Киргиз

Патриотизм - любовь к своему,
национализм - ненависть к чужому.
Ромэн Гари.


Разболелся. С детства так долго в больницах не лежал. Есть, правда, одно существенное отличие от больниц моего детства. В этот раз я успел уже два раза полежать в реанимации. Причём, за каких-то 20 дней. В детстве такого не было. Этот факт заставляет призадуматься — с чего бы? Понятно, что модная ныне болезнь коварна. Но кто-то её переносит на ногах, а кто-то не выкарабкивается вовсе. Только при мне нескольких человек из отделения вывезли совсем не туда, куда хотелось бы. Упокой их, Господи…

Придерживаюсь твёрдого убеждения, что физическое состояние напрямую зависит от духовного. Потому и задаюсь тем самым вопросом — с чего бы я так разболелся? Знать, нужно что-то менять в себе… может, например, простить кого-то...
В реанимации приходится именно лежать. Вставать с кровати нельзя совсем. В моём случае физическое состояние позволяло вести более активный образ жизни, но правилами это запрещалось. Большинству же лежащих нарушать это правило просто не по силам. Я спасался чтением книг, что тоже могло быть промыслительным — пока был здоров, времени на это не находил. Зато теперь его вдоволь, и я с радостью посвятил его общению с Бредбери и Шукшиным. Открыл для себя Вацлава Михальского и некоторых других авторов. Но помимо бумажных книг, рядом со мной пребывала и книга жизни. Это люди и обстоятельства, с которыми я смог столкнуться только здесь.

Помимо медсестёр и медбратьев рядом с нами были санитары. Сейчас они называются иностранным словечком клининг. Режет слух, конечно, но, что поделать? Время от времени по отделению разносилось зычное:

— Кли-иниги-и! — значит, кому-то понадобились санитары...

Очень многое в последнее время режет слух. Например, мат из уст образованных людей. Или недообразованных? В общем что-то случилось с образованием да и с многими другими сферами жизни у нас в стране. Одна из них кадровая политика. Складывается впечатление, что кто-то задался целью либо перемешать всё человечество в национально однородную массу, либо просто вытеснить коренное население с неких экономически выгодных пространств. Как раньше захватывали плодородные земли и пастбища, так теперь захватывают крупные города, раздувая их до гигантских бездушных человейников объединённых не родством духа, а лишь экономической выгодой. Но, может, я не прав? В любом случае, хотелось бы понять, что делать с окружающей действительностью. Как правильно на неё реагировать!? Может быть именно для правильного отношения к ней и произошло со мной то, о чём хочу рассказать здесь.

Он присел на банкетку напротив моей кровати в качестве дежурного по двум палатам. Это были две разнесённые друг от друга комнаты для шести человек без окон, метров по 30-40 каждая. Соединены между собой проходом, в котором умещались ещё две кровати, стоящих вдоль по стеночке. Не уверен, что здесь изначально предполагались именно две кровати, но одна точно — в стену между ними на высоте метра полтора от пола был вмонтирован такой же как и в палатах терминал с кислородными и электрическими розетками, светильниками и гнездом для трубки экстренного вызова. Вдоль противоположной от кровати стены стояли шкафчики с лекарствами и та самая банкетка на которой сидел упомянутый мной дежурный.
Это был азиат в защитной экипировке: синий с капюшоном халат, неизменная маска на лице, штаны с высокими бесформенными бахилами из нетканого материала. Завершал этот вид кислотного цвета сигнальный жилет с номером на спине. Точно такие же его братья по внешнему виду сновали весь день по отделению словно муравьи и выполняли самую грязную и тяжёлую работу: мыли полы и протирали пыль (за этим следили строго), выносили мусор и за лежачими больными нечистоты, помогали их переворачивать, подмывали и меняли подгузники, перевозили вместе с кроватями на процедуры и в последний путь из отделения. Я, признаться, смотрел на них несколько свысока и всё думал: ну почему нельзя набрать на их место наших, русских ребят? Не пойдут? Побрезгуют? А если платить в соответствии с вредностью работы? Нет, бизнесу это невыгодно, а этим деваться некуда; бегут от нищеты в своей стране к нам на любую работу, лишь бы семью прокормить. Но некоторые сюда приезжают с семьями! Рожают своих детей уже здесь, но воспитывают по-своему. И вырастают уже новые жители России, но с чужеродным мировоззрением. И если их будет очень много (а семьи всё многодетные), то так и сама Россия-матушка может сменить титульную нацию. И по номиналу, и по своему внутреннему, духовному наполнению. Так и Русский дух может исчезнуть, если не спохватимся…

