Богданову С. И. Армейский быт и вечное сраженье

                Из цикла "Аллея Героев Санкт-Петербурга"

Семену Ильичу Богданову (1894–1960) - маршалу бронетанковых войск

Армейский быт и вечное сраженье -
И так все сорок беспокойных лет!
От рядового к маршалу движенье
Вперёд и вверх - туда, где мира нет...
Путиловский завод, где русским танкам
Давали жизнь - отеческий причал.
Гражданская... Ему, комбату, жарко:
Машин армады сложно приручать!

Бои с фашистом. Дымные равнины,
Из жерл орудий всполохи огня
И грохот, свист, разлёт камней и глины,
Земля дрожит, и плавится броня.
Сгореть легко, но превозмочь важнее
И страх, и боль, и натиск грозовой,
Не допустить потерь и поражений
И вытеснять врага за взводом взвод -
Почти не выполнимая задача!
Стезя военных - ежечасный труд
И мужество. Он жить не мог иначе.
И потому навеки с нами тут...

06.04.21.

Семена Ильича Богданова, уроженца Лениграда, можно считать «самым забытым» из выдающихся военачальников Великой Отечественной. А ведь он не только внес огромный вклад в победу, но и честно дослужился ни много ни мало до командующего всеми бронетанковыми и механизированными войсками Советского Союза. В рядах Армии находился с 1918 года, участвовал в Гражданской войне, в советско-польской войне 1919-1921 гг. До В.О. войны прошел путь от командира взвода до командира бригады.

В битве за Москву Богданов способствует разгрому звенигородской группировки Вермахта, лично участвует в боях. Под Сталинградом в качестве  командира 6-го механизированного корпуса, Богданов противостоял котельниковской группировке Манштейна, прорывавшегося в Сталинград на выручку Паулюсу. За успешные действия корпус получил звание гвардейского.

Летом 1943 года Богданов становится генерал-лейтенантом, и его назначают командующим 2-й танковой армией. Его армию направляли именно туда, где свежими силами нужно было нанести мощный удар. Это и обусловило активное участие армии в нескольких ключевых операциях – Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Люблин-Брестской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской. В Корсунь-Шевченковской операции, когда были окружены и разгромлены 10 немецких дивизий, 2-я танковая, как и под Сталинградом, не дала немцам прорвать окружение. Во время Уманско-Ботошанской операции при ударе по группе армий «Юг» армия Богданова была центральным клином танкового «трезубца» (слева от нее наступала 5-я ГТД генерала П.А. Ротмистрова, а справа – 6-я ТД генерала А.Г. Кравченко). За разгром 2 пехотных и 4 танковых дивизий и за освобождение Умани С. Богданов был награжден первой Звездой Героя.

В Люблин-Брестской операции армия была введена в прорыв и стремительно развивала наступление в значительном отрыве от общевойсковых армий. В боях за польский Люблин генерал получил в плечевой сустав сквозное пулевое ранение, которое оказалось на редкость тяжелым. В госпитале Богданов провел несколько месяцев. Выздоровел он к началу Висло-Одерской операции – и, наконец, отвел душу: за 17-18 дней его армия прошла более 550 км, продвигаясь иногда по 100 км в сутки. Был форсирован Одер и захвачен Кюстринский плацдарм, с которого началась Берлинская операция. В этой время померанская группировка Вермахта пыталась нанести мощный удар с севера. Богданов в считанные часы развернул армию на север и вместе с 1-й ГТД генерала М.Е. Катукова нанес контрудар и вышел к Балтийскому морю. 6 апреля 1945 года генерал-полковник С. И. Богданов стал дважды Героем.


Рецензии