Разрыв поколений

РАЗРЫВ ПОКОЛЕНИЙ

Что понимают под словами разрыв поколений, конфликт поколений и почему он возникает?
Под словами «конфликт поколений» принято понимать культурно-социальное явление, когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей поколения старшего.
Молодежь прекращает отождествлять себя со своими отцами и дедами, полностью отвергая их авторитет и опыт. Дети и родители в такой ситуации воспринимают друг друга как представителей абсолютно иной культуры и мировоззрения.
Психотерапевт Михаил Литвак считал, что у человека есть мощный внутренний мотиватор, который помогает почувствовать себя увереннее и сильнее и, как результат, лучше противостоять невзгодам. Научившись его стимулировать, вы получите защиту от эмоциональных перегрузок и сможете избавиться от страха и тревоги.
Этот внутренний мотиватор сильнее внешних, он дает иммунитет к внешней агрессии и выгоранию. И звучит он следующим образом: человек стремится к развитию и процветанию. Эксперт по поведенческой психологии Сьюзан Вайншенк говорит, что он мотивирует нас даже больше, чем деньги и признание. Поговорим о том, как использовать его, чтобы избавиться от страха и тревоги и повысить уверенность в себе.

Общение и управление в обществе

Вот флейта, а это пианино. Играть на этих инструментах очень просто, вы ведь сами это видите. Музыкант только  перебирает пальцами клавиши, а чудесные звуки  сами льются  из инструмента.
Но я не знаю, как за это взяться.
Это так же  просто как лгать. Перебирайте отверстие пальцами, вдувайте ртом воздух, и из нее польется выразительнейшая музыка. Видите, вот клапаны.
Но я  не смогу этого сделать. У меня ничего не выйдет. Я не учился.
Но только что вы заявили, что жить в этом мире очень просто.
Что мы старики, не умеем жить. И недостойны этой жизни, что мы отработанный материал, и что нам не стоит помогать, просто нужно отнять у нас пенсию, и все заработанные льготы, и мы просто умрем и освободим мир для Вас - одаренных и просветленных. Но не будем забегать вперед, и сгущать  и без того мрачные краски.
Давайте представим, что все, что я только что  произнес, сбылось.
Вы остались одни в этом мире. А значит, то, что держалось на плечах и на знаниях старшего поколения, ушло вместе с ним, в небытие. Только что мы  с вами говорили о музыкальных инструментах, Вы отказались извлекать из них  прекрасные, чарующие звуки, признавшись, в том, что просто вас этому не учили.
Но вот вы проснулись утром. Вам нужно спешить на работу. А ни вы, ни ваша жена, готовить не умеете. Да и те другие, то же. Нет ни рынка, ни кафе, магазины пусты, нет даже столовой, где только продают то - что выращено или приготовлено.
 Скажите, как долго вы и ваши сверстники смогут жить без всего того, что требует ваш  организм, максимум месяц…
 Но вырастить элементарную картошку, можно только за минимум четыре месяца.
Что бы сделать колбасу, даже самую несъедобную, нужно вырастить   корову или бычка, а  это минимум пара лет. Как это делается, никто из вас - не знает.
Ведь все старшее поколение, вымерло.
А теперь смотрите, с какой грязью вы смешали тех, кто дал вам жизнь, кто  вас вырастил, научил чему то.   Вы собираетесь играть на нас! Вы приписываете себе знание клапанов человеческой души. Вы уверены, что сможете  свободно жить, без нашего неправильного опыта, и наших знаний. Вы воображаете, будто все что приобретает человек и общество, вам мгновенно откроется, и вы заживете как в сказке. Но в сказках есть волшебники, а в этом мире  реальной, повседневной  жизни, все делают сами люди.
То же самое можно сказать и о государстве. Назовите государство любым музыкальным инструментом, каким угодно инструментом, вы можете его  расстроить, вы можете его даже сломать, но играть на нем, вы - не умеете. Думаю что ваше поколение в курсе, как был разрушен Советский Союз, а ранее Российская Империя?

Так можно ли научиться играть на человеке, точнее на его нервах?
Я думаю, что не только можно, но и нужно! Ведь без общения жить нельзя. Хотим мы или нет, но мы играем друг на друге. Ведь любое общение это игра на нервах партнера по общению! И если мы не умеем это делать, то мы терзаем друг друга, в лучшем случае вызываем скуку. И вместо чарующих волшебных звуков гармоничного общения, сотрудничества, близости и любви раздается вой конфликтов, скрип натруженных сердец и треск изломанных судеб.

