Структура и функция совести

   Склоняюсь к тому, что совесть - это синергизм нескольких высших инстинктов в основном f-  и h-  (см."Гуманоидный комплекс"), возросших на логике (т.е. на умении правильно мыслить).
   Поскольку феномен содержит h- компоненту, то приходится признать, что он свойственен только разумным приматам.
   Жертвенность, например, среди самцов бабуинов, охраняющих стадо (о которых писал Эфроимсон) , совестью не формируется, а - только сильно развитым и генетически детерминированным  инстинктом f- (свой род, своя территория).
   Совесть требует иногда кропотливой когнитивной работы.  Совесть, например, почти не будоражит серийных убийц или смертников-террористов иногда только по причине низкого образовательного и общеинтеллектуального уровня (отсутствием навыков логического мышления), но не только.
   А т.н. "злые гении", умеющие правильно мыслить, как правило, утрачивают высшие инстинкты группы f- и h- задолго до своих злодеяний.
   Совесть требует наличия всех трех компонентов для своего возникновения в сознании конкретного индивида.
   Обратите внимание, как в "Преступлении и наказании"   Порфирий Петрович казнит Раскольникова и реанимацией инстинктов f- и h-,  и выстраивая соответствующую логическую цепь в его самосознании. Порфирий Петрович иногда логически жестко и настойчиво бередит Раскольникову душевную рану, которую тот только только залечил самообманом.
   Интересные моменты закономерностей совести можно найти и в трудах академика Д.С.Лихачева о мировоззрении уголовников. Оказывается у них довольно часто компонента f- имеет вполне развитой характер. Однако логика слишком примитивна для включения совести по-поводу многих злодеяний.
    Пожалуй, самый лучший образец аналитики "разделяющихся компонент совести" предоставил миру Н.В.Гоголь в повести "Тарас Бульба". Здесь высочайшая доминанта f- (свой род) сочетается со средневековой дикостью в структурах логики.   (См."Похождение Тараса Бульбы во имя незалежной Украины")
    Исследование темы интересно также у М.Шолохова практически во всем его творчестве. Тут Макара Нагульного с его "мутной наволочью в глазах"  в аспекте аналитики совести многое роднит с Тарасом Бульбой.
    Интересно, что несмотря на явно антиреволюционный характер "Тихого Дона", Сталин очень почитал М.Шолохова и даже пытался сделать его председателем Союза писателей.  Возможно (не настаиваю),что Сталин нашёл у Шолохова оправдание своей "стали" и жестокости в усмирении обезумевшего и растерявшегося в гражданской войне народа. Шолохов помог Сталину выстроить некоторую логику совести на  компоненте f-, которая, видимо, иногда не давала диктатору покоя.
    А ещё Путин недавно интересно и точно выразился по-поводу украинского национализма, часто зашкаливающего в нацизм.  "Это у них, конечно, иногда от чистого сердца, но не от большого ума!"  Тут точно и весьма популярно для понимания механизмов совести.
    Кстати, весьма интересно заметить, что слияние "глупцов" (с различными дефектами логики, но с инстинктом f-) со "злыми гениями" (с навыками мышления, но с редуцированными компонентами f- и h-)) порождает иногда социальные системы, разрушительная мощь которых превышает все известные орудия массового поражения. В этом котловом вареве разрастаются и кровавые революции с гражданскими войнами (Ленин) и глобальные захватнические войны (Гитлер).
      Самый показательный пример современности можно обнаружить сейчас на Украине, где хитрая безнравственность вождей "коллективного Запада" сливается с  национально акцентированным инстинктом  f-  украинского народа. Здесь синергизм инстинктов e- и f- почти полностью подавляет рассудочные механизмы в слепой вере примитивной и лживой пропаганде  о некоторой "самостийности", которая изначально принимается в качестве сладкой аксиомы.
    Здесь мы приходим к интересной закономерности, - все три структурных компоненты должны быть объединены в рамках только одной личности для включения ощущения совести.
    Именно поэтому образование народа и политическая работа с ним (а не лишение избирательных прав по предложению Германа Грефа) может поддерживать устойчивое социальное развитие, основанное на законопослушании и моральных принципах. Модель Грефа в этой парадигме не выглядит устойчивой во времени.
    Хорошее государство - это больше всего Порфирий Петрович, а не палач Самсон. Однако Порфирий Петрович - редкий талант в своём деле.
    Функция совести не просто "божественна", как уверяет религия, но имеет вполне утилитарную значимость. Объединяя в ключе синергизма два высших инстинкта гуманоидного комплекса, совесть составляет важнейший элемент фундамента надличностных социальных конгломератов, обеспечивая их эволюционную эффективность в условиях социального противостояния.
      Падение удельного веса совести в арсенале средств социальной конкуренции ослабляет эволюционную мощь надличностных системных структур, что приводит их к гибели. По причине редукции высших инстинктов гуманоидного комплекса рушились даже развитые империи. Поэтому в механизме диалектического противоречия с эгоизмом совесть никогда не исчезнет из природы человека окончательно, пока сам человек окончательно не исчезнет.
    


Рецензии
Ну, Александр Васильевич! Спасибо! Для меня вот эти мысли - мощнейший урок.

Владимир Щеблыкин   01.05.2022 20:44     Заявить о нарушении
Благодарю за понимание.

Александр Васильевич Гринь   29.05.2022 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.