Мастер и Маргарита. Что в имени тебе моем?

"Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь. Но Всё Будет Правильно, На Этом Построен Мир!" Да будет так!
М.А. Булгаков

«Мастер и Маргарита»... Наверное нет ни одного человека, который бы не был знаком с этим неоднозначным произведением. Отчего "неоднозначным"? Оттого, что что сам Михаил Афанасьевич как бы ставит перед читателями задачу - разгадать ребус этой зеркальной головоломки: кто есть кто, где свет, где тьма? Да и полноте, есть ли абсолютный свет и абсолютная тьма?

Как-то, помнится, был задан вопрос - о чем этот роман? Однако есть ли ответ на него, в самом деле? Ни один роман не пишется из воздуха, каждое произведение - это своеобразное отражение нашей окружающей реальности, мира, людей... Что ж, Михаил Афанасьевич, как прикажете, попробуем разобраться и найти выход из этого Королевства Кривых Зеркал... Если он, конечно, есть. Что ж, начать стоит с того, что, как выразился один из главных героев романа, Маэстро Воланд: "Ничто в этом мире не меняется. Такова природа вещей. И людей. Ну что ж, люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…" Верно, вы совершенно правы, Мастер... Стоп, Мастер?
 
Удивительно... Все это время этот персонаж был как бы скрыт туманом, с самого первого знакомства с этим произведением, разгадать его не представлялось возможным. Но, выражаясь словами того же персонажа: "Ничего в этом мире не происходит само по себе, просто так и без повода. Даже кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. Все в этом мире подчиняется неизбежности и определенным законам!" Понимание пришло само собой. Не сразу, путем долгих изысканий. «Он не заслужил света, он заслужил покой» - несколькими поколениями советских интеллигентов эти слова переживались как символ их скудных эсхатологических надежд. «Счастливый финал»... Почему все так рады за Мастера, что завидуют его «синице в руке», совсем и не задумываясь о его утрате – о «журавле в небе», о Свете? Ведь в русской литературной традиции свет и покой едины. Булгаков даже для эпиграфа письма ко Сталину избрал некрасовское стихотворение, в котором была строка – «Вдруг ангел света и покоя мне песню чудную запел»… Неужели непонятно, что покой оторванный от света – это темный покой, могильный мрак? Так в чем же грех Мастера? Почему он не заслужил света? В чьих глазах он «согрешил»? От кого он принимает свою полу-награду, полу-наказание? Мастер.. Принято считать, что он - главный герой романа... Но не казалось ли вам, что этот персонаж не так прост, как кажется? Что в нем и свет, и тьма... Тьма, с которой он, будучи человеком, всеми силами старается бороться, так как только человек имеет в себе эту двойственную природу.

Он не заслужил света...
Он заслужил покой.

То есть его путь к Свету еще не окончен, трансформация продолжается. А рядом с ним неизменный Зеркальный Близнец – призрак Маргариты. Сходство этих двух героев очень яркое, но в то же время они противоположны. Такое описание ничего не напоминает? А Зеркало? Ведь сам Булгаков оставил нам подсказку - перевернутую букву “W” в имени Мастера и Wоланда... Своеобразное отражение, не так ли? Воланд, которому всегда и во всем ассистирует и помогает Гелла - Мастер (имени которого нам так и не удалось узнать), которого незримо оберегает, кого вдохновляет и ради которого живет его Маргарита. Несомненно, что героиня Булгакова и героиня Гете - одно и то же лицо. Но "Люди порой сильно меняются внешне. Однако интересует гораздо более важный вопрос - меняются ли они внутренне?" Как мы видим, прошедшие века не прошли для главной героини без последствий: "Вы сильно постарели за прошедшие годы, Марго..." Испытания, выпавшие на долю этой девушки, а затем и женщины сильно "состарили" ее душу, лишив прежней невинности и красоты. Жемчужина потускнела... Но есть выход - чудодейственный крем, который возвращает молодость, но не стирает память. Маргарита из Музы превращается в Ведьму... Именно это она видит в отражении в зеркале: ее волосы темнеют, пока не приобретают черный, как сама ночь цвет. Так же темна и беспросветна полная горечи и печали душа "Светлой Королевы Марго", возможно в самом деле в не таком далеком прошлом (имея в виду опыт перевоплощений) бывшей  Маргариты Наварской или Маргариты Валуа. Первая жила за полстолетия до Маргариты Валуа и была широко известна как автор сборника “Гептамерон”. Обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. В подготовительных материалах к последней редакции Булгаковского романа обнаружена интересная деталь: выписки из словарей, касающиеся французских королев. Свадьба Маргариты Валуа закончилась Варфоломеевской ночью. Третья и она же основная предшественница героини романа Булгакова - Маргарита у Гете из романа «Фауст». Но с течением времени у нынешней Маргариты в характере и судьбе остается мало общего с героиней Фауста. Их различия подчеркнуто в эпизоде с Фридой, которой она вымаливает прощение и судьба которой напоминает судьбу гетевской Маргариты. Все три Маргариты переносят нас во французское и немецкое средневековье и, следовательно, в готику. Гетевская Маргарита заставляет подумать о последней жене писателя, послужившей основным прообразом Маргариты М. А. Булгакова, предки которой были выходцами из Северной Германии и долго жили на территории современной Латвии. В Риге, чья готика восхищает по сей день, "Булгаковская Маргарита" и родилась.

