Термин букинист
Я цитировал этого малоизвестного книготорговца, которого никогда не прославит ни один биограф,-Пассара, Брута, Кассия, последнего из букинистов. Теперь я двигаюсь дальше. Нынешний владелец книжного киоска на мостах, набережных, бульварах-бедное, ненормальное, потрепанное создание, которое зарабатывает только половину своей ненужной жизни—это всего лишь тень букиниста; ибо букинист мертв. Это великая социальная катастрофа, его исчезновение, но одно из неизбежных последствий прогресса. Безвредный и невинный побочный продукт изобилия хорошей литературы[21] по природе вещей он не мог пережить ее упадок. В тот век невежества, из которого нам посчастливилось выйти, издатель, в общем, был человеком, способным оценить изданные им книги; он печатал их на хорошей твердой бумаге, гибкой и звучной, и, когда они были достаточно важными, переплетал их в добротную влагостойкую кожу, хорошо склеивал и прочно шил. Если по случайности том попал в букинистический киоск, это не означало его гибели. Будь то из овечьей кожи, телячьей или пергаментной, переплет-бланшированный и затвердевший в солнце, увлажненное, растянутое и смягченное проходящими ливнями, все еще давало прочную защиту видениям философа или мечтам поэта. Современный прогрессивный издатель знает, что слава его книг, после краткого крещения рекламой, исчезнет через три дня вместе с фельетоном. Он надевает желтую или зеленую бумажную куртку поверх испачканных чернилами страниц и бросает всю впитывающую тряпку на милость стихий. Месяц спустя этот несчастный том лежит на полках лавочника, став добычей проливного утреннего дождя. Он впитывает влагу, теряет свою форму, покрывается тут и там коричневыми пятнами, постепенно возвращаясь к мякоти, из которой он вышел; немного подготовившись, он готов к штамповке в картон. Таков жизненный цикл книги в наше прогрессивное время!
Букинист других дней, председательствующий над своими благородными и почтенными томами, не имеет ничего общего с жалким продавцом сырой бумаги, который предлагает на продажу заплесневелые тряпки, которые являются остатками новых книг. Букиниста, я вам говорю, больше нет—а что касается брошюр, которые заменили его букены, они[22] исчезнут из памяти через двадцать лет. Я должен знать, так как несу ответственность примерно за тридцать из них.
И сделай одолжение, скажи мне, если сможешь, что останется от этих моих книг через двадцать лет?
Париж, 1840 или 1841
Свидетельство о публикации №221100501012