине одна из моих попутчиц зашла в одну хату, чтобы попить. В красном углу она увидела пожелтевший портрет пожилого человека царственной внешности, но не похожего ни на одного известного ей святого. Выпив воды, она спросила хозяйку:
-Кто это?
- Это - папуля. Папуля.
И только выйдя из хаты, она, вспомнив Швейка, догадалась, что это портрет австро-венгерского императора Франца - Иосифа.

Рождество с «зелеными».

Приближался новый 1990 год. Мы были в Финляндии и ездили по стране с нашим «зеленым» другом, вегетарианцем Хейкки, православным карелом.
К Рождеству мы из Лапландии приехали в Хельсинки. Были на службе в Соборе св. Николая и в Успенском соборе. Очень хотелось есть. Но Хейкки просил подождать до вечера до праздничного банкета на вилле у его «зеленых» коллег.
Дождались. Стол сиял роскошеством блюд и экзотическими (для нас) напитками. Но выпив что-то исключительно вкусное и поковыряв вилкой пару блюд, я испытал чувство глубокого разочарования: крутейшее вегетарианство. Дай думаю, выйду на кухню. Прихожу и вижу – пара «зеленых», озираясь по сторонам, режут огромную колбасину и едят. Вернулся к столу и говорю жене:
-Виола, быстро на кухню. Там «зеленые» колбасу жрут.
Приходим на кухню – ни «зеленых», ни колбасы.




Похвала.

Приближался юбилей петрозаводского театра «Творческая мастерская». Я решил написать нечто юбилейное и поспешил на встречу с главным режиссером театра Иваном Петровичем Петровым. Особенно меня интересовал вильнюсский период творчества режиссера. После многих лет работы главным режиссером Петрозаводского театра русской драмы в 1970-е гг. И.П.Петров работал главным режиссером Вильнюсского Русского театра. Иван Петрович увез  с собой несколько любимых петрозаводчанами актеров, в том числе Елену Бычкову и Олега Белонучкина. Вильнюсский театр приезжал на гастроли в Петрозаводск, и я посмотрел у них единственный спектакль «Черную комедию» П.Шеффера, где Елена Бычкова была столь обольстительна, что Обком партии следующий спектакль запретил. Программки у меня не было, но я был уверен, что спектакль поставил И.П.Петров.
Вот я сижу с Иваном Петровичем и нахваливаю ему спектакль, а он, к моему удивлению все мрачнеет и мрачнеет; наконец говорит:
- Все это хорошо, то, что Вы мне говорите, но этот спектакль поставил не я, а Рома Виктюк.

Измененье в судьбе.

Моя знакомая Лариса преподавала в Ленинградском технологическом институте марксизм-ленинизм. После распада СССР какое-то время я ничего о ней не слышал, но в 1993 г. на о. Кижи в группе туристов, с которыми я вел экскурсию, заметил улыбающуюся Ларису. Счастливая, самодостаточная женщина. После экскурсии, я естественно, спросил, как у нее теперь с марксизмом-ленинизмом. Лариса меня удивила:
- Знаешь, я сейчас известный в Питере предсказатель.
- Предсказывай.
- Пойдем где-нибудь сядем. Лучше, если у тебя в кабинете.
Пришли. Сели. Лариса долго смотрела мне в лицо, потом взяла мою ладонь, внимательно ее разглядывала и выдала ошеломляющий результат:
- Я вижу в самое ближайшее время полное изменение твоей настоящей жизни.
- Я не собираюсь ее менять. В чем же изменение?
- Этого я тебе не скажу.
Лариса уехала.
В этом же 1993 году мне приснилась, написана и была опубликована моя первая повесть «Отзвуки старых ярмарок». Я неожиданно для себя стал писать отзывы на театральные спектакли и публиковать их в газете «Лицей». В голове начали роиться какие-то рассказы и ложиться на бумагу. Причем многое из написанного пошло на радио, в том числе всероссийское. Я испытал ни с чем несравнимое чувство человека, дающего жизнь придуманным героям, часто начинающим жить сами по себе помимо автора. Кстати, до 53 лет я ничего подобного не писал и не предполагал, что когда-нибудь займусь этим.
Лет через 7 веду экскурсию и вижу в группе улыбающуюся Ларису:
- Моя подруга работает начальником рейса. Приходит и говорит: «Едем на Кижи». Едем. Хочу увидеть одного человека. Вот и приехала. Как твои дела?
- Лариса, твой прогноз оправдался полностью.
После отхода теплохода экскурсоводы сказали мне:
- Борис Александрович, для Вас на верхней палубе танцевала какая-то женщина.
Здравствуй, мама.

Было это в студенческие годы, когда одно время я со своими однокомнатниками не вылезал из дешевого трехразрядного ресторана «Онего», благо был он рядом с общежитием. Сидим мы как-то: Витя, Леня, университетский поэт Юра Воробей (Воробьев) и я, пьем самый дешевый портвейн, закусываем винегретом и бутербродами с сыром. Витя отлучился в туалет.
В ресторан заходит женщина средних лет и после некоторого озирания садится прямо к нам на Витино место, наливает себе нашего портвейна, выпивает и говорит:
- Это нельзя пить.
Дама подзывает официантку и заказывает ей бутылку коньяка «КВ» А тут появляется и Витя:
- Здравствуй, мама.
Нам пришлось с отвращением выпить эту бутылку (конечно же, последнюю в нашей жизни) под эмоциональную лекцию о вреде алкоголя. Хорошая закуска, заказанная Марией Ивановной, в рот не лезла.
Все объяснилось просто. Комендант общежития добрейшая Александра Васильевна написала нашим родителям о том, что мы, по ее мнению, злоупотребляем. Вот Мария Ивановна и приехала. Комендантша рассказала, где мы можем быть и точно описала наши внешности.
После трехдневного шока возобновилась привычная жизнь.

Подарок.

В 1970-е годы член редколлегии журнала «Север» Геннадий Малышев как-то обмолвился о том, что очень любит «Тихий Дон» М.Шолохова, но все как-то не получается приобрести книгу. Коллеги это усекли и улучили момент. В день рождения Геннадий получил «Тихий Дон» на молдавском языке. Книга несколько лет лежала на прилавке букиниста.


Снотворное.

Рассказывал наш друг Борис Павлович. Его старая приятельница как-то позвонила ему и в разговоре пожаловалась на бессонницу.
- А ты Чехова любишь, спросил ее Борис Павлович
- Ненавижу. А муж любит.
- Есть у вас сборник рассказов Чехова?
- Даже собрание сочинений.
- Вот возьми его и найди рассказ «Спать хочется», прочитай и сразу уснешь.
Приятельница, наверное, так и сделала, потому что после этого разговора она несколько лет не разговаривала с Борисом Павловичем.
Кто читал рассказ, тот поймет почему. Кто не читал…

Ресторан «Москва».

Начало 1970-х. Тарту. Эстония. Я приехал на научную конференцию в музей этнографии Эстонской ССР. Приехал утром. Устроился в гостинице. Получил кое-какую информацию. Выхожу на улицу с намерением где-то перекусить, а может даже уже и пообедать. Навстречу – пожилой эстонец. Я у него и спрашиваю:
- Скажите, пожалуйста, где можно поблизости пообедать.
Мужчина несколько секунд оценивающе смотрит на меня и с сильным акцентом говорит:
- Идите прямо-прямо. Через два квартала свернете налево, пройдете еще квартал три, еще раз свернете и придете туда, где специально для вас ресторан «Москва».
Я прекрасно пообедал в кафе метрах в 50 от гостиницы.


Рецензии