История одной старой трости

Кхе, кхе... Всем доброго утра, или дня, а может быть вечера, возможно, даже ночи. Я тактильная трость уже довольно преклонного возраста.

Расскажу-ка я вам предысторию. Тактильная – значит касание, прикосновение, "ощупывание". Наше предназначение в жизни – помогать передвигаться незрячим людям. Вот идет, значит, слепой человек, а одной из нас "ощупывает" дорогу. Где яма, где камень какой, а где вовсе прохода нет. Чувствует концом трости и обходит препятствие.

Наш род начался с незапамятных времен, когда человек с недугом глаз, додумался взять палку для "осмотра" дороги. А вот история современной, так называемой "белой трости", началась с 1921 года. С тех пор, как англичанину Джеймсу Бигсу пришло на ум покрасить свою трость в белый цвет. Таким образом, стали узнавать, что идет незрячий. А то путали трость с тросточками другого предназначения.

Ой, из чего нас только не делают! Сначала из дерева, тростника и бамбука. Потом придумали из стали, сплава алюминия, а позднее аж из графита, стекловолокна и каких-то других материалов. Ничего не хочу сказать плохого, мы стали более прочными, легкими, появились разнообразные виды. Например, не складные (мягкие и жесткие), складные (телескопические и сборные, состоящие из нескольких звеньев, которые скрепляются изнутри резинкой). Вот к последнему виду я и отношусь – к складной.

Придумали нацеплять на нас разные наконечники, чтобы удобнее водить по земле (пластмассовое колесико, резиновый набалдашник). А в последнее время чего удумали! Электронные датчики в нас запихивать. Эти ноу-хау, как принято сейчас говорить (тьфу ты, пакость какая), способны определять препятствия на расстоянии и оповещать о них сигналом. Хотя, скажу я вам по секрету, их не очень жалуют из-за дороговизны и некоторых неудобств... Еще бы! В городе одни сплошные препятствия. Дом на доме стоит, каменные джунгли или непролазные дороги, машин больше людей развелось! Идет с такой "ноу-хау" и сигналит без умолку, с ума можно сойти!

Эх... Что-то я разворчалась совсем. Старость – не радость. Ну не люблю я этих всех новых топ моделей. Идут все такие, нос задирают, мадамы. А толку от них чуть. По мне так, что важно-то, чтобы польза была и надежность. А они чуть что, и сразу на выброс. Ладно, Бог с ними, с молодежью. Во все времена было и хорошо и худо.

Так вот, моя история началась с того, что меня с завода привезли в аптеку. Выставили там с другими, более высокими товарками. Смотрю я на них и с грустью думаю: "Да-а, кто же меня возьмет маломерку такую? Эх, не видать мне жизни и пользы не принести". Но вот, спустя какое-то время, заходит, значит, моя будущая хозяйка с родительницей. Смотрю, а она сама росточком мала-меньше. Ну, думаю, повезло мне. А тут, вдруг, появляется у меня конкурентка! Я так и обомлела, чуть сознание со страху не потеряла. Неужели ее выберет?

Обошлось... Я оказалась самой подходящей. Как же я тогда радовалась, словами не передать! И хозяйка моя тоже радовалась, идет, улыбается, все по нраву пришлось. Вот тогда я и узнала, какая жизнь не простая... Дороги – жуть. Мы с хозяйкой, как только их не ругали, как только не возмущались. По уму-то, асфальт ровненький должен быть, а из него то камень, то железная труба какая-то торчит. Хоть и была молода, да спотыкалась часто. Хозяйку нервировала, от этого сама расстраивалась.

Потом, узнала я самого злейшего врага всех тактильных тростей – решетка водостока! Это враг, так враг. Очень часто я попадала в его цепкие решетчатые пальцы. Хватал так, что звенья из пазов выскакивали. Больно было, аж дурнем кричала! Хозяйке тоже приходилось помучиться, вытаскивая меня из железного плена. Чувствовала, что боится поломать, даже помощи просила у других. Приятно было, что любит меня, на душе тепло становилось.

Да-а-а, всякое-разное было. Но ничего, жили.

