The Gambler 1974

Фильм повествует о нелегкой судьбе гуманитария в мире чистогана и разбитых рыл. Преподаватель литературы Аксель Фрид зажат меж злыми улицами и храмом науки, коим выступает колледж на окраине. В аудиториях сего заведения «дети всех цветов» (цитата из дневников Тарантино) знакомятся с философией подпольного человека, согласно прихоти которого «2+2=5». Заядлый игрок Аксель поклоняется идеалам суперличности, чьим топливом является пресловутая триада «хитрость, воля, яйца». Но идеалы имеют поганое свойство не сходиться с действительностью.

Игрок – это не комбинатор возможностей, строящий мирок по проектам свободного воображения. А парнишка, задолжавший по меньшей мере 44000$ бандитам и букмекерам. Учитель просит студентов сэкономить на обедах и перевести пару долларов на «счет любителя Достоевского». Дети в ответ гогочат над горе-ментором, уходя на перемену, в столовую и курилку. Аксель остается наедине с давящими душу мыслями. Эгоист ставит в неловкость маму. Женщина-врач впадает в дилемму – спасти личико сына от многочисленных порезов или жертвовать годами копленную сумму на милость негодяев, которые «всеми этими деньгами колют руки ребятишкам в школьном сортире». Дед Фрида мафиози Ловенталь (его биография отсылает к жизни Вито Андолини) отказывает внуку в спонсорстве, даруя криминальным кредиторам шикарное право на расправу с должником. И лишь приятель «учителя» Хипс, надежная личность в бандитских кругах, до самого финала оберегает героя от позорного краха, напоминая ему: «ты жив, пока между битой и твоим черепом стоит мое весомое слово».
 
Картина Карела Рейша по сценарию Тобака подхватывает линию, намеченную Мартином Скорсезе в «Mean Streets», сюжет которой построен вокруг отношений вечно сумасбродного банкрота, ставящего на кон свою непутевую жизнь, и его более степенного товарища, то и дело находящего причины перенести оплату «хвостов» на более поздний срок. Некоторые сцены (вроде переговоров в подсобке) практически дублируют работу итальянца. Однако Аксель Фрид (Каан)  куда более сложная фигура, чем недоумок Джонни Бой в исполнении Де Ниро. Последний рвался сыграть главную роль в фильме Рейша, но получил отказ и вместо этого воплотил на экране образ молодого Вито Корлеоне. А его партнер по «Злым улицам» Харви Кейтель («помощник» Чарли) впоследствии снимется в режиссерском дебюте Джеймса Тобака «Пальцы», где он блестяще войдет в шкуру Джимми – пианиста и рэкетира в одном флаконе.
 
Прекрасное и гадское, живопись и кровь, музыка и смерть соседствуют в фильмах Тобака, периодически наслаиваясь друг на друга. Как и Аксель Фрид, сценарист «Игрока» спустил много жизни в казино, но вечно тянулся к ускользающей свободе, воплощение которой он (как и вымышленные им герои) видел в творчестве и искусстве. Карьера Тобака насчитывает несколько крепких лент, включая ироническое исследование прогнивших нравов кинобизнеса «Соблазненные и брошенные».
 
Творческая жизнь Тобака оборвалась в 2017 году, когда голливудские дамы (количеством 500) обвинили его в непристойных домогательствах, тем самым утверждая, что, справившись с игровой зависимостью, режиссер не справился с иной, куда более опасной. За свершенные деяния творца приговорили к символической казни, о которой он, судя по финалу фильма Рейша, знал заранее, как и полагается художнику-провидцу.


Рецензии