Патриотическая роль РПЦ в ВОВ

72 года нас отделяют от нашей Победы в Великой отечественной войне. Мы чтим память миллионов наших прадедов, павших на полях сражений. И должны  знать своих прадедов, а их у нас у каждого по четыре, и все они, скорее всего, воевали. Каждый из нас уже хотя бы раз принял участие в акции «Бессмертный полк», имеет фотографию прадеда, знает его боевые заслуги.
 22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель Сергий обратился к  верующим с посланием и с уверенностью сказал: «с Божиею помощью, и на сей раз он (русский народ) развеет в прах фашистскую вражескую силу». Митрополит вспоминал имена Александра Невского, Дмитрия Донского, «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины. Глава Церкви призвал в «тяжкий час испытания» всякого помочь Отечеству тем, чем сможет. Говорит о том, что Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» - такими словами заканчивается его обращение. В посланиях духовенства к народу, так же, как в обращениях светской власти (Молотова, Сталина), заключена идея о том, что «наше дело правое», война русских с фашистами - священная война народа с единой Родиной, единой верой против языческих сатанистов. За годы войны было множество подобных этому посланий, призванных поднять боевой дух (они печатались в государственных типографиях и распространялись с помощью государства). Русская Православная Церковь неотрывна от государства и наравне с остальными  должна трудиться на благо общей победы. «Малодушного - ободрить и вразумить; огорчённого - поддержать и утешить; колеблющемуся - напомнить о долге...»- в этом заключалась моральная помощь Церкви в годы войны.
Православие осуждает войну вообще. Но православие не только
оправдывает, но и благословляет освободительную борьбу за свою Родину.

Ярким примером целителя души и тела можно назвать священника, бывшего в ссылке, В.Ф. Войно-Ясенецкого, хирурга Красноярского госпиталя № 1515. До болезни в 1942 году Святой Лука делал по 4-5 операций в день, работая по 8-9 часов, но после болезни он был вынужден сократить свой рабочий день. В.Ф. Войно-Ясенецкий писал медицинские и философские работы, в 1946 г. был награждён сталинской премией первой степени за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии». Синод назначил Святого Луку епископом Енисейским и Красноярским. В первый день принятия сана он отслужил молитву о даровании победы над немецко-фашистскими захватчиками, призвал прихожан к пожертвованиям на танковую колонну. Сейчас в Красноярске уставлен памятник Святому Луке, на здании школы № 10 установлена мемориальная доска.
Показательна судьба красноярского священника Н.В. Попова. Бывший репрессированный, он за 1943-1945 годы собрал на нужды фронта 620 тысяч рублей. Н.В. Попов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Владыка Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский, призывал людей к пожертвованиям на нужды армии. Сборы шли на приобретение тёплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны. Митрополит Ленинградский Алексий оставался со своей паствой в блокадном Ленинграде на протяжении всей блокады.
На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского.
Не удивительно, что с началом войны вера в Бога только усилилась. В трудную минуту люди обратились за поддержкой к небу. Знаменитое обращение 3 июля 1941 года Сталин начал именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники.
Это многим может показаться фантастическим, но об этом говорят факты: Когда враг был уже под Москвой, Сталин дал приказ облететь Москву с иконой Тихвинской Б. Матери трижды, и город Тихвин был взят нашими войсками. Вспомним историю Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну.
На фронте нередко перед боем солдаты осеняли себя крёстным знамением - просили Всевышнего защитить их. Большинство воспринимали православие как национальную религию. Известный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. 
  Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного знамения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели.
Роль Православной Церкви в поднятии боевого духа в народе неоценима, об этом писал и В.П. Астафьев в романе «Прокляты и убиты». В священных текстах написано: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты».
Победу над германским фашизмом нам обеспечила не только сила русского оружия, но и Сам Господь Бог, Пресвятая Богородица и православные святые по молитвам верующих людей. Да и окончание войны выпало на 6 мая – день святого Георгия Победоносца, и примечательно, что в 1945 году этот день совпал с Пасхой.
Война закончилась, но война продолжается, она приобрела совершенно новые формы. И сегодня геополитическая цель   запада – это развал России.
Однако на их пути  все еще стоит русский народ, вооруженный православной верой, русской культурой и Великой Победой!
4 марта 2018 г.


Рецензии
Об этих событиях говорил старец о. Аристоклий: "Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобные тому, что и в России, и о войне услышите и будут войны, – но ждите, пока вот немцы не возьмутся за оружие, ибо они избраны Божиим орудием наказания России, – но и оружием избавления тоже".

Александр Туранский   11.10.2021 11:14     Заявить о нарушении
Пошла странствовать по интернету:http://rusidea.org/250951560 пишет: "Подлинно же русская власть (если бы сохранилась к тому времени) могла бы вообще не допустить этой войны и уж во всяком случае таких огромных жертв. Она могла бы уже в 1920–1930-е годы попытаться облагородить всеевропейское национальное движение в духе совместного сопротивления силам зла (вопреки утверждению сталиниста Платонова и т.п. совпатриотов, никто из западноевропейских фашистов, кроме нацистской Германии, не стремился к «ограблению славянских территорий»)".

Нина Черняева   12.10.2021 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.