Итак, в сделку здесь вступает все же не герой, а героиня, именно ее избирает потусторонняя сила. Но все-таки Маргарита берет на себя активную роль и пытается вести ту борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отказывается Мастер. Страдание рождает в ее душе жестокость (которая, однако, не укоренилась в ней). Когда те же силы наделяют Маргариту сверхъестественными свойствами - летать и быть невидимой - она использует их для мести. И только вид испуганного ребенка заставляет бездетную Маргариту «смягчить свой осипший на ветру, преступный голос» и рассказать мальчику печальную «сказочку»: «... Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая». Время и пережитые испытания меняют людей... И только от нас самих зависит, каким будет наше будущее, сможем ли мы побороть наших же внутренних демонов. Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы Мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке. «Довольно, - говорит он Маргарите, - Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушие и не вернусь к этому вопросу, будь спокойна. Я знаю, что оба мы жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе... Ну, что же, вместе и понесем  ее».

Духовная близость Маргариты с Мастером настолько сильна, что Мастер не в состоянии забыть свою возлюбленную ни на минуту. А Маргарите даже снятся вещие сны в которых  она видит своего любимого: «... Распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы всклочены, небрит. Глаза большие, встревоженные. Манит ее рукой, зовет...» Именно эта близость преображает их, помогает преодолевать все испытания. Хотя их души не могут еще достичь света - им суждена передышка "покой". И вновь возрождение, и вновь поиск, испытания: "Этот сон исцелит тебя, ты станешь рассуждать мудро. Но прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон - буду я". Инь и Ян? Возможно, возможно...

Но вернемся к одному из центральных персонажей данного произведения, Велунду. Нет, это не опечатка. Дело в том, что имена Велунд и Воланд по своей сути одно и то же: "Велунд, Воланд — полное соответствие славянскому Сварогу. Велунд является богом-кузнецом, чье появление знаменуется громом и молниями. Велунд и Сварог в древности имели куда более важное значение, чем просто покровителями кузнечного дела. Боги-кузнецы покровительствуют огню, вулканам, считаются создателями земли (небесными кузнецами, сковавшими Землю)".

Вот тебе и на... А ведь этот персонаж Михаила Афанасьевича Булгакова всегда вызывал много вопросов. Например, отчего он «часть силы, что так или иначе совершает благо»? Да и, если разобраться, где же заключено зло, что должно проявляться в действиях данного персонажа, разве что все, кто так или иначе рассердит его, получали по заслугам… Когда Булгаков прочитал первые две главы романа своим друзьям, он спросил, кто, по их мнению, Воланд. Примечательно, что не все посчитали его демоническим персонажем. Наверное, так оно и есть: он не абсолютное зло. Воланд — один из вариантов этого зла, который ведает земными проблемами: устанавливает некую справедливость, наказывает взяточников и дураков, дарит немногим приличным людям «покой» и улетает. Отлично показана эта необычная черта в исследованиях автора сайта masterimargo.ru: "Воланд выполняет в романе функцию справедливого высшего судьи, по которому автор сверяет поступки других персонажей. Воланд высказывает излюбленную мысль Булгакова: каждому будет дано по его вере. И зло, и добро, полагает писатель, в равной степени присутствуют в мире, но они не предопределены свыше, а порождены людьми. Следовательно, человек свободен в своем выборе. «Вообще человек более свободен, чем думают многие, и не только от рока, но и от окружающих его ... обстоятельств» И, значит, он полностью ответственен за свои поступки. «Воланд признает то редкое, то немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно. Он знает настоящую цену творческому подвигу мастера и раскаянию Пилата». Любовь, гордость и чувство собственного достоинства Маргариты вызывает у него холодную симпатию и уважение. И он считает неприкосновенным для себя подвиг Иешуа Га-Ноцри. Такого в мировой литературе до Булгакова не было".