Такие мысли меня иногда одолевали и я, честно признаться, не совсем понимал, что с ними делать. Терялся в догадках, что во мне говорит — национализм (не дай Бог!) или всё же патриотизм?

Между нами было метра полтора-два и дежурный, видимо, от нечего делать, заговорил.

— Я тоже прочитал «Лекарство от меланхолии». И у нас с Любой вышел спор — что хотел сказать автор?
Я оторвался от книги, которую читал, и посмотрел на внезапного собеседника. Его слова заставили меня припомнить, что когда я переводился из отделения неделю-полторы назад, взгляд медсестры Любочки упал на книгу, которую я тогда как раз закончил читать. Она так и называлась «Лекарство от меланхолии».

«Интересная?» — спросила она?

«Прочитайте и узнаете. Там есть один рассказ, по которому названа книга. Он короткий, много времени не отнимет».

«И что там?» -— спросила она.

«Что? Там несколько возвышенно описано то, что сейчас, на мой взгляд, превращено в обыденность».

«Что же это?!» — заинтересовалась она.

«Вот прочтите и узнаете», — повторил я...

Всё это пронеслось у меня в голове, и я выразил слабую заинтересованность в разговоре с дежурным.

-— И что же по Вашему он хотел сказать? На мой взгляд данный рассказ можно считать образцом романтизации того времени. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда такой взгляд мог быть в новинку. Просто герой, да, красиво, но изловчился для получения желаемого. Только и всего.

— Вот и Люба примерно так сказала. А я не уверен. Я думаю, что Хемингуэй не мог писать только ради этого. Слишком мелко для него.

После этих слов я уже ощутил отнюдь не слабую заинтересованность в разговоре. Продолжил слушать.

— Это как сказка о рыбаке и рыбке. Я спросил у Любы, о чём эта сказка? Пушкин не мог написать просто о жадности и безвольном старике…

Такое направление мысли мне было очень хорошо знакомо и я весь уже превратился в прикованное к моему собеседнику внимание.

— А о чём же эта сказка?! — с  замиранием спросил я, предвкушая нечто особенное.

— О любви. — Спокойно ответил мой вечерний визави.

Я не думал, что мои ожидания оправдаются настолько полно. Это было попадание в десятку. Конечно же, эта сказка о любви! Но откуда у санитара такая глубина понимания?!

Когда я немного оправился от легкого культурного шока, спросил. Даже где-то с надеждой на возможную отгадку:

— А Вы знаете Михаила Казинника?

Дело в том, что я в своё время именно от Казинника впервые услышал толкование смысла сказки Александра Сергеевича. И вот я просто предположил, что и мой собеседник почерпнул своё понимание от него же. Но нет. Оказалось, что он и имени такого не слышал.

— Конечно, эта сказка о любви! — мне захотелось больше узнать о собеседнике. — Откуда Вы, где выросли, учились?

— Я из Киргизии. Просто мне всегда было интересно задаваться такими вопросами.
Мы увлечённо поговорили на разные около литературные темы, в т.ч. о значении слов и подмене понятий в современном мире. И нашли друг в друге полное взаимопонимание.

— А знаете, что такое любовь? — спросил я.

— Любовь? — Хусейн, так звали моего собеседника, задумался. — Любовь, это особое чувство…

Теперь уже я не согласился с Хусейном, как и он ранее с Любочкой.

— Нет, это слишком общо для любви… Я в своё время столкнулся с более точным определением: любовь это свойство. Если относиться к любви как к свойству, многое меняется в её понимании. Можно, например, более предметно о ней рассуждать. Например, какое основное свойство любви? Можете сказать?

