Структура и функция совести
Поскольку феномен содержит h- компоненту, то приходится признать, что он свойственен только разумным приматам.
Жертвенность, например, среди самцов бабуинов, охраняющих стадо (о которых писал Эфроимсон) , совестью не формируется, а - только сильно развитым и генетически детерминированным инстинктом f- (свой род, своя территория).
Совесть требует иногда кропотливой когнитивной работы. Совесть, например, почти не будоражит серийных убийц или смертников-террористов иногда только по причине низкого образовательного и общеинтеллектуального уровня (отсутствием навыков логического мышления), но не только.
А т.н. "злые гении", умеющие правильно мыслить, как правило, утрачивают высшие инстинкты группы f- и h- задолго до своих злодеяний.
Совесть требует наличия всех трех компонентов для своего возникновения в сознании конкретного индивида.
Обратите внимание, как в "Преступлении и наказании" Порфирий Петрович казнит Раскольникова и реанимацией инстинктов f- и h-, и выстраивая соответствующую логическую цепь в его самосознании. Порфирий Петрович иногда логически жестко и настойчиво бередит Раскольникову душевную рану, которую тот только только залечил самообманом.
Интересные моменты закономерностей совести можно найти и в трудах академика Д.С.Лихачева о мировоззрении уголовников. Оказывается у них довольно часто компонента f- имеет вполне развитой характер. Однако логика слишком примитивна для включения совести по-поводу многих злодеяний.
Пожалуй, самый лучший образец аналитики "разделяющихся компонент совести" предоставил миру Н.В.Гоголь в повести "Тарас Бульба". Здесь высочайшая доминанта f- (свой род) сочетается со средневековой дикостью в структурах логики. (См."Похождение Тараса Бульбы во имя незалежной Украины")
Исследование темы интересно также у М.Шолохова практически во всем его творчестве. Тут Макара Нагульного с его "мутной наволочью в глазах" в аспекте аналитики совести многое роднит с Тарасом Бульбой.
Интересно, что несмотря на явно антиреволюционный характер "Тихого Дона", Сталин очень почитал М.Шолохова и даже пытался сделать его председателем Союза писателей. Возможно (не настаиваю),что Сталин нашёл у Шолохова оправдание своей "стали" и жестокости в усмирении обезумевшего и растерявшегося в гражданской войне народа. Шолохов помог Сталину выстроить некоторую логику совести на компоненте f-, которая, видимо, иногда не давала диктатору покоя.
А ещё Путин недавно интересно и точно выразился по-поводу украинского национализма, часто зашкаливающего в нацизм. "Это у них, конечно, иногда от чистого сердца, но не от большого ума!" Тут точно и весьма популярно для понимания механизмов совести.
Кстати, весьма интересно заметить, что слияние "глупцов" (с различными дефектами логики, но с инстинктом f-) со "злыми гениями" (с навыками мышления, но с редуцированными компонентами f- и h-)) порождает иногда социальные системы, разрушительная мощь которых превышает все известные орудия массового поражения. В этом котловом вареве разрастаются и кровавые революции с гражданскими войнами (Ленин) и глобальные захватнические войны (Гитлер).
Самый показательный пример современности можно обнаружить сейчас на Украине, где хитрая безнравственность вождей "коллективного Запада" сливается с национально акцентированным инстинктом f- украинского народа. Здесь синергизм инстинктов e- и f- почти полностью подавляет рассудочные механизмы в слепой вере примитивной и лживой пропаганде о некоторой "самостийности", которая изначально принимается в качестве сладкой аксиомы.
Здесь мы приходим к интересной закономерности, - все три структурных компоненты должны быть объединены в рамках только одной личности для включения ощущения совести.
Именно поэтому образование народа и политическая работа с ним (а не лишение избирательных прав по предложению Германа Грефа) может поддерживать устойчивое социальное развитие, основанное на законопослушании и моральных принципах. Модель Грефа в этой парадигме не выглядит устойчивой во времени.
Хорошее государство - это больше всего Порфирий Петрович, а не палач Самсон. Однако Порфирий Петрович - редкий талант в своём деле.
Функция совести не просто "божественна", как уверяет религия, но имеет вполне утилитарную значимость. Объединяя в ключе синергизма два высших инстинкта гуманоидного комплекса, совесть составляет важнейший элемент фундамента надличностных социальных конгломератов, обеспечивая их эволюционную эффективность в условиях социального противостояния.
Падение удельного веса совести в арсенале средств социальной конкуренции ослабляет эволюционную мощь надличностных системных структур, что приводит их к гибели. По причине редукции высших инстинктов гуманоидного комплекса рушились даже развитые империи. Поэтому в механизме диалектического противоречия с эгоизмом совесть никогда не исчезнет из природы человека окончательно, пока сам человек окончательно не исчезнет.
Свидетельство о публикации №221100501766
Владимир Щеблыкин 01.05.2022 20:44 Заявить о нарушении