Мы можем играть на пианино, и можем не играть на пианино, мы можем играть на гитаре, и можем не играть на гитаре. И вообще мы можем не играть на любом музыкальном инструменте, но не играть на нервах друг друга мы не можем, так как, как бы мы ни ограничивали общение, все равно без какого-то минимума контактов нам не обойтись. Так давайте учиться общаться, давайте учиться играть на нервах.
Итак, начинаем учиться играть на нервах!
Когда идет дождь, мы сидим дома или берем с собой зонт, но не ругаем небо и тучи. Мы знаем, что законы, по которым идет дождь, не зависят от нас, и просто стараемся по мере наших сил и возможностей к ним приспособиться. Но вот возникает конфликт в семье, на работе, на улице или в транспорте, и вместо чарующих волшебных звуков гармоничного общения, близости, любви раздается скрип натруженных сердец и треск изломанных судеб.
То, что часто мы не можем достичь своих целей, это  просто потому, что нам не хватает нужных знаний. И первое, что важно сделать, — это повысить свою компетентность, расширить своё видение ситуации с помощью недостающей информации. Тогда нашему мозгу будет легче принимать решения и справляться с проблемами.
Более того, каждый приобретенный навык удвоит ваши шансы на успех, а успех в чем-то одном имеет свойство распространяться на всё остальное.
Так работает психологический феномен «привычка к успеху». Когда мы в какой-то области довольны собой, нам легче принимать вызовы и в других областях нашей жизни. Мы становимся устойчивее к внешним раздражителям. И у нас появляется достаточно ресурса, чтобы сосредоточиться на своих целях и добиться качественного изменения своей жизни. Первичные правила жизни – вечные. Связаны с законами природы. Или законами Божьими. Это уж кто как хочет, пусть так и считает, потому что между религией и наукой нет никаких противоречий. Исходная позиция только разная. Верующие считают, что Бог создал законы, которые мы обязаны выполнять. «Премудрость начинается со страха Господня» – я долго не мог понять это изречение. Потом понял: надо бояться нарушать эти законы.
Кстати, законы можно придумать или нет? Нет. Их можно только открыть.
А потом им следовать. Открыл, убедился, что это закон, и его обязательно нужно выполнять. Ведь мы сами созданы по этим законам. И я хочу, чтобы у вас выработалось к ним уважение. А, к примеру, вторичные – юридические законы, как говорил скиф, врач и мудрец Анахарсис, – как паутина: мухи застрянут, а шмели прорвутся.
Природные же законы не имеют исключений. Если вы в кипящую воду опустите руку, будет что? Ожог. Сила ожога зависит от того, сколько времени пробудет ваша рука в кипятке. Больше ни от чего не зависит: ни от пола, ни от возраста, ни от вероисповедания, ни от того, йог вы или нет.… Это просто закон природы.
Вообще, закон развития – это закон природы. А что такое развитие? Движение. Но не каждое движение – развитие. Возьмем зарождение жизни: сначала появляются одноклеточные, потом позвоночные, потом млекопитающие…
Каждый раз происходит изменение качества. А количество материи может быть одно и то же. То есть вы развиваетесь только тогда, когда переходите в другое качество. А если вы начинаете ходить по кругу, то это тупик.
 Известный австрийский психотерапевт, невролог и психиатр Виктор Франкл,  говорил интересную вещь: «Когда человек начинает думать , не о подвалах своей личности, а о её высотах , то получает возможность справляться с неврозами и страхами, потому что в какой-то момент понимает, «какая разница, что там у меня в минусе, когда у меня такой потенциал в плюсе!» Когда мы смещаем фокус внимания с недостатков и комплексов на таланты и способности и начинаем их развивать, то уже не так болезненно реагируем на внешние неприятности и меньше переживаем по поводу своих слабостей.  Но как  и чему необходимо учиться?, У кого учиться?
Земля существует 4,5 миллиарда лет. Жизнь существует 3,7 миллиарда лет. Первое живое существо имело, какой размер? Это была одна клетка. Но клетки через некоторое  время поняли, что вместе легче жить, и они разделили обязанности. Появился наружный слой клеток, который ловил «пищу» и защищал от внешних угроз, а внутренний слой переваривал «добычу». Но постепенно все усложнялось – и в итоге появился человек. Все эти законы мы изучали в средней школе – выучили их, но они не проникли в ваше подсознание, поэтому вы их нарушаете. Потому что если бы вы не нарушали законы, вы были бы счастливы.
Как научиться познавать мир и получить признание старших

У одного учителя было много учеников, которых он обучал разнообразным необходимым для жизни  знаниям. Среди них был ученик, которого он любил больше всех остальных. Ученики стали завидовать ему, не понимая, с чем это связанно, ведь он не делал ничего особенного. Однажды они решили спросить об этом своего учителя.
На их вопрос он ответил: «Идите и пусть каждый из вас зарежет по курице, но никто не должен видеть, как вы будете это делать». На следующий день все ученики пришли к учителю, держа в руках зарезанных кур. Только любимый ученик принес живую курицу. Все начали смеяться над ним. Тогда учитель спросил их, кто, как и где резал свою курицу. Каждый стал рассказывать, как он сделал это. Один из них спрятался в сарае, другой ушел за город и т.д. Когда очередь дошла до любимого ученика, тот сказал: «О мой учитель, нет такого места, где бы меня не видел мой Создатель». Тогда учитель сказал всем своим ученикам: «Теперь вам понятно, почему я, люблю его больше всех?!».

