Испытание русской идеи июнь 1992

Многое в нашей трагической ситуации зависит от того, нас-
колько полно и здраво русский народ сможет восстановить свою ис-
торическую память и национальное самосознание. Поэтому-то все-
возможные недруги России и развернули сейчас невиданную кампанию
лжи и клеветы на русскую историю, культуру, на характер и досто-
инство русского народа.
Прежде всего, мы должны вспомнить, что русский народ был
создателем российской государственности. Государство было формой
существования народа, условием сохранения национального языка,
культуры, образования, условием создания общенационального эко-
номического и социального уклада. Сегодняшнее разрушение единого
Российского государства, помимо всего прочего, угрожает дальней-
шему существованию русского народа (равно как и российская госу-
дарственность не возродится без нового творческого импульса рус-
ских).  Утопично было бы надеяться, что после семи десятилетий
беспамятства, лжи и насилия историческая память общества и его
самосознание возродятся немедленно во всей своей полноте и дос-
тоинстве.
Необходимо воссознать и Русскую идею - национальный идеал,
который народ формулировал в тяжелейших исторических испытаниях,
в нём ему открывалось небесное назначение и историческое призва-
ние. Стержнем Русской идеи является идеал соборности - свободное
единство индивидуальностей, единство многообразия.  Вся русская
культура, уклад русской жизни прежде всего соборны. Национальный
идеал определяющим образом оказывал влияние на формирование рус-
ского национального характера. Соборность Русской идеи отража-
лась в таких чертах характера русского народа, как невероятная
выживаемость и удивительная уживчивость. Они и явились созида-
тельными началами при построении уникальной российской государс-
твенности.
Никакой другой народ не сохранялся в истории при столь суро-
вых геополитических, климатических и географических условиях. В
средние века на Руси примерно раз в пятьдесят лет всё сметалось
с лица земли нашествиями с юга, востока или запада, Москва сжи-
галась несколько раз в столетие. Жестокие морозы и засушливое
лето превращали Среднерусскую равнину в зону рискованного земле-
делия, - плодородие земель не сравнимо с европейским или северо-
американским.  Русь изначально не имела открытого круглогодично-
го, подобного в Европе, выхода к морям, судоходных, выводящих к
океанам рек. Полезные ископаемые разбросаны друг от друга на ог-
ромных   пространствах.  Государственное строительство двигала
прежде всего напряженная борьба за самосохранение и создание ус-
ловий для реализации исторического призвания народа.
Характерную для русского человека уживчивость иллюстрирует
сравнение колониальной политики России и Западной Европы.  Циви-
лизованные народы Запада истребили коренное население трех мате-
риков: Северо- и Южноамериканского, Австралийского, поработили               
огромную Африку. Оставшихся в живых крестили огнём и мечом.  Все
колонии нещадно грабились в пользу метрополий. Ничего подобно-
го не было при колонизации пространств Евразийского материка.
Были, естественно, и войны, но масштабы кровопролития и насилия
несравнимы. В России не крестили насильственно в православие;
здесь невозможно даже вообразить государственную политику скаль-
пов. Население центральных русских губерний несло основное бремя
государственного строительства и потому было беднее и закрепо-
щеннее национальных окраин. Только вследствие такой государст-
венной политики, определяемой национальным характером русских,
были сохранены все народы, вошедшие в Российскую империю.  И
только благодаря этому народы России, в отличие от индейцев Аме-
рики и аборигенов Австралии, дожили сегодня до возможности тре-
бовать суверенитетов и независимости.
Многие наши сегодняшние беды объясняются болезненностью
самого процесса оздоровления, когда проблески ясного сознания и
памяти чередуются всплесками самоунижения, психозом националис-
тической гордыни, рецедивами идеологического помутнения. На аре-
не активной борьбы по инерции действуют персонажи вчерашнего
дня, способные перелицеваться (или, если угодно, "перестроить-
ся"), но не возродиться. И здесь крайне важно осознать следую-
щее.
