Петровы в гриппе когда играл в арт-хаус и проиграл

«Петровы в гриппе»: когда играл в арт-хаус и проиграл

Без малого месяц в кинотеатрах без лишнего шума идет новый фильм не слишком жалуемого нынче режиссера Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Сжав зубы, я, наконец, решила пересилить себя и попробовать разобраться, стоит ли фильм чуть больше двух часов жизни.

Три года назад, когда роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», экранизацией которого стал фильм, получил премию «Нацбест», я, конечно же, решила ознакомиться с ним. Именно поэтому перспектива просмотра фильма вызывала у меня такой неподдельный ужас – вспоминая долгие, вязкие, бредовые события книги, я долго не могла заставить себя посмотреть на них на экране. Но долг есть долг, как говорится. Посмотрев фильм, я вынесла для себя хорошую и плохую новости. Первая: книга была вполне ничего. Вторая: по сравнению с фильмом. Но обо всем по порядку.
 
Для тех, кто незнаком с сюжетом: перед нами семья Петровых – автослесарь Петров-старший, его бывшая жена библиотекарь Нурлыниса Петрова и их маленький сын Петров-младший. Все они накануне Нового года заболевают гриппом, из-за чего их реальная жизнь смешивается с болезненными галлюцинациями. Казалось бы, такой сюжет должен гораздо органичнее смотреться на экране, чем на бумажных страницах, но это тоже всего лишь наша галлюцинация. Однозначное достоинство книги, как я уже писала в своей рецензии на нее, – чудесный язык Сальникова. Его плавная, местами витиеватая, но красивая и живая речь. Именно это достоинство формы скрашивает всю абсурдность содержания. Фильм по понятным причинам этого козыря лишен. Однако в кинематографе есть свои способы воздействия на зрителя – например, операторская работа, грамотно выставленный свет, необычные режиссерские ходы. В фильме Серебренникова провалено все.

Оператор, судя по съемкам, сам в тот момент болел гриппом. Ничем иным объяснить его трясущиеся руки и камеру, которая внезапно снимает что-то из нижнего угла, нельзя. Кадры отрывочны, нелогичны, они не вытекают один из другого. Впечатление, словно кто-то выкидывает из темной кладовки старые вещи не имеющие ничего общего между собой: вот Петров-старший едет в автобусе, вот какие-то люди бухают в похоронной машине, вот Нурлыниса Петрова показывает навыки бокса лицу какого-то поэта-любителя. Кстати о темной кладовке. Снимался фильм, похоже, в ней же. Потому что за все два с лишним часа экранного времени самым светлым кадром становится сцена у раковины на кухне – там просто горит лампа над мойкой. Возможно, ее кто-то забыл выключить. Эта темнота, призванная нагонять на нас мрак и беспросветность российской жизни, лишь способствует покупке капель для глаз – в попытках рассмотреть, кого там жестко «любят» среди библиотечных полок я чуть не угробила остатки зрения.

Да, этот кадр заслуживает отдельного внимания: Нурлыниса, конечно, свободная женщина, и секс на рабочем месте, в конце концов, тоже не такая уж редкость. Но зачем эта отвратительно снятая, убогая сцена в контексте данного фильма? Какую смысловую нагрузку она несет? Вопросы, вопросы… Со сценами в фильме действительно все не очень хорошо: вместо хтонического ужаса, который желает вызвать в нас режиссер, мы получаем дозу разочарования в его работе – ну не пугают меня потоки крови из перерезанного Нурлынисой горла собственного ребенка. Эта сцена жалка и даже комична, если долго всматриваться в лицо Петрова-младшего. Видимо, актера мучили пересъемкой довольно продолжительное время – во всяком случае его лицо выражает ровно столько же эмоций, как если бы он читал статью о политическом режиме Уганды.

Но визуальной части мы уделили и так уже достаточно времени, перейдем к смысловой.
Уже с самых первых минут фильм пестрит штампами. Пассажир автобуса, в котором едет Петров, изливает всю скорбь российского народа в монологе: «Горбачев страну развалил, а Ельцин пропил», «Раньше была дружба народов, а теперь одни евреи и таджики», «У власти теперь одни евреи» – и эти три стереотипа за 1 минуту экранного времени. Второй пассажир, благодаря девочку за уступленное место, тоже вворачивает «российскую реальность» – «Все вы, бабы, такие». Посетитель библиотеки, недовольный обслуживанием Нурлынисы, кидает ей в лицо «Понаехали».

