Религиозная культура в школе

Практически во всех странах мира  в школах присутствуют предметы о традиционных религиях народов, проживающих в государстве.
Президентом Российской Федерации в 2009 году принято решение поддержать преподавание религиозной культуры в российской школе.
На встрече с лидерами конфессий Президент сказал: «Преподавание основ традиционных религий уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 90-х годов, а успешно осуществляемые программы».
Появление предмета основ православной культуры, других религиозных культур — это результат взаимодействия властей и церковных организаций, а также запроса со стороны религиозной части населения.
 В 2013 году Министерство образования и науки Красноярского края подписало соглашение с Красноярской митрополией Русской Православной церкви о сотрудничестве. Основаниями к подписанию такого соглашения были Конвенция о правах ребенка, права и свободы гражданина, записанные в Конституции.
Министерство образования должно обеспечить ведение в школах предметов по православной культуре на основе добровольности и свободы выбора, соблюдая при этом интересы нерелигиозной части общества и других религий.
В письме Министерства образования от 23 января 2017 года отмечалось, что курс основ религиозных культур и светской этики имеет большой потенциал в деле духовно-нравственного воспитания, противодействия идеологии терроризма и экстремизма, а также уважения национальных культурных особенностей и традиций народов России.
В соответствии с этим Письмом управления образованием должны провести муниципальные совещания руководителей школ по обеспечению выбора модулей курса о религиях, разместить информацию на сайтах школ и в газетах на эту тему, информировать родителей о содержании программы и учебников по каждому модулю.
В Письме отмечалось, что практика проведения родительских собраний по выбору одной из религиозных культур показала, что в ряде школ родителям предлагался для изучения тот модуль, который считает нужным руководитель школы или готов преподавать учитель.
Некоторые учителя, преподающие модуль светской этики, не проявляют желание к преподаванию других модулей курса. Этому способствует непонимание некоторых директоров значимости и актуальности курса в духовно-нравственном развитии и воспитании на исторических и культурных традициях народов России.
Министерство образования рекомендовало приглашать на родительские собрания представителей традиционных религиозных организаций, в том числе Красноярской митрополии, обеспечить свободный, добровольный, информированный выбор родителями, исключить формальный подход к выбору модуля.
Регламент по выбору модуля предусматривает создание рабочей группы школы по обеспечению добровольного и информированного выбора модуля родителями. Руководителем рабочей группы является директор, в рабочую группу входят учителя, преподающие предмет о религиях, классные руководители третьих классов, председатели родительских комитетов третьих классов.
Регламент предписывает оформление на сайте школы страницы, посвященной материалам курса основ религиозных культур.
19 мая 2015 года в Законодательном Собрании Красноярского края состоялся  «круглый стол» «По организации преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ», который обозначил основные проблемы преподавания модуля основ православной культуры. Было отмечено, что развитие России невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности. Школа должна вернуть утраченные в девяностые годы позиции центра воспитания будущих граждан России. Курс основ православной культуры, по мнению законодателей, является инновационным проектом в области воспитания, и поможет включить будущего гражданина в мир тысячелетней российской культуры, неразрывно связанной с православием. «Невозможно понять русскую культуру без православия» - отмечали парламентарии.
Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с православием. Поэтому православная культура одна из важнейших  для России социально-гуманитарного знания. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина.
Задача курса основы православной культуры - научить пониманию собственной культуры.
Россия – светское государство, но светскость – не синоним атеизма, а свобода вероисповедания. Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Нужно предпринимать определенные усилия, чтобы дать возможность жить и развиваться нынешнему и будущим поколениям России.
С целью повышения уровня организации преподавания модуля «Основы православной культуры» в школах Красноярского края участники «круглого стола» выработали рекомендации Правительству Красноярского края, Министерству Образования Красноярского края, муниципальным органам управления образованием, общеобразовательным учреждениям Красноярского края, Красноярскому институту повышения квалификации работников образования.
Также было принято решение создать региональный межведомственный координационный совет по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Руководителям школ была дана рекомендация привлекать к преподаванию курса религиозных культур только тех учителей, которые разделяют ценностный смысл целей и задач курса, заинтересованных в собственном духовном росте, и принимающих участие в профессиональном сообществе педагогов курса.
В Емельяновском районе создано районное методическое общество преподавателей ОРКСЭ. Профессиональные встречи педагогов курса ОРКСЭ проходят  на Покровских, Рождественских и Пасхальных чтениях, которые проходят в Емельяновском районе с 2011 года. Уже пятнадцать раз состоялись муниципальные педагогические чтения, где  прошли открытые уроки, мастер-классы, конференции, «круглые столы»и другие мероприятия.
Преподаватели ОРКСЭ несколько лет принимают участие также в Краевых Рождественских образовательных чтениях, некоторые директора школ побывали на Московских Международных Рождественских образовательных чтениях.
Все это оставляет надежду, что в школах Емельяновского района успешно приживётся новый культурологический предмет  об истории православной культуры.
22 марта 2017


Рецензии