Перестроечное поколение политиков взращено во внеисторичес-
кой, идеологизированной реальности, которая вырывает человека из
органичного уклада жизни. Идеологический утопизм обрывает связи
с живительными токами национальной культуры, через которые чело-
век приобщается ко всечеловеческому достоянию. Творческая ответ-
ственная личность может вырасти только на почве национального
культурного уклада. Идеологическая же атмосфера формирует в лю-
дях своевольную самость, плененную античеловеческими стихиями,
существующую вне критериев совести, ответственности и долга.
Хоть и разрушающаяся, но еще действенная адская машина, уничто-
жившая десятки миллионов людей, по инерции воспроизводит этот
человеческий шлак.  Поэтому-то в августе прошлого года, вопреки
порыву общества к свободе и возрождению, власть в России захва-
тило новое поколение интернационального люмпена.
В тех условиях, когда историческая память, национальное
сознание, правосознание общества ещё только зарождаются в куль-
туре и в толще народной жизни, разрушительная деятельность орга-
низованного и спаянного люмпена ведёт к катастрофическим послед-
ствиям. Идёт интенсивное разрушение остатков традиционного укла-
да жизни и образа мысли по нескольким направлениям: разрушение
государственности, национальной экономики, системы образования,
культуры и науки, разложение сознания через средства массовой
информации.
Коммунистический режим паразитировал на жизненных реальнос-
тях, в том числе на государственности. Он подменял положи-
тельные функции государства, используя функции насилия и
принуждения. Но даже в этих искаженных формах государство было
необходимо режиму для внутреннего подавления и внешней экспан-
сии. Когда же рухнул основной плацдарм коммунистической системы               
-  союзные органы власти, - второй эшелон партрежимной номенкла-
туры получил внеочередной шанс оказаться на вершине и сменил
тактику выживания и структурирования интернационально-люмпенско-
го режима.
И ныне нас пытаются убедить, что природа "процесса сувере-
низации" и "национально-освободительной борьбы", разрушающих
единство государства - объективны. На самом деле беловежский за-
говор президентов показал, что сейчас решающую роль играет исто-
рический произвол. История имела все шансы пройти мимо Бреста и
тогда события пошли бы совершенно по-другому. Но Кравчуку и Ель-
цину восхотелось прежде всего стать самой "высокой договариваю-
щейся стороной", то есть бесконтрольной властью. Но для этого
необходимо было убрать власть высшую - разрушить союзное госу-
дарство и институт союзного президентства (о чем приходится го-
ворить с горечью вне зависимости от отношения к фигуре бывшего
Президента СССР). Что и было сделано - причём без тени сомнения.
По предельной антиисторичности, утопичности, антинациональной и
античеловеческой направленности беловежский сговор является воп-
лощенным безумием. Тем самым был запущен механизм огромной раз-
рушительной силы, который реализуется с неизбежной последова-
тельностью, всё реже и реже зависящей от намерений тех, кто этот
механизм запускал.
Это не преувеличение: по своим катастрофическим последстви-
ям этот акт может оказаться событием тысячелетия. Используя ос-
лабление государственных скреп после падения центра, местная но-
менклатура переходит к борьбе за власть. Паразитируя на
процессе национально-культурного самоопределения, номенклатура
союзных республик вступает в альянс с гонимыми ещё вчера нацио-
налистическими силами. Через монополизированные средства массо-
вой информации начинается оголтелая националистическая и сепара-
тистская пропаганда. Складываются национал-коммунистические ре-
жимы, корыстные интересы которых требуют отрыва подконтрольных
им территорий России, то есть раздробления государственности как
таковой. Народам целенаправленно внушается ложь о "русском импе-
риализме" и о лучшей жизни в собственном "национальном" государ-
стве.
Строительство такового начинается с конституирования ленин-
ско-сталинского наследия: фантастически произвольных границ,
рассекающих жизненные интересы десятков миллионов людей. Чтобы
втиснуть реальность в прокрустово ложе новой национал-утопии,
приходится подавлять значительную часть населения, для оправда-
ния наименованную "национальным меньшинством" или "оккупантами".
