О Баку и бакинцах 19-го века. Продолжение

 О гостеприимстве  бакинцев


Баку  еще не был губернским  городом (таковым  он  стал спустя пять лет), в  уездном  городе  проживало  не более 5000  человек.
Описываемое  событие  произошло  22  апреля 1854 года. 

" Желая познакомиться съ домашнимъ бытомъ в Баку , я попросилъ моего пріятеля сводитъ меня въ гости къ какому-нибудь знакомому изъ Бакинцевъ.
На  это онъ согласился съ т;мъ лишь условіемъ, чтобы я, когда войдемъ въ домь, во первыхъ не справлялся о здоровьи семейства хозяина, и во вторыхъ— чтобы не д;лалъ никакихъ движенiй носомъ, no которымъ бы можно было заключить, что я нанюхиваюсь. Сначала я думалъ, что мой пріятель шутитъ; но онъ объясниль мн; это предостереженіе сл;дующими обычаями:
Если во время пос;щенія гостей въ дом; готовится кушанье и хозяинъ зам;титъ, что гость услышалъ запахъ стряпни, то долгъ гостепріимства требуеть поподчивать приготовляемымъ блюдомъ. A какъ мы идемъ незваные и можемъ застать такую стряпню, которую хозяинъ посов;стится подать гостямъ, то обстоятельство это можетъ поставить его въ затруднительное положеніе.
Желаніе знать о здоровь; семейства, если оно будетъ выражено при постороннемъ челов;к;, можетъ подать поводъ къ заключенію о знакомств; нашемъ съ хозяйскими женами, что считается предосудительнымъ.
Часу въ седьмомъ вечера мы сид;ли уже на разостланныхъ no полу коврахъ, поджавъ подъ себя ноги, въ пріемной комнат; одного изъ бакинскихъ купцовъ, no имени Джафаръ Али Оглы, то есть Джафаръ Аліевъ сынъ.
Домъ этого купца снаружи былъ очень невзраченъ, но убранство пріемной комнаты отличалось даже н;которой восточной роскошью. Потолокъ и три ст;ны комнаты были раскрашены красками и ус;яны изображеніями разныхъ птицъ, большею частію не существующихъ въ природ;. Четвертая ст;на, выходившая на дворъ, составляла сплошную стеклянную перегородку. Полъ устланъ былъ хорошими коврами, a на полкахъ, вокругъ ст;нъ, стояло множество разной фарфоровой посуды.
По всему было зам;тно, что хозяинъ принадлежалъ къ числу зажиточныхъ людей. Везд; видна была строгая опрятность; но, не смотря на то, что носъ мой состоялъ подъ запрещеніемъ, съ перваго же шага въ жилище Джафара я, кажется, поморщился. Запахъ этотъ принадлежитъ впрочемъ вс;мъ восточнымъ народамъ и происходитъ собственно отъ чрезм;рнаго употребленія, въ сыромъ вид;, разныхъ душистыхъ растеній-. петрушки, чесноку, луку и т. п.
Джафаръ былъ челов;къ л;тъ сорока-пяти. Смуглое лице его опушено было густою, черной бородой, очень коротко подстриженной; за то усы были чрезвычайно длинны. Черные, блестящіе глаза придавали этой физіономіи необычайную живость. Когда Джафаръ на минуту задумывался, перебирая между пальцами свой безконечный усъ, лицо его принимало чрезвычайно  угрюмый и строгій видъ. Какъ-то неловкимъ казалось тогда обезпокоить эту серьезную особу какимъ-нибудь пустымъ вопросомъ; но когда онъ обращался къ своимъ гостямъ съ прив;тливой улыбкой,—Физiномiя  его принимала такое доброе, располагающее выраженіе, что невольно развязывался языкъ y его собес;дниковъ.
Онъ принялъ насъ весьма радушно. Объясняясь свободно по-русски, онъ очень развязно занималъ насъ разговорами; говорилъ иногда комплименты, но не такіе противные, какіе случалось мн; слышать отъ другихъ Персіянъ. Оказалось, что онъ н;сколько разъ  былъ въ Астрахани и въ Нижнемъ Новгород; и nocещалъ тамошній театръ, гд; ему особенно нравилась игра женщинъ. (Что и не  мудрено:-)- ред.)
Джафаръ много распрашивалъ меня о Москв;, о Петербург; и просилъ объяснить, каковы эти города въ сравненіи съ изв;стными ем; Астраханью и Нижнимъ Новгородомъ. Спрашивалъ сколько вс;хъ городовъ въ Россіи, какъ велико ея пространство и сколько считается вс;хъ подданныхъ.
Когда я отв;тилъ на вс; эти вопросы, Джафар  сказалъ мн;: Персіяне уб;ждены, что въ Россіи безчисленное множество народа; нo, не им;я понятія о пространств;, какое занимаетъ Россія, они приписывають это многолюдство особому свойству почвы. И  оттого y нихъ существуетъ пов;рье, что если подъ домъ подсыпать р;сской земли, то y хозяина этого дома народится многолюдное потомство. На основаніи  этого пов;рья многіе безд;тные отцы нарочно посылаютъ за землей въ Россію, сохраняя это впрочемъ, въ глубокой тайн;.  (какая наивность! - ред.)
Вскор; къ нашей компаніи присоединился еще одинъ пос;титель, армянинъ.
Хозяинъ прежде всего угостилъ  насъ кальяномъ; потомъ подали намъ на поднос; разные сухіе плоды, фисташки и миндальные ор;хи. За т;мъ черезъ часъ разостлали передъ нами цв;тную салфетку и поставили на нее блюдо плову (пилавъ), состоящее изъ варенаго сарачинскаго пшена, облитаго коровьимъ масломъ. Одна сторона плова была обложена мелкимъ изюмомъ (кишмишъ), финиками и сухой персидской сливой, a другая вареными цыплятами. Подл; этого блюда поставили другое съ люли-кабавомъ (кебабъ). Это бараній Фаршъ, изжаренный надъ угольями на жел;зныхъ пластинкахъ, въ род; верт;ла. Куски люли-кабава им;ютъ форму расплюснутой сосиски.( Хорошо  сравнение!,впервые  встречаю))-ред)   И пловъ, и кабавъ я нахожу очень вкусными кушаньями; посл;днее ;дятъ, посыпая порошкомъ (сумахъ) изъ какихъ-то кислыхъ ягодъ, кажется изъ барбариса; онъ употребляется вм;сто уксуса. Для питья поданъ былъ разведенный въ вод; фруктовый медъ (душапъ). ( шербет тогда  называли душабом?-ред)
Для насъ двоихъ поданы были тарелки и ложки, но хозяинъ и армянинъ ;ли пловъ руками, что д;лалось ими съ особенной ловкостыо. Сжавъ между тремя пальцами щепотку пшена, они подталкивали ее въ ротъ болшимъ пальцемъ такъ ловко, что на рук; не оставалось ни одной крупинки.
За ужиномъ хозяинъ нашъ сд;лался молчалив;е и такъ д;ятельно управлялся съ кушаньями, что мог возбудить аппетитъ въ самомъ сытомъ гост;.
Завязался разговоръ о бакинскомъ климат;. Здоровое свойство его хозяинъ относилъ къ содержащейся въ почв; нефти, газами которой постоянно наполняется воздухъ. Нефть вообще y тамошнихъ жителей считается самымъ д;йствительнымъ лекарствомъ оть многихъ бол;зней.
При этомъ армянинъ, привыкшій в;роятно запивать всегда свой об;дъ хорошимъ винограднымъ виномъ, не удержался зам;тить, что, по мн;нію его, Бакинцы еще бы были здоров;е, если бы пили шемахинское или кахетинское вино.
Хозяинъ не опровергалъ этой гипотезы и изъявилъ даже н;которое сожал;ніе, что, по закону Корана, онъ лишенъ удовольствія употреблять эти напитки, но прибавилъ, что онъ впрочемъ совершенно доволенъ и т;мъ, что будетъ им;ть наслажденіе до самой своей смерти. бес;довать съ другимъ, пользующимся, по милости кахетинскаго, добрымъ здоровьемъ.
Въ подтвержденіе своихъ доводовъ о полезномъ свойств; кахетинскаго вина Армянінъ разсказалъ одно тифлисское преданіе.
Разъ въ ТИФЛИСЪ прі;хали два иностранные доктора, над;ясь найти тамъ хорошую практику. Въ то время, какъ они въ;зжали въ городъ, увид;ли, что въ одни ворота входитъ обозъ съ товаромъ. «Какой это товаръ,» спросили они. Имъ отв;чали: «икра, балыки и соленая рыба» (вредная по ихъ мн;нію). «Ну, братъ,» сказалъ одинъ докторъ другому, •• мы можемъ себя поздравить, зд;сь будетъ намъ хорошая пожива.» Но въ тоже время въ другія ворота въ;зжалъ еще обозъ съ товаромъ. «Что это?» спросили они. «Кахетинское вино.» «Ну, братъ,» сказалъ тотъ же докторъ товарищу, покачавъ головой, «по;демъ дальше; зд;сь мы умремъ съ голоду: люди, пьющіе такое вино, не н;ждаются въ нашихъ лекарствахъ. »
Этимъ преданіемъ о  винахъ окончился нашъ вечеръ. Когда мы стали прощаться, Джафаръ спросилъ наши платки и завязалъ въ нихъ остатки фруктовъ и ор;ховъ. Таковъ обычай."
И сегодня, спустя  167 лет, всё  очень знакомо, близко и дорого сердцу.   И ничего  не  изменилось  в традициях  нашего гостеприимства.
А герой  рассказа  Джафар, кто знает, может  быть   прямым  предком одного из  Читателей.

P.S.  Для тех, кто не  читал Начало.   

В  1874 году в   Санкт-Петербурге  была издана  " Иллюстрация для всех из жизни русской земли ".
В  ней опубликован   рассказ " Два дня  в Баку ". О  путешествии  в  Баку в 1854 году.    Этот  отрывок -  второй  из  книги


Рецензии