В прошлом проблема конфликта поколений не была столь ощутимой. На протяжении многих веков два-три поколения вели схожий образ жизни, так как общество развивалось медленно. Дети, как правило, учились ремеслу отца и в процессе такого обучения перенимали его мировоззрение. Слова старшего поколения были истиной и не подвергались сомнению.
Старший человек всегда означало «мудрый человек», так как источником знаний был только жизненный опыт. Поэтому дети никогда не состязались с родителями в знаниях и мудрости. И у молодых людей не было возможности заявить о своей индивидуальности.
Но из чего складывается эта самая индивидуальность?
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств.
Шаблонность, серость, толпа — все это глубоко противоположно проявлениям качеств личности и индивидуализма. Понятие «индивидуальность человека» в психологии заключает в себе огромный спектр составляющих. В их числе необычность, разумеется, в рамках дозволенного, приличного и принятого в обществе. Кроме того, тут и особенность, непохожесть на других не только внешне, но и поступками. И еще ряд важных характеристик. Индивидуальность в человеке привлекает внимание, дает возможность отличить его от толпы. А если это еще высокообразованная, нравственная личность, индивидуальность придает ей изюминку. Индивидуальность личности — это неповторимость, социально значимые характеристики, представленные в разрезе мировоззрения конкретного человека. Если сравнивать это сложное понятие с термином «человек», тут психологи склонны говорить о родовом понятии, что указывает на происхождение, физиологические особенности. В этом контексте говорится, что существо стоит на высшей ступени развития эволюции, только и всего. Процессы становления личности и индивидуальности часто проходят параллельно. Характерны они не всегда для подросткового периода. Нередко еще совсем маленькие дети проявляют свои индивидуальные особенности в творчестве, неординарных подходах в общении со сверстниками и окружающими. Но все это, что  определяет интеллект, складывается  в первую очередь, из тех генов, которые получил человек при рождении, о окружении, в котором он находился в период  своего развития. От тех отношений, которые  он видел в семье. Так, например, если в семье каждый день пили, выросший ребенок будет воспринимать это как, должное, и в своей взрослой жизни, так же станет пить.
Если ребенка окружали образованные  добрые, и честные люди, знающие толк в литературе и  прекрасно понимающие  искусство, этот ребенок перенимает  большую часть, окружавшего его мира. Но допустим, Семья была именно такая интеллигентная, и привила в детские годы,  хорошие навыки и манеры, но в подростковом возрасте, молодой человек, попал на улицу. И его  друзья, и просто знакомые показали совершенно другие  жизненные принципы, У такого ребенка, может то уличное, превзойти или уравновеситься с  более ранним воспитанием, но может  возникнуть и другие свойства. Такие, например как  в этой притче.

Однажды к одному человеку в его город приехал уважаемый человек из столицы.
Этот человек достойно угостил гостя.
— Приезжай ко мне в столицу, — сказал гость, — я угощу тебя стократ вкуснее!

После того хозяин разместил гостя в самых лучших комнатах своего дома, чтобы тот ни в чем не знал огорчения.
— Приезжай ко мне в столицу, — сказал гость, — я помещу тебя во дворце, а еду тебе будут носить на золотом блюде.

Гостю - понадобилось поехать на другой конец города по делам, и хозяин дал ему своего лучшего коня.
— Приезжай ко мне в столицу, — сказал гость, — у тебя будет целый табун лошадей самой лучшей масти!

Через несколько дней некие дела привели в дом того человека врагов- гостя, и пока гость прятался под лавкой, хозяин и его сын с мечами встретили непрошенных гостей.
— Приезжай ко мне в столицу, — сказал гость, — и тебя будет охранять гвардия самого Падишаха!
— Скажите, уважаемый, — спросил хозяин, — а когда мы уже поедем с вами в эту самую столицу?

Для современного общества характерно непрерывное внедрение инноваций, которые периодически перестраивают сложившиеся традиции и нормы. И многие вещи, которые были раньше под запретом, сейчас являются социальной и культурной нормой.
Психологи уверены, что проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда. Ведь культура, на которой было воспитано одно поколение, не будет до конца понятной другому. Каждое новое поколение живет, опираясь на результаты и опыт всех предшествующих. При этом люди используют и развивают лишь то, без чего их существование не представляется возможным, и категорически отвергают то, что, по их мнению, устарело.


Рецензии