Размышления на 340-летнем юбилее села Елового

В 1979 году наша семья переехала из Стеклозавода в Емельяново. Я доучивалась в первой школе  в десятом классе  «В». Наш класс был сборный: здесь учились и из Емельяново, из так называемого Заледеево, и из окружающих деревень, Еловой и Крутой. Наверно, большая половина класса были девчонки и мальчишки из Елового. Необычные немецкие фамилии и имена изобиловали в нашем классе, например: Сайбель, Руль, Фрицлер и другие. Нашего одноклассника  Федю, как оказалось позже, при выдаче аттестатов, звали Фридрихом Фридриховичем.
Я и не предполагала в то время, что за каждой такой фамилией стояла непростая история семьи и страны. Историю мы знали плохо. Хотя у меня была пятерка по истории, но привязать историю страны с историей района или  конкретной семьи я не умела.
М.Н. Покровский, советский историк и академик, в своё время писал о том, что история - служанка политики. Убедиться в этом утверждении, действительно, можно при попытке исследовать такой период нашей истории, как гражданская война.
В селе Еловом  известен  исторический факт «Двух борцов».
Андрей Смородин в книге «Семь вёрст Сибирского пути» в 1996 году так описывал этот феномен: «25 мая 1918 года вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Осенью в Сибири поднялся адмирал Колчак. Для выявления и уничтожения большевиков и им сочувствующих в Заледеевскую волость по распоряжению генерала Розанова в 1919 году был направлен карательный отряд во главе с поручиком Коротковым. Первыми жертвами белогвардейского палача были Ефим Антонович Ростовцев, житель деревни Еловой, и его друг и единомышленник Иван Михайлович Усов. Останки этих мужественных борцов за советскую власть весной 1920 года были перезахоронены на Емельяновском кладбище недалеко от церкви».
В еловской истории, составленной поисковым отрядом «Поиск» в 2014 году, об этом событии говорится так: «Колчаковцы при отступлении чинили жестокую расправу над большевиками и сочувствующими им людьми. Жертвами карателей стали Ростовцев Ефим и Усов Пётр. Взяли их по доносу. Сидоренко Александра Ефимовна вспоминала, что в этот день мать не пускала её на улицу, но она, всё же, ослушалась и убежала за огороды. Зрелище было ужасное: избитый Ефим у часовни вскинул голову к небу и прохрипел: «Царица Небесная, за что нас?». Их казнили  в Широком логу. Позже останки Ростовцева Ефима и Усова Петра были захоронены на емельяновском кладбище, а одну из улиц в деревне в советское время переименовали в улицу Памяти 2-х борцов».
 А вот как рассказывала об этом событии Валентина Александровна Ростовцева, 1949 года рождения: «Войско Колчака шло по деревне Еловой. Ростовцев вовсе не был расстрелян белогвардейцами, так как среди них оказался его двоюродный брат Ростовцев, и он отпустил своего брата, который до холодов жил в шалаше в районе деревни Сухой. Дедушкина мама Анна Арсентьевна Ростовцева (урожденная Чичаева  из Заледеево)  носила ему хлеб».
Это только одна история, которая передана совершенно по-разному. В первом и втором случаях Ростовцев был казнён, в третьем случае он спасся. В первом случае один из пострадавших назван Иваном Михайловичем Усовым, во втором случае – Петром Усовым, но это уже детали. Самое главное в изложении этой истории: белогвардейцы представлены жестокими карателями, а борцы за советскую власть отмечены, как мужественные.
Однако же, белогвардейцы и борцы за советскую власть были братьями, русскими людьми, те и другие защищали свою любимую родину Россию и свои идеалы.
Как писала Марина Цветаева о наших соотечественниках времен гражданской войны:
     Все рядком лежат  -
Не развесть межой.
    Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
     Белый был  - красным стал:
    Кровь обагрила.
     Красным был  - белый стал:
Смерть побелила.
За Россию положили свои головы три тысячи белых солдат и офицеров, в том числе казаки 11-ого Оренбургского казачьего полка, которых не пустили в Красноярск красные пулемёты в рождественский сочельник 1920 года. Они погибли в так называемой красноярской катастрофе и упокоились в братской могиле села Дрокино.
Но в честь их не названа улица, как в Еловом и в Емельяново, и не переименовано село, как это сделали с поселком Знаменским, который переименовали в посёлок Памяти тринадцати борцов. И даже могила их не определена чётко, хоронили зимой, видимо в логу, нет ни ограды, ни креста, ни камня. Благоустройство братской могилы в Дрокино, установка православного креста на могиле – это не только исполнение нашей христианской традиции, но это должно стать заботой государственной власти, как это сделали в Москве.
Вспоминается, как происходило перезахоронение 3 октября 2005 года в Донском монастыре останков руководителей белого движения, генерала А.И. Деникина и русского философа И.А. Ильина. Оно прошло с государственными почестями, и, можно сказать, что 11 лет назад символически закончилась война между белами и красными.
Нам же это только предстоит сделать.

12 октября 2016 г


Рецензии