Еловская история
В 1979 году наша семья переехала из Стеклозавода в Емельяново. Я училась в первой школе в десятом классе «В». Наш класс был сборный: здесь учились ребята и из Емельяново, из так называемого Заледеево, и из окружающих деревень: Еловой и Крутой. Наверно, большая половина класса были девчонки и мальчишки из Елового. Необычные немецкие фамилии и имена изобиловали в нашем классе, например: Сайбель, Руль, Фрицлер и другие. Нашего одноклассника Федю, как оказалось позже, при выдаче аттестатов, звали Фридрихом Фридриховичем.
Я и не предполагала, что за каждой такой фамилией стояла непростая история семьи и страны. Историю мы знали плохо. Хотя у меня была пятерка по истории, но привязать историю страны с историей района, а тем более с историей конкретной семьи я не умела.
М.Н. Покровский, советский историк и академик, писал о том, что история - служанка политики. Убедиться в этом утверждении можно при попытке исследовать такой период нашей истории, как гражданская война. В селе Еловом известен исторический факт «Двух борцов».
Андрей Смородин в книге «Семь вёрст Сибирского пути» так описывал этот феномен: «25 мая 1918 года вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Осенью в Сибири поднялся адмирал Колчак. Для выявления и уничтожения большевиков и им сочувствующих в Заледеевскую волость по распоряжению генерала Розанова в 1919 году был направлен карательный отряд во главе с поручиком Коротковым. Первыми жертвами белогвардейского палача были Ефим Антонович Ростовцев, житель деревни Еловой, и его друг и единомышленник Иван Михайлович Усов. Останки этих мужественных борцов за советскую власть весной 1920 года были перезахоронены на Емельяновском кладбище недалеко от церкви».
В еловской истории, записанной поисковым отрядом «Поиск», записано об этом событии так: «Колчаковцы при отступлении чинили жестокую расправу над большевиками и сочувствующими им людьми. Жертвами карателей стали Ростовцев Ефим и Усов Пётр. Взяли их по доносу. Сидоренко Александра Ефимовна вспоминала, что в этот день мать не пускала её на улицу, но она, всё же, ослушалась и убежала за огороды. Зрелище было ужасное: избитый Ефим у часовни вскинул голову к небу и прохрипел: «Царица Небесная, за что нас?». Их казнили в Широком логу. Позже останки Ростовцева Ефима и Усова Петра были захоронены на емельяновском кладбище, а одну из улиц в деревне в советское время переименовали в улицу Памяти 2-х борцов».
А вот как рассказывала об этом событии Валентина Александровна Ростовцева, 1949 г.р.: «Войско Колчака шло по деревне Еловой, и было спрятано золото в домике по переулку Бугалинскому. Ростовцев вовсе не был расстрелян белогвардейцами, так как среди них оказался его двоюродный брат Ростовцев, и он отпустил своего брата, который до холодов жил в шалаше в районе деревни Сухой. Дедушкина мама, Анна Арсентьевна Ростовцева (ур. Чичаева (Заледеево), носила ему хлеб».
Это только одна история, которая передана совершенно по-разному. В первом и втором случаях Ростовцев был казнён, в третьем случае он спасся. В первом случаи один из пострадавших назван Иваном Михайловичем Усовым, во втором случае – Петром Усовым. В первых рассказах солдаты белой армии выставлены в негативном свете, из рассказа Валентины Александровны мы узнаём, что солдат белой армии был родственником Ростовцева и помог ему спастись. Самое главное в изложении этой истории: белогвардейцы названы жестокими карателями, а борцы за советскую власть названы мужественными. На самом деле, белогвардейцы и борцы за советскую власть были братьями, русскими людьми, те и другие защищали свою любимую родину Россию. И за Россию положили свои головы три тысячи белых солдат и офицеров, упокоившиеся в братской могиле села Дрокино.
Как писала Марина Цветаева о наших соотечественниках времен гражданской войны:
Все рядком лежат -- // Не развесть межой.
Поглядеть: солдат. // Где свой, где чужой?
Белый был -- красным стал: // Кровь обагрила.
Красным был -- белый стал: // Смерть побелила.
Множество других важных и интересных событий нашей истории, нашего района и села Елового нам предстоит записать, чтобы сохранить память о прошлом и передать потомкам в науку, в назидание.
И не нужно отчаиваться, что уже поздно, что вот нет тех стариков, которые знали больше нас. Наши дети не будут знать того, что знаем мы, если мы не поделимся с ними этой информацией. А поскольку память имеет свойство забывать информацию, нужно обязательно записывать воспоминания и вести летопись села и летопись семьи. И делать это нужно не только родоначальникам в семьях, но и, конечно, детям, которые только делают первые шаги в постижении истории семьи и своей малой родины.
Это благородный труд во славу нашей родины России, и каждый может потрудиться на этой ниве.
19 сентября 2016 г.
Свидетельство о публикации №221100501737
Евгений Кошелев 10.10.2021 18:39 Заявить о нарушении
Нина Черняева 10.10.2021 19:22 Заявить о нарушении