Похