Моя литература. Часть 1

ЧАСТЬ 1. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПИСАТЕЛЬ

Презентация всякой деятельности, в том числе и литературной, начинается с представления автора, его творческой биографии. Я родился в городе Свердловск, Рабочий поселок, барак № 4. Отец, Белоногов Дмитрий Федорович, работал в службе охраны Уралмашзавода, а с началом войны с Финляндией был призван в действующие войска и погиб на линии Маннергейма. Много лет спустя в память об отце я принял его фамилию, которую носил до десяти лет, литературным псевдонимом. Мать с двумя детишками возвратилась в отчий дом, в село Поташка Артинского района Свердловской области, прилегавшего к челябинским землям. В годы гражданской войны «отцовый» дед, Федор Белоногов, прошедший в составе рабоче-крестьянской Красной Армии боевой путь от Урала до Иркутска, гнал по Сибири будущего свата, Михаила Козулина, затесавшегося в белогвардейские части, что не помешало им в 1935 году породниться свадьбой безумно влюбленных детей, Дмитрия и Раисы. Оба деда лет по двадцать трудились председателями соседних колхозов.

 В раннем детстве автор сих заметок рос без пригляда старших, днями предоставленный на деревенских просторах самому себе. Рос поочередно в дедовских семействах, одно из них по отцу, погибшему в финской войне, другое по матушке, перенесшей пожизненную любовь к мужу на осиротевшего сынишку. Валентин Распутин как-то обронил фразу: «Писатель рождается в детстве». И чем больше задумываюсь над ней, тем больше убеждаюсь в правоте этой мысли. И действительно, его лучшее произведение, «Уроки французского», навеяно школьными событиями, которые отложились в подсознании подростка сюжетом для будущего литературного шедевра. Наша жизнь начинается с детства, где под грузом непрерывно мелькающих новых впечатлений и восприятия явлений у малого разумного существа складывается образ мироздания, в котором он ищет себе применение. В процессе маленьких открытий, мимо которых равнодушно пройдет взрослый человек, формируется будущая личность, а в определенных условиях – и личность писателя.
   
    В бытность пребывания  у «красного» деда в детскую память врезались картины цветущего поля по берегам речки Суя, где в конце тридцатых годов хозяйственные мужики укрывались от продовольственных поборов новой власти. Хутор на десяток дворов прозвали Белоноговкой, по фамилии основателя. То полевое соцветие вдоль речки украшалось несметными стайками бабочек, чьи расписные крылышки были одни краше и диковинней других. Было удивительно видеть, как крылатые цветочки отрывались от полевых соцветий и порхали в воздухе, потом опускались  снова, сливаясь с яркими изваяниями на высоких стебельках. Расцветки их были самыми разнообразными по окрасам, тональности, рисунку и по величине, а не только красно-черной моделью, какую видим в наши дни. Они и сейчас передо мной, летающие цветочки, и пролетевшие десятилетия здесь не помеха. На той картине вижу поляну, полуразрушенную кузню и даже себя, ростом с травостой.
 
    У деда Михаила Степановича семейная обстановка была простой и благожелательной. Бывший белогвардеец, входивший в круг приближенных лиц атамана Семенова, злейшего врага Советской власти, был человеком добрейшего нрава, и как только он при своем великодушии руководил колхозом? Баба Арина, его супружница и купеческая дочь, угощала горячими шаньгами, только что из печи, сдобренными с пучка гусиных перьев домашним топленым маслом. Пальчики оближешь. С детворой на ближайшей лесной опушке и сами готовили пирожки, залепляя землянику в листья подорожника. А за околицей выстилались золотистые пшеничные поля с налитым колосом, прогибались и перекатывались волнами под  порывами крепкого ветра, создавая картину волнующегося моря…