Как-то раз, случай произошел. Стоим, значит, на остановке, автобус ждем. Прохладно было, хозяйка в курточке, утепленная. Поблизости еще люди какие-то стояли. Подходит нужный маршрут и я дверь ей помогаю найти. Тут какой-то мужик спрашивает: "Помочь?" Хозяйка и согласилась сдуру, будто вдвоем не справимся. Он ее как за шкирку схватил, как поднял на ступень! Мы обе аж дар речи потеряли. А она у меня вежливая, от растерянности даже поблагодарила этого мужлана! Стоим, молчим. Через пять секунд, как пробрало возмущение и обида! Я даже о пол стукнула от переизбытка чувств.

Он-то мне сразу не понравился, а хозяйка не дотумкала. Вот такие бывают люди... Старость ко всем подкрадывается незаметно. Вот и до меня доползла... Стала я от путей – дорог вся поцарапанная, некогда, яркая и плотная пленка в нескольких местах слезла. А в довершении всего, покалечилось одно звено. Как сломанная рука, повисло и не хотело вставать в пазы. Хозяйка расстроилась, а я так вовсе сырость развела. Положила она меня на полку в шкаф. Ну, думаю я, отлежусь, авось оклемаюсь. А тут следующий удар.

Появилась, вскоре, со мной на полке новая трость! Вся такая молодая, свеженькая, здоровьем пышет. Взяла меня зависть лютая. Стала ей козни строить. Не правильные советы давать, как с хозяйкой взаимодействовать. А та улыбается, благодарит. Но вижу, нос кверху держит. Думаю, ну, погоди, утру я тебе нос-то. И когда в следующий раз моя любимая хозяйка полезла за новенькой, взяла, да выскочила из-за ее спины и подставилась в руки! Она меня взяла, посмотрела, вспомнила, попробовала разложить. И, о чудо! Я была цела! На радостях, хозяйка взяла меня на прогулку.

Я ликовала. Знай наших! Есть еще порох в старой пороховнице! После моей триумфальной победы, не один раз побывала с хозяйкой в путешествии. Все же, старость дает о себе знать... Вид совсем поистрепался, да и силы не те, уставать стала, чаще ломаться. Призадумалась я, глядя на новенькую. Мы с ней-то не разговаривали после моей выходки. Лежала она печальная, плакала часто. И, наконец, я не выдержала, поговорила с ней по душам.
– Послушай, прости меня, дуру старую... – виновато опустив глаза, начала я. – Никому ведь не хочется стареть и становиться не нужной. А я так боюсь одиночества и этой самой ненужности. Эх... но уже понимаю, что дальше мне не служить.

Молодая обернулась и с улыбкой сказала:
– Ничего, я понимаю. Давайте, как силы оставят Вас, будете меня учить уму – разуму, а я рассказывать о путешествиях с хозяйкой?

Я подумала и согласилась. Оказывается, она не такая испорченная, как большинство сегодняшней молодежи. Вполне вежливая и воспитанная. В конце концов, нужно дать дорогу молодым! Вот так и коротаю свои деньки, давая, уже полезные, советы и слушая интересные истории о путешествии новенькой с любимой хозяйкой.

©Ларина Юлия
17.09.2021
P. S. Написано по заданию во время литературного марафона.


Рецензии
Спасибо:—))) рад вам:—)))Какая чудесная история:—)))Главное чтобы быстрее научили протезы для глаз делать. Один такой показывали, вроде камеры, но там можно было только тени различать. С уважением:—))) удачи в творчестве:—)))

Александр Михельман   04.10.2021 17:55     Заявить о нарушении
Спасибо, рада, что понравилось! А сейчас много чего уже есть для имитации зрения, но пока это все в разработках и все же имитация. Да и на рынок выходит далеко не все, плюс дорого. Если честно, я не слишком сильно страдаю от отсутствия зрения =) Хотя. конечно, не хватает зрительных образов, но это меньшая проблема среди тех, которые есть.

Здоровья Вам и вдохновения!

Ларина Юлия Дмитриевна   04.10.2021 19:42   Заявить о нарушении