Удивительно, верно? Здесь явно читается двойственность, которая, по словам историков, присуща так же и языческому Сварогу (Велунду): "Как мы рассказали выше, Чернобог создал себя из остатков созидательной энергии, которую выделил Род для строительства Вселенной своей ипостаси Сварогу. Чернобог во всей мощи появился тогда, когда строительство Вселенной в основном было уже завершено. Сначала он в образе серой уточки (в других преданиях - гоголя и гагары) даже помогал Сварогу. Как это было, мы уже рассказали. Но когда после окончания строительства материального мира стало возможным сделать двоякий выбор либо на созидание, либо на разрушение - «уточка» сделала выбор в сторону разрушения, и сразу же она породила Змея чёрного и его воинство. Этот Чёрный змей, подобно Сварогу, подполз к Алатырь-камню и ударил по нему своим молотом, и от этого удара разлетелись по Вселенной чёрные искры и превратились эти искры в злых демонов разрушения. Началась во Вселенной неистовая битва сил Света с силами Тьмы. Яростно вступил в сражение с Чёрным змеем Самаргл-Сварожич, но не выдержал молодой Бог схватки с порождением Чернобога и отступил к своему отцу Сварогу в его небесную кузницу. Чёрный змей также полетел к кузнице-Сварге и своим языком пролизал три её свода и был схвачен за свой язык раскалёнными клещами. И Сварог, и его сын вместе победили Чёрного змея, впрягли его в плуг и бороздами сделали границу между проявленным миром Яви и информационным - Нави. Таким образом мы узнаем о том, как предки арийских народов образно, в виде красивой сказки, поведали потомкам о времени, когда судьба нашей проявленной вселенной висела на волоске, и спас положение уже не Род, а его могучая огненная ипостась - Сварог со своим сыном Самарглом и другими небесными богами-воителями, проведя черту между Тьмой и Светом. В сердце русского народа сохранился цикл преданий Сварога, в которых рассказывается о том, как Чернобог попытался отнять у богов небесный Ирий (проявленную полевую суть вселенной). По сути, в мифах Сварога говорится о том же самом восстании Чернобога, только несколько по-иному. Понятно, что злые силы, как и в песне птицы Гамаюн, победил в первую очередь сам Сварог. Вот почему русские люди чтили Сварога ещё и как могучего воина. Воинами считались на Руси и другие ипостаси Рода, особенно огненный Самаргл Сварожич". (Г.Сидоров-Тайная хронология и психофизика русского народа, Стр 272-273)...

При этом сам Булгаков отрицал, что у этого образа есть какой-либо прототип. Он говорил: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет». Но так ли это на самом деле? Что ж, кто знает, кто знает... Как мы уже говорили, ни один роман не пишется просто так, из ничего. А здесь есть все - и прошлое, и настоящее и будущее... И рок, и самая возвышенная любовь! Но все это настолько переплетено между собой, что уже становится сложно отделить свет от тьмы. Но право, что бы делал свет, если бы вмиг исчезли все тени? И что бы делала тьма, не будь в ней хотя бы лучика света... Может быть в этом и есть та самая идея: показать жизнь, как она есть, ввести нас в эдакое зазеркалье, где каждый мог бы увидеть свое отражение...

Мастер - Воланд - Иешуа Га-Ноцри... Так или иначе только в борьбе с тьмой, не поддаваясь ей и пройдя множество испытаний и уроков (от Нави, Яви, к Прави и Слави) можно найти дорогу к истине, а значит к Свету. Именно такую цепочку проходит в своем произведении автор на пути к обретению покоя и, собственно, свободы: "Сво-бо-ден, ОН ждет тебя!" ...


Рецензии