    Казалось бы, что общего между детскими воспоминаниями о заветных уголках уральской природы и претенциозным названием заголовка статьи? Считаю, общего здесь более чем достаточно, что вне общности с природой вряд ли состоится маломальский прозаик. Природа и люди – вот главные наставники юным существам, озирающимся вокруг в поисках устойчивой опоры и выбора предстоящего жизненного пути. Оглядываясь назад, скажу, что мне выпало счастье провести дошкольное детство в сельской местности, где под огородом текла чистейшая речка, изо дня в день видеть и воспринимать в родных семействах народную мудрость, честность людских отношений. Не забыть, как матушка наговаривала мне перед сном сказку про Жихарку, спасающегося от злодеев. Как он бросал за собой гребень, из которого мигом вырастал лес, задерживающий преследователей. Ее я знал уже наизусть, но почему-то снова и снова просил рассказать. Позже, уже в статусе деда, тоже пересказывал внучкам на сон грядущий веселые и поучительные истории, чаще из телевизионных передач, которые специально для этого подбирал за день.
***
Но вот ворвался ветер перемен. После Великой Отечественной войны матушка вышла замуж за Ведрова Петра Ильича, вернувшегося с Дальневосточного фронта. В 1946 году отчим перевез семью в строящийся закрытый город Свердовск-44, где прошли мои школьные годы. Первым шагом к писательству стало пристрастие к чтению, на которое меня наставил объявившийся в пятом классе дружок, Валька Семушкин. Исконный городской житель, он взял шефство над дитем сельского быта, учил премудростям шахматной игры, снабжал книгами из домашней библиотеки, а вскоре привел в городскую юношескую библиотеку, пополнив ее состав одним из самых активных читателей. Брал сразу по пять книг. А. Дементьев утверждал, что читатель – тот же поэт, в чем и был совершенно прав, ведь не так важно, кто пишет стихи, а важнее, как их человек воспринимает. За листанием страниц рождался поклонник литературы, открывающий себе историю цивилизации, мир фантастики и приключений, красоту и особенности авторского языка. Чтение, основной курс писательского всеобуча, сопровождал меня всю жизнь, хотя и с перерывами. К другому увлечению относились спортивные тренировки, начатые со школьных лет. Спорт и физический труд по домашнему хозяйству  – это выносливость, воспитание воли  и упорства в достижении цели, без чего не  достигнуть  успеха в любой профессии.

    Что еще дала мне школа? В средних классах мне посчастливилось встретить  потрясающего учителя и педагога в лице Людмилы Андреевной Саматовой, которая вела уроки русского языка и литературы и стала мне богиней на всю оставшуюся жизнь. Яркая, богатая и невероятно привлекательная личность, она затмила собой всех, кто в ту пору и позже мог претендовать на место идола в моем душевном иконостасе. Не только меня, всю школу, всех школяров она вела в свой лучезарный и чистый мир.    Нравы послевоенных лет были не столь щепетильны, как в последующем веке с его показными и часто лицемерными правами личности на некую свободу и неприкосновенность. Тогда в людском обращении все было проще и понятнее. Людмила Андреевна в порыве стремления к справедливости могла и кулачком по хребту остудить зарвавшегося ученика или ученицу, и сколько гордости испытывали они, осчастливленные тумаком от всеобщей любимицы, и долго делились со сверстниками постигшей их редкой удачей, ведь такое «панибратское общение» означало проявление доверительности между учеником и учителем. Как же меня порадовал ее похвальный отзыв о сочинении на распространенную тему «Как я провел лето», в котором я подсобрал ряд житейских неурядиц и опусов, выставив их в смехотворном виде,  и дал своему произведению многозначительное название «Дни солнечной активности», списав на солнечные флюктуации всю случившуюся летнюю кутерьму.
 
    В старших классах было написано несколько удачных сочинений, которые Александра Константиновна, учитель литературы и кавалер ордена Ленина, зачитывала по школе в качестве показательных. Из них хотелось бы выделить работу по шолоховской «Поднятой целине», изложенную в аспекте непримиримой классовой борьбы за освобождение трудового народа от заклятого кулачества. Накал противоречий, беспощадная схватка до полной победы одной из сторон. Абзацы сбитые и емкие, фразы короткие и точные, как пули, посылаемые в цель, и вот встает заря победы торжествующему союзу пролетариата и крестьянства. И не дано было знать сочинителю, что через шесть десятков лет он снова возьмется за эту тему, заданную уже не школьной программой, а самой жизнью, с переосмыслением истории, в которой вдруг заявили о себе кардинально новые аргументы и факты. Тогда и появится на свет Божий исторический роман «Амурская сага», в котором идеологические устои десятиклассника потерпят полный крах, а ненавистные прежде кулаки предстанут трудовым оплотом нации и жертвой жестокого произвола. Шолоховские постулаты будут опровергнуты, а книгу повзрослевшего школьника некоторые критики признают антисоветской, хотя одновременно увидят в ней гимн российскому народу.
***
    Итак, школа позади. Аттестат с  серебряной медалью открыл мне двери физико-технического факультета Уральского политехнического института, где теоретическая программа физиков-атомщиков оказалась невероятно сложной. Головы трещали от напряжения, теряя волосяной покров. Польза от того умственного самоистязания наступит позже, в научной и производственной деятельности специалистов-атомщиков, а для меня еще и в умении вникать в тайны мироздания, что не лишне для писателя-реалиста. С получением диплома и вопреки благоприятному распределению на Урале, я принял достаточно смелое и ответственное решение отбыть в Восточную Сибирь, на атомный гигант, возведенный в кратчайшие сроки близ города Ангарск. Роль этого комбината в создании ядерного щита страны неоценимо высока. Достаточно сказать, что в шестидесятые и семидесятые годы этот промышленный комплекс был самым энергоемким предприятием мира. Четыре процента вырабатываемой в СССР электроэнергии поглощали ангарские каскады по обогащению урана, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить ядерный паритет с американцами. Здесь-то мне выпала участь управления связующим технологическим объектом, прозванным в среде производственников «сердцем завода», куда угодил в разгар тяжелых сбоев и отклонений от штатного режима, длившихся не один год. Справились. По итогам очередной пятилетки был представлен к ордену Трудового Красного Знамени, но «наверху» моя фамилия была заменена на другую по мотивам «кумовских отношений». Все-таки правительственная медаль «За трудовую доблесть» осталась мне свидетельством, подтверждающим внесенный вклад в программу ядерного оснащения вооруженных сил страны. Между делом исполнял обязанности редактора заводской стенной газеты, что опять можно занести в актив подготовки к предстоящим трудам с пером в руке.