Хусейн задумался. Начал перечислять возможные варианты, но всё это было не то. Наконец, на своё рабочее место вернулась дежурная медсестра и Хусейн мог быть свободен от пригляда за нашими палатами.

— Эля, какое основное свойство Любви? — спросил он у пришедшей  медсестры.
Эля задумалась ненадолго и ответила, что ей некогда задаваться такими вопросами.

— А какое? — всё же переспросила она.

— Ну, подумайте сами… поскрипите мозгами. Чем дольше подумаете, тем ценнее окажется ответ. Давайте до утра. Если не додумаетесь, тогда скажу. — сказал я.

— До утра-а… — разочарованно протянула Эля.

Но Хусейн был настроен более решительно. По всему было видно, что он принимает условие.

— Я могу дать маленькую подсказку, хотите? — сжалился я над ними.

— Давайте.

— Именно это свойство любви послужило причиной создания Богом нашего мира. Я, в своё время, когда узнал об этом, очень порадовался! И у меня многое в понимании жизни встало на свои места. Так что дерзайте!

Было видно, что Эля сразу как-то потеряла интерес, занявшись выполнением своих рабочих обязанностей. Оно и понятно — работа. Но не таков был Хусейн, хотя не думаю, что у него работы было меньше. Он вопросом загрузился по полной.
 
Утром он не подошёл. Только Эля, когда делала утренние процедуры, спросила:

— Ну, что, скажете?

Я ответил, что без Хусейна не скажу, не честно будет. Она вновь потеряла интерес.

Санитары работают сутки через сутки, поэтому целый день Хусейн не появлялся. От его коллег я узнал, что у себя на родине он работал педиатром, но в России без гражданства его диплом врача не имеет силы. Поэтому он смог устроиться только санитаром. Другая медсестра, пухленькая хохотушка Анечка, с которой мы также разговорились, упомянула Хусейна как интересного, обладающего тягой к саморазвитию человека.

— Мало таких мужчин встречается! — отметила она.

Он появился на следующий день и я сам поинтересовался:

— Ну как, удалось найти ответ?

— Пока нет.

— Сказать?

— Не надо. Я ещё подумаю…

Вот выдержка у человека! — только и сказал я сам себе.
Вскоре меня перевели в терапию и пока я там лежал, всё думал: как же так? Неужели мой вопрос так и останется для них без ответа?! И потом: а может самое ценное как раз, это поиск? Сам поиск, в процессе которого человек преображается, вынужденно изменяясь, если действительно хочет найти ответ. Тогда, конечно! Было бы совсем некстати преподнести ответ на блюдечке и тем самым украсть у человека необходимые ему перемены. Хочешь изменить мир — измени себя! Так звучит мудрость. А когда мы пытаемся менять мир, наши силы иссякают и мы болеем. Выходит так. Может именно поэтому я и оказался в больнице!?


Рецензии
Интересный рассказ, спасибо!
Самое главное свойство любви - "не искать своего", как говорил об этом ап. Павел. А если мы ищем в любви свою и себе выгоду - мы не любим и это не любовь.
С уважением,

Татьяна Борисовна Смирнова   05.10.2021 13:25     Заявить о нарушении
Татьяна, здравствуйте! Вы одна из очень немногих, кто задался основным вопросом рассказа. На Прозе так вообще одна единственная! Мне очень приятно, что Вы появились) Честно говоря, рассчитывал на большее количество собеседников по этому вопросу...
Не искать своего, это одно из многих свойств любви. А я говорю про первейшее, без которого и указанного Вами свойства не было бы. Правда. Оно существует. И я очень возрадовался, когда узнал о нём. Приглашаю об этом порассуждать))

Дмитрий Турбин   06.10.2021 19:59   Заявить о нарушении
Простите , Дмитрий, это только что сейчас прочла, зайдя в архив ответов. Меня не было. Вчера приехав, посидела за компом и много Вашего прочитав, сегодня, отвечая Владимиру Рубанову на его рецензию о допотопной цивилизации, думала, что отвечаю Вам - бывает же такое! А ведь я даже не знаю верующий он человек или нет и есть ли у него семья.