Таким образом десятки миллионов русских людей в одночасье лиши-
лись своей многовековой родины. Понятно, что при такой политике
наивно было бы ожидать благополучия в новоявленных "суверените-
тах".  Для "умиротворения" населения и для реализации территори-
альных притязаний узурпаторы стремятся захватить максимальное
количество вооружений и воинских контингентов бывшей союзной ар-
мии.  Но это становится новым фактором дестабилизации. Ибо разд-
робленные и приватизированные воинские подразделения приговорены
оказаться по разные стороны фронта для защиты маниакальных амби-               
ций парт-президентов, парт-демократов, парт-патриотов.
Этот механизм развала распространяется и по всей территории
Российской Федерации. Номенклатура автономных республик дублиру-
ет пример номенклатуры республик союзных. Всё то же: альянс с
националистами, монополия на средства информации, бешеная нацио-
налистическая пропаганда, движение через суверенитеты к полной
государственной независимости, подавление русского "меньшинст-
ва", захват армии и агрессивные притязания. Всё остальное - де-
магогия, прикрывающая истинные цели национал-коммунистических
режимов. Сегодня Чечня и Татарстан, завтра - не только нацио-
нальные автономии, но и русские области. Только теперь не союз-
ный, а российский либерал-коммунистический режим своей нацио-
нально-предательской политикой стимулирует сепаратистские сти-
хии. Но напрасно новоявленные феодалы надеются на стабильность:
разрушительный механизм суверенизации, проводниками которого они
явились, будет и дальше дробить территории. То, что слепые вожди
слепых неизбежно будут сметены развязанной ими стихией - не са-
мая тяжкая плата. Но этот роковой процесс превращает Россию в
чёрную дыру человечества, на краях которой не отсидится ни ма-
ленькая Прибалтика, ни Европа, ни далекая Америка.
Следствия разрушения государственности уже со всей очевид-
ностью проявились в "горячих точках" на окраинах страны и теперь
тиражируются по всей её территории. О каких закономерностях во-
пиют феномены Карабаха и Цхинвали? В Карабахе сёла различных на-
циональностей жили мирно столетиями. Какая же сила бросила людей
вырезать друг-друга, вспарывать животы беременным женщинам, уби-
вать младенцев? Обесчеловечила людей разнузданная националисти-
ческая пропаганда и ослабление государственных скреп. Государст-
во это - система правообеспечения, оно кладёт границы дозволен-
ного и запретного, сковывает низменные инстинкты, разрушительные
стихии в природе человека и общества. "Если Бога нет, то всё
позволено", - предупреждал великий Достоевский. Десятилетия ре-
жим воинствующего атеизма заглушал голос Божий в человеке - со-
весть.  Теперь же разрушена и система внешнего контроля, всё
больше торжествует принцип: "если государства нет, то позволено
все".  Я не сторонник включения Закавказья в состав России, но
для меня очевидно очевидное: регион Карабаха обречён на беско-
нечную бойню, ибо кровопролитие может остановить только осозна-
ние всеми враждующими сторонами принадлежности к единому госу-
дарственному дому.
В Цхинвали младенцы умирают в роддомах из-за отсутствия
отопления и света. Таковы результаты разрушения кровеносной сис-
темы государства - системы энергообеспечения. Даже в благополуч-
ной Латвии правительство весной объявило, что не гарантирует
отопления следующей зимой и потому призывает налаживать выпуск
буржуек и устанавливать их в городских квартирах. На всём прост-
ранстве страны атрофируется государственная система
жизнеобеспечения, что обрекает людей спасаться и защищаться са-
мим, кто как может. Не означает ли это возвращения к состоянию
варварства?!  Бесполезно заговаривать себя, что все это происхо-
дит в других странах, и что мы благополучно отсидимся.  Вопреки               
своеволию самозванных президентов мы по основным жизненным изме-
рениям находимся всё ещё в единой стране и государстве, и на
всех нас падает общее бремя ответственности за развал своего до-
ма. Уже и московское начальство намекнуло, что грядущей зимой не
гарантирует беспрерывного отопления. Нужно иметь мужество пред-
видеть, чем обернётся для десятимиллионного города нарушение
энергоснабжения и продуктообеспечения в лютые морозы.
Только государство как таковое создаёт условия для формиро-
вания национальной экономики и культуры, языка и образования.
Естественно, что с разрушением государства подрываются все эти
формы и основы национальной жизни. Но, помимо этого, политичес-
кий люмпен ведёт сугубое их разложение. В экономике реализация
программы Международного Валютного Фонда прямо противоречит нуж-
дам хозяйственного возрождения страны.  Вместо преобразования
идёт повальное разрушение государственного сектора экономики,
промышленности, в том числе и лучшей её части - военно-промыш-
ленного комплекса, который аккумулировал огромные материальные и
интеллектуальные ресурсы. Вместо стимулирования отечественного
предпринимательства и создания условий для скорейшего формирова-
ния класса собственников, правительство всячески подавляет дело-
вую активность, подвергло народ беспрецедентному ограблению. Не
случайно так затягивается пуск главного механизма реформ - изме-
нение отношений собственности. Когда, наконец, грянет приватиза-
ция, окажется, что большая и наиболее здоровая часть общества
нищенствует и не способна полноценно включиться ни в разгосудар-
ствливание собственности, ни в коммерческую деятельность. Режим
благоприятствования создаётся для наиболее коррумпированных, ма-
фиозных слоёв, и, прежде всего, для элиты складывающегося  режи-
ма.
Всем этим бедствиям общество подвергнуто во имя очередной
кабинетной химеры - "финансового оздоровления", которое уже се-
годня вылилось в невиданное разрушение финансовой системы. Эко-
номический курс Ельцина ведет к превращению России в сырьевой
придаток промышленно развитых стран Запада. Он же стимулирует
сепаратизм, ибо от экономического безумствования российского
центра регионы стремятся защититься вплоть до отъединения. Поми-
мо этого, обнищание и обездоленность людей резко люмпенизируют
их сознание и делают лёгкой добычей радикальных и экстремистских
идеологий. Может быть, люмпен-властителям и нужны не полноценные
граждане, а легко манипулируемая толпа?
Понятно, что система национального образования, культура и
наука в принципе не могут существовать без опеки государства и
его материальной поддержки. Под видом экономии бюджетных расхо-
дов правительство разрушает ту область, которая является духов-
ным средоточием нации. Отечественная культура, наука и образо-
вание это - лучшее, что есть в национальном богатстве. Не благо-
даря, а вопреки режиму в них сосредотачивались наиболее творчес-
кие силы народа. Если сейчас будет уничтожено то, что создава-
лось столетиями и десятилетиями... то, что не восстановимо,
это приведет к окончательной гибели нации.
Одно из главных направлений люмпенизации страны - деятель-               
ность средств массовой информации. Центральные газеты и журналы
в жесточайших условиях "рынка" на дотациях правительства и, ес-
тественно, верноподданны ему. Золотые перья "свободной" прессы с
таким же энтузиазмом вытаптывают всякую оппозицию режиму, с ка-
ким они ещё вчера третировали Ельцина. Государственные радио и
телевидение превращены в средства массовой дезинформации, гло-
бально внедряющие подменные ценности, искажающие современность,
фальсифицирующие историю. Обществу внушается образ разлагающейся
России.  Явочным образом легализуются сепаратисты-узурпаторы: о
Чечне и Татарстане изначально говорится не иначе, как о "незави-
симых" государствах, которые, понятное дело, не могут терпеть
«российский империализм». Поток лжи направлен на подавление досто-
инства русского народа, возрождения его национального самосозна-
ния и исторической памяти. Под флагом вхождения в мировую циви-
лизацию, внедряется унифицированная культура. Целью этой кампа-
нии является духовная денационализация русского народа, подкреп-
ляющая и оправдывающая развал страны и органичных устоев жизни.
Осознание этой исторической задачи объясняет позицию и дея-
тельность Российского христианского демократического движения
(РХДД) в последние месяцы. Мы, христианские демократы, изначаль-
но основываем свою позицию на возрождении традиционных форм рос-
сийской жизни и истории. Разрушительная деятельность господству-
ющей леворадикальной беспочвенной политической силы сталкивает
общество под влияние ультраправых идеологий и создаёт условия
для необольшевистской реакции. И только становление и консолида-
ция реально действенного движения государственников и патриотов
способно защитить права, свободы и достоинство граждан страны.


Рецензии