    Пролетели десять лет работы по «горячей сетке» с правом выхода на пенсию в пятьдесят лет, но до отдыха было еще далеко. Дальше, как солдат партии, подчинялся распоряжениям свыше. Секретарь парткома завода, секретарь Ангарского горкома по промышленности (Юго-Западный район города), еще дальше – заведующий отделом оборонной промышленности в Иркутском обкоме партии. И всегда учеба параллельным курсом относительно занимаемых должностей; в семидесятых годах – заочное отделение инженерно-экономического факультета в Иркутском институте народно хозяйства, в восьмидесятых – Академия общественных наук при Центральном Комитете КПСС. Служебные продвижения сопровождались повышением уровня знаний, дипломами технического, экономического и общественно-политического образования, расширяющими кругозор и обогащающими собственный лексикон.

    В партии я получил опыт руководящей работы регионального уровня, умение работы с людьми, но не только. В Ангарске приходилось писать доклады для зачтения на партийных форумах городского масштаба, а в аппарате Иркутского обкома КПСС секретариат поручил мне объединять материалы всех отделов и готовить тексты докладов для Первого секретаря обкома. Отделы приносили «сырые» заготовки, из которых требовалось составить безупречный текст, вот и приходилось ломать голову над задачей, но хочешь, не хочешь, а в срок надо было положить доклад на стол требовательного партийного руководства. Это была большая школа, где требовалось вскрывать основные проблемы партийного строительства и социально-экономического развития области, намечать пути их решения, правильно расставить акценты доклада, наполнить его наступательным духом и убедительными аргументами. Я уже не говорю о требованиях стилистики и безупречной грамматики.

    Из системы «руководящей и направляющей силы» общества после распада «нерушимого Союза» мне довелось окунуться в пучину «дикого капитализма» лихих девяностых годов и вкусить  ядовитые плоды беззастенчивого  предпринимательства, которое скорее можно было назвать ожесточенными «боями без правил». Этот бедлам мне продолжался по 1995 год, когда рухнули многие предприятия, половина населения кинулась в торгашество, челночество, построение мошеннических финансовых  «пирамид», когда банковские ставки рефинансирования взлетели до тысячи процентов годовых и оборотные средства, вложенные на депозит, за сутки приносили миллионы обесцененных  рублей. И полная безнаказанность за творимые бесчинства. Забавно вспоминать, как Иркутский авиазавод заказывал нашей мелкой фирме из трех-четырех  работников закупку у московских производителей минеральных и сладких напитков. Были заказы и покрупнее, так сельским хозяйствам области мы пригнали из других регионов двенадцать эшелонов комбикормов. Но опыт опять получил богатейший.

    Один жизненный этап менялся за другим, и я оказался востребован в избирательной системе, куда  меня пригласили на штатной основе заместителем председателя Иркутской областной комиссии. С облегчением расставшись с кошмарами предпринимательства, приступил к государственной службе регионального уровня, продлившейся десяток лет. Организация выборного процесса велась в условиях отсутствия избирательного законодательства, когда нормы избирательных действий приходилось устанавливать решениями облизбиркома или прямыми распоряжениями руководства комиссии. Руководящие указания составлялись, исходя из действующего правового законодательства и элементарных логических соображений. Облизбирком возглавляли сильные юристы, с учеными званиями и степенями, В.Н. Андриянов, А.А. Савинок, В.В. Игнатенко, я же у всех заместителем.
 
    Сегодня нельзя не отдать должное исполненной миссии гражданских выборных процедур. Передел собственности и смена власти после Октябрьской революции произошел в результате многолетней братоубийственной войны. Не в моде было собирать и подсчитывать голоса граждан в избирательных бюллетенях, чтобы установить курс развития страны; тогда собирали не голоса, а полки и дивизии. Чтобы не повторять кровавые разборки семидесятилетней давности, в лихие девяностые годы, когда рушился политический и хозяйственный механизм Советской державы, были наспех запущены альтернативные демократические выборы. Главный их результат в том, что удалось избежать вооруженных столкновений между антагонистическими силами.

