Арейская Свято-Троицкая церковь, или 20 лет втором

В 1985 году я была назначена на должность государственного нотариуса в Емельяновскую нотариальную контору. Нотариальная контора размещалась в одном здании вместе с народным судом, юридической консультацией и прокуратурой. В то время заместителем прокурора служил  Иван Иванович Дан. Он стал моим наставником, познакомил меня с Ларисой Ивановной Курпегиной, журналистом нашей местной газеты «Ленинское знамя», и объяснил мне, что я могу давать юридические консультации по наследству и другим нотариальным действиям на страницах газеты.
И вот я понесла свою заметку в редакцию. Располагалась она в здании бывшей церкви. С душевным трепетом я поднялась на второй этаж по деревянной лестнице, которая была как бы пристроенная к кирпичному зданию церкви,  и оказалась в просторном коридоре редакции, прямо по коридору, на месте алтаря, как понимаю сейчас, был кабинет главного редактора Алексея Смородина, с правой стороны коридора располагались кабинеты, я нашла нужную дверь. До сих пор помню, необыкновенное волнение, которое испытывала я при входе в здание церкви, хоть и бывшей.
На следующий год понадобились мне для работы бланки, оказалось, что их можно заказать в типографии, которая находилась в этом же здании, только на первом этаже. Вновь я побывала в церкви, и вновь испытала те же чувства волнения. Это были мои первые самостоятельные посещения церкви после того, как я была крещена и причащена в Николаевской церкви, так говорили родители, которая находилась в красноярской Николаевке.
В девяностые годы редакцию газеты перевели на второй этаж нашего здания суда и прокуратуры. Суд же, после освобождения здания райкома КПСС, занял просторное трехэтажное здание райкома.
В нотариат тоже пришли перемены, в 1993 году он стал свободным, я получила лицензию, и с января 1994 года свой кабинет открыла на первом этаже бывшего райкома. И вот примерно в 1996 году в здании суда   встречала отца Георгия, который был частым гостем у Ирины Васильевны Горы, председателя суда.
Батюшка каждый раз при встрече приглашал меня в храм, который как раз отремонтировали и открыли, но я или стеснялась, или гордилась, мне казалось, что в храм уже ходили все руководители нашего района, но я ошибалась. Когда через несколько лет, с 2002 года, я начала ходить в храм на службы вместе со своим двухлетним сыном Борисом, оказалось, что никого из начальства в церкви и не было. Были простые люди: Прасковья Беспалова, Ольга Смирнова, Вера Фокина, Лидия Апанасенко, Раиса Максименко, Светлана Ковязина, Валерий Черных со своей семьей, позже семья Владимира Мартынюка. В то время священником уже служил отец Владимир Максимов.
Иногда к нам в храм на праздники приезжала Людмила Пимашкова, Вера Егоровна Оськина, депутат Законодательного собрания, Николай Ильич Шилов, глава Емельяновского района, ставил свечу Николаю Угоднику в день своих выборов. Виталий Михайлович Курченко, глава поселкового совета бывал за праздничным богослужением в ночь на Пасху, стоял у выхода, и когда мы все выходили в 12 часов ночи с крестным ходом, здоровались и поздравляли друг друга. Нина Михайловна Самохвалова, председатель районного Совета депутатов, Татьяна Валентиновна Худякова по воскресеньям причащают своих внуков.
В 2006 года с благословения батюшки Владимира я создала Фонд по восстановлению храма Святой Троицы п. Емельяново «София» и начала собирать информацию о нашем, как оказалось, уникальном храме.
Несколько лет спустя я познакомилась с Андреем Смородиным, автором книги «Семь вёрст Сибирского пути», в которой он дал обширную информацию о нашей Троицкой церкви, о святыне нашего храма, чудотворной иконе Святой Троицы, о знаменитых крестных ходах, о служителях церкви: священниках, дьяконах, псаломщиках, церковных старостах.
Первым священником нашей церкви  был отец Михаил Терский, именно он в 1784 году обращался в Тобольскую духовную консисторию за разрешением построить новую церковь из камня.
Последним священником был отец Алексей Дуденко, в другом месте он назван дьяконом, служил в 1928-1933 годах.
Почти полвека, 46 лет, служил в Арейской (так тоже называли) церкви отец Петр Прилежин, с 1850 по 1896 годы. Он был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
22 года служил в храме отец Василий Фигуровский, с 1886 по 1908 годы, 21 год он преподавал в волостной школе Закон Божий, был заведующим церковно-приходской школы, 6 лет преподавал в Дрокинском училище, награждён медалями в память царствования императора Александра III и за всеобщую народную перепись.
Церковными старостами в разное время были Терские, Нашивошниковы, Близневский, Кругловы, Терсковы, Дамов, Орешников, Василовские, Замятины, Ростовцев. Церковный староста нашего храма Фёдор Иванович Нашивошников впоследствии, с 1782 по 1785 год служил городским головой в Красноярске.
Андрей описал, какая красивая и богатая была наша церковь, с какой душевной теплотой были покрыты иконы вышитыми полотенцами, на полу для прихожан были постелены ковры. Церковь наша была построена в 1804 году в стиле сибирского барокко в виде корабля, по христианской символике это означает, что церковь ведёт нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Церковь была высотой с шестиэтажный дом, венчали её семь позолоченных главок и крестов, в народе называли её с любовью Белой лебедью.
Пришли богоборческие времена, и в июле 1933 года церковь была варварски разорена и разграблена. Около двадцати мужиков, среди них Николай Терский, Пётр Сорокин, Донат Робинчук, Михаил Кротов, Юрков под руководством Фёдора Шкалаберда сбрасывали колокола в церковную ограду со стороны улицы. А люди кричали им: «Христопродавцы, побойтесь Бога! Не будет вам прощения, сполна будете отвечать, одумайтесь, пока не поздно!» Колокола погрузили на сани, и гусеничный трактор увез их  в Красноярск.
В церкви открыли клуб, показывали кино, танцевали. В 1949 году комсомольцы решили сделать пристройку к церкви со стороны церковного кладбища, стали копать траншею для фундамента, и выкопали кости усопших, эти останки Гоша Дамов отвозил на телеге  несколько раз и ссыпал на отвал. Сколько надругательств претерпел наш храм за шестьдесят лет, все не описать.
Настало время перемен, и 29 ноября 1992 года состоялось первое приходское собрание, на котором был принят Устав прихода храма, началось возрождение храма.
6 июля 1996 года в сорокоградусную жару отец Георгий провёл обряд массового крещения емельяновцев на реке Кача, в этот день крестилось множество народа,  а вечером состоялась первая служба в церкви.
10 февраля 2001 года настоятелем храма был назначен отец Владимир Максимов,  а с января 2016 года настоятелем храма Божьей милостью стал отец Алексей Язев.
июль 2016


Рецензии