Наверно, Серебренников очень гордится такой удивительной свободой слова. А исполнительница роли Петровой Чулпан Хаматова (к которой я отношусь с огромным уважением) даже отмечает в своем интервью «Сегодня любое честное высказывание уже требует смелости». Честность? Это вы называете честностью? Набор заезженных фраз, используемых обыдленной частью населения? Или честность для вас – это маньяки-библиотекари? Или новогодние елки позднего СССР, которые половина критиков вспоминают со смесью ужаса и жути? А не кажется ли создателям фильма, что они сняли обыкновенную чернуху? Пропиарились на образе страшного Союза и убогой России-матушки?
 
Все, кто читает мои рецензии, знают: я всегда обеими руками за фильмы, которые обнажают проблемы российского общества. Я большая поклонница таланта Андрея Звягинцева, которого через раз обвиняют в чернушности, люблю фильмы Юрия Быкова, который тоже частенько подвергается нападкам за русофобство. И тем больнее мне читать хвалебные оды «Петровым». Кирилл Серебренников во время съемок фильма находился под следствием по делу «Седьмой студии», и все творческое сообщество писало письма в его защиту. Потому что ни один человек не должен подвергаться гонениям за свои убеждения и творческие работы (хотя мы до сих пор так и не знаем, что на самом деле было причиной следствия). Но разве честно на волне этого хайпа так низко использовать черноту в прямом и переносном смыслах?
Книга Сальникова, несмотря на заложенный смысл, не злая и не мерзкая. А вот фильм вобрал в себя и то, и другое. Даже Антон Долин, высоко оценивший фильм, назвал его чернухой (правда нашел там еще «мягкий юмор и неподдельную нежность», я правда буду стараться дойти до такой же степени просветленности). И нет, авторам картины не стыдно, они упиваются мерзостью и отвращением, гиперболизированными до босхианских масштабов.

Какой напрашивается вывод? Мнения о фильме очень разные, от восторженных до резко негативных (коих абсолютное меньшинство). Поэтому каждому зрителю, который сомневается в просмотре фильма, рекомендую почитать разных критиков, чтобы составить объективное мнение. Лично мое, основанное на моем субъективном восприятии, таково: просмотр «Петровых» – бессмысленная (и даже вредная для глаз) потеря двух часов жизни. Нелогичная, бредовая, гадливая и чернушная картина, в которой ничего непонятно – таким фильм предстал для меня. Однако многие и многие люди что-то в этом фильме нашли, как когда-то нашли в книге. Возможно, все дело в восприятии. Или реальности, в которой живет каждый из нас.


Рецензии
Да уж, король артхауса голый. Приятно знать, что не ты один так видишь. Спасибо, Лада, за прекрасный, остроумный текст).
Интересно Ваше мнение по поводу таких шедевров, как "Купе №6" (гран-при в Каннах) и "Море волнуется раз" (лучший фильм Кинотавра - 2021).

Антон Горынин   23.01.2022 17:44     Заявить о нарушении
Антон, спасибо большое за отзыв)
К сожалению, "Купе №6" не смотрела, а вот "Море волнуется раз" пыталась, но не смогла. Но я в принципе авторское кино не очень воспринимаю, поэтому для меня такие фильмы всегда проблема. Мне понравилась атмосфера в фильме, уютно, передает какую-то детскую непосредственную первую любовь, понравились актеры-главные герои, но полное отсутствие развития какого-то сюжета убивает.

Лада Баснина   24.01.2022 12:36   Заявить о нарушении
...Просто не понимаю, за что эти фильмы награждаются. Спасибо за ответ) Понравилась Ваша публицистика, буду почитывать.

Антон Горынин   25.01.2022 18:41   Заявить о нарушении
спасибо) для меня очень радостно, что вам понравилось)

Лада Баснина   04.02.2022 14:50   Заявить о нарушении