Учитель

С учителем каждый встречается ежедневно. И всё же о работе учителя знаем немного. Знаем, что он объясняет учебный материал, вызывает к доске, ставит оценки, даёт контрольные задания. Вроде всё на виду, и всё же основная часть работы скрыта от нас. Хотя бы потому, что работает учитель не только в классе, но и дома, готовясь к урокам.

Чтобы стать не просто учителем, а учителем хорошим, надо быть элементарно развитым человеком. Как говорится, в учителе всё должно быть прекрасно, потому как, любой его шаг, любое слово, всегда под прицелом ребячьих глаз и ушей.
Облик учителя создают его ум и эрудиция, и мастерство, и его внешность.
Учитель - это актёр, и ещё режиссёр-постановщик. Конечно, он не сам выбирает пьесу, но он ведёт свою роль и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс - тоже зрители. Распределяя роли, учитель сам следит за игрой своих подопечных. Дети нуждаются в понимании и терпении учителя. Дисциплина на уроке и беспрекословное выполнение указаний учителя необходимы. А уж учитель сам должен позаботиться, чтобы его указания были профессиональны, а требования справедливы и уважительны. Для учителя не может быть чужих детей, он должен знать каждого школьника, его окружение и уметь налаживать психологический контакт с учениками.

Работа учителя - самая необъятная, самая выматывающая, самая интересная, но малооплачиваемая. Сделай государство профессию престижной с соответственной зарплатой, в пединститут придут мужчины. В школе не хватает мужской руки. Мы уже привыкли, что у нас учителя почти все женщины.

Тяжело быть учителем. В школе существуют своеобразные "стоп-краны" в виде инструкций. Планы, отчёты, проверки. Всё должно быть хорошо, наглядно. Учитель поставлен в такие условия, что успеть бы провести уроки и по плану мероприятия. А это жёсткое планирование - сколько надо принять учащихся в классы, и ни в коем случае не должно быть учеников меньше, чем предусмотрено нормой, иначе учитель начнёт "недорабатывать", а больше нормы учеников в классе разрешается, а эта "перегрузка" учителю. По-человечески учителей жаль. Учитель сегодня в школе несчастен. Он страдает от передёргиваний программ, от загруженности работой, от резонирующих бетонных панелей, от сквозняков, недостатка освещённости, он голодает или ест что попало. Учитель юридически незащищённый человек: если не сдержавшись оскорбит или ударит ученика, его по закону осудят. В то же время, если ученик или родители поступят подобным образом - это ненаказуемо.

Сегодня растущий человек почти не получает семейного воспитания. В бытовых и рабочих хлопотах родители забывают о своих детях, исполняя исключительно обязанности типа: одеть-покормить-отправить в школу.

В школах поселился страх перед распущенностью, грубостью, притязаниями мало воспитанных школьников, иногда от психически не вполне здоровых сверстников страдают одноклассники. О чём бы не зашла речь эти ребята выражают недовольство, иногда матом, с пренебрежением говорят об учителях, тех, у которых слаба профессиональная подготовка, есть физические недостатки. И конечно, нельзя допускать неуважительного отношения к учителям со стороны учащихся.

Моя старшая дочь - учитель начальных классов с 25-летним педагогическим стажем. Уже внушительно. Она прирождённый педагог, любящий своё дело. От неё грубого резкого слова никто не слышал. Своей благородной сдержанностью, полным отсутствием суетности вызывает к себе почтение. Рядом с нею забитый ребёнок становится раскованным, угрюмый - мягче, озлобленный - добрее. Она человек удивительной доброты, высокого чувства ответственности, такта, с тонким юмором. У неё особый имидж - всегда хорошее настроение. Особое у неё качество есть - видеть себя в строгом зеркале глаз своих учеников. Сама дочь признаётся, что её от душевного дискомфорта, плохого настроения, даже физического недомогания спасают ученики. Дети, и взрослые тянутся к ней, любят её, уважают.


Рецензии