    Если на предыдущих этапах я только приближался к литературному труду, обретая жизненный  опыт и писательские навыки, то государственную службу в избиркоме совместил с писательством и не собственному желанию, а под воздействием непосредственного начальника, председателя избирательной комиссии Виктора Игнатенко, моего крестного отца по литературе, буквально обязавшего меня взяться за перо. Будучи юристом высочайшей квалификации, профессор, доктор юридических наук, он непрерывным потоком издавал книги и статьи научного и публицистического содержания, что не помешало ему подметить в своем заместителе дремлющий потенциал писателя художественного плана.

 Поначалу я не понимал, что от меня требуется, но с начальством не поспоришь, и пришлось мне взяться за новое, уже пятое по счету, направление в своей профессиональной деятельности. Производство, партийная работа, предпринимательство, государственная служба и вот – освоение навыков литературного труда. Не много ли для человека  в быстротекущем  потоке активной трудовой деятельности? Оказалось, что не много, а в самый раз при условии активного долголетия, чем и занялся с шестидесятипятилетнего возраста, издав попутно  пять научно-популярных монографий на тему здоровья и долголетия, но это уже другая история.

Литературной деятельностью занялся в 1999 году. В 2015 году стал членом Российского союза писателей (РСП) и в том же году - лауреатом национальной литературной премии «Писатель года России». Ежегодно печатался в конкурсных альманахах РСП и признавался финалистом. Дипломант конкурса Русского Императорского Дома «Наследие». Мои произведения представлены в Антологии русской прозы за 2018- 2021 годы. Решениями Президиума РСП награжден медалями Пушкина и Чехова. На сайте ПРОЗА.РУ выставлено свыше двухсот моих произведений (романы,  повести, новеллы, рассказы, статьи), на которые поступили сотни восторженных и лестных отзывов и рецензий, общее их количество приближается к двум тысячам. Регулярно провожу творческие встречи с читателями, печатаюсь в иркутских газетах. Председатель Иркутского отделения РСП. Член Общественного совета при аппарате Губернатора и Правительства Иркутской области. Отмечен Почетной Грамотой Законодательного Собрания Иркутской области. В 2020 году приглашен в  Интернациональный союз писателей (ИСП), а через год (вместе с соавтором книги "Ноосфера") стал лауреатом Международной литературной премии имени Достоевского. По представлению ИСП, одобренному Общественной палатой Государственной Думы РФ,   награжден орденом Святой Анны "За заслуги в искусстве".

Перечень изданных книг:

1. Сборник повестей «Три судьбы, или трилогия о детстве» (1999);
2. Повесть о сибирском коте (2002, Иркутск http://proza.ru/2015/06/28/1667);
3. Роман «Школьный вальс», как история одного класса советской школы с первого по десятый (2003, Иркутск  http://proza.ru/2015/03/13/1206);
4. Сборник юмористических рассказов (2005, Иркутск.);
5. Повести и рассказы (2016, Москва 6. Сборник «Байкальские новеллы», издан по программе книгоиздания для лауреатов премии РСП «Писатель года 2015» (2017. Москва 7. Исторический роман «Амурская сага» по теме освоения Приамурья на стыке 18-19 веков (2018, Иркутск. );
8. Исторический роман «Муравьев-Амурский, преобразователь Востока» (2019, Иркутск.). Граф Н.Н. Муравьев-Амурский, присоединивший к империи громадные территории Дальнего Востока, впервые показан не только как выдающийся государственный деятель России, но и как богато одаренная, яркая  и незаурядная личность. Книга читается как исторический детектив;
9. Художественно-просветительское произведение «Урановая буча» по теме становления и развития Атомного проекта СССР (2020, Иркутск http://proza.ru/2021/09/05/247);
10. Художественно-просветительское произведение «Ноосфера» (жанр «нон фикшн», издано в соавторстве с В.Л. Картошкиным. В книге раскрывается понятие ноосферы, предсказанной В.И. Вернадским, показаны поразительные возможности исцеления людей по методике на основе применения атмосферной энергии, которой владеет сибирский реаниматор. (2021, Иркутск http://proza.ru/2021/09/04/184);
11. Сборник повестей и рассказов о животных  «Жизнь рядом с нами» (2021, Москва).

Коли издано немало книг, а рукописных произведений, хранящихся на портале ПРОЗА.РУ, насчитывается еще свыше сотни, то можно подвести некоторые итоги исполненных трудов, дать их обзор, а также анализ литературного творчества, его особенности, методы и стиль.


Рецензии
Замечательная биография замечательного писателя!

Петр Панасейко   08.07.2022 15:13     Заявить о нарушении
Петр, спасибо на добром слове.
Успехов Вам в жизни и творчестве,

Александр Ведров   10.07.2022 09:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.