Вы меня заинтриговали словами о любви. В греческом языке три понятия о любви, выражаемые разными словами. У нас оно одно и все знают это. По настоящему о любви мы узнали только от Христа из Нового Завета.

Разговаривая недавно с внучкой о том, что сейчас многому можно научится, было бы желание и интернет нам в помощь в разных областях, моя 17-ти летка неожиданно произнесла: "Бабушка, сейчас вообще ничем нельзя удивить - удивит только человек, который по настоящему любит людей!" И это, ведь, правда, если задуматься.
А о какой правде любви Вы хотите повести разговор? Как это говорили в детстве: "Я сдаюсь!"

Жду Вашего ответа с нетерпением! Или даете мне время ещё подумать? А скоро мне придется опять уехать на несколько дней.
С уважением,

Татьяна Борисовна Смирнова   10.10.2021 10:56   Заявить о нарушении
Татьяна! Вы мня поразили количеством и качеством Ваших отзывов на мои произведения! Это какой-то фонтан осознанных брызг благодати)) Спасибо Вам!

Передавайте привет Вашей внучке) Её высказывание про любовь, как единственное, чем можно удивить, говорит о глубоком понимании мира, воспитанном, по всему, не без Вашего участия. Это самое ценное, что может быть в жизни любого человека - видеть благодатные плоды своего труда в потомках.

Насчёт главного свойства любви, готов дать подсказку и Вам самой будет интересно найти ответ. Не сомневаюсь в этом. На мой взгляд, Вы человек, живущий среди таких ответов. Конечно, здесь имеется в виду Любовь, которая есть Бог. И, как ни крути, Он есть начало и первопричина всех остальных любовей). Это свойство любви, как я и написал в рассказе, явилось причиной сотворения нашего мира. Это же свойство косвенно указывает и на то, что Бог - Троица. Это же свойство с лёгкостью может отличить истинную любовь от ложной. Короче, уникальное, удивительное свойство!

Напишите, удалось мне ли направить Ваши мысленные стопы в полезную для нахождения ответа сторону.

Тоже могу уехать на несколько дней, но это не беда. Спишемся, как Бог даст.

Ангела Вам Хранителя.

Дмитрий Турбин   11.10.2021 10:44   Заявить о нарушении
Буду думать.
Вам Ангела Хранителя!

Татьяна Борисовна Смирнова   11.10.2021 15:07   Заявить о нарушении
Да, косвенное указание, что Бог Троица можно найти и в Ветхом Завете.
Сын был предвечно,Отец любил Его и ради Него м.б. и создал этот мир людей на Него похожих? Кто любит Христа и слова Его - у того и истинная любовь?
Вчера я прочла в Вашем ответе к кому-то, что у того настоящая любовь у кого нет вражды ни к кому.
Так какое же самое главное свойство любви христовой, которой мы должны подражать? Разве ап. Павел мог его упустить в своем послании?
Может быть любовь к любому творению?

Я сдаюсь, Дмитрий! Скажите же! У меня много дел, а я мучаюсь этой задачкой!
Мне стало очень-очень интересно! Повторяю: "Я сдаюсь на милость победителя, т.е. Вас!"

Татьяна Борисовна Смирнова   11.10.2021 15:23   Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна, мне Вас жаль))) Написал Вам в личку.

Дмитрий Турбин   11.10.2021 22:42   Заявить о нарушении
Дмитрий, Спасибо Огромное, что просветили!
Я прочитала и я потрясена, потрясена в хорошем смысле. "Все гениальное просто" можно перефразировать и сказать "Все Божественное - гениально и просто" настолько просто и гениально, что удивляешься узнав Истину - а почему я не смогла додуматься до этого? А все оттого, что мало во мне простоты...
С уважением и благодарностью, низкий Вам поклон,

Татьяна Борисовна Смирнова   11.10.2021 23:30   Заявить о нарушении
Татьяна, слава Богу за всё)

Дмитрий Турбин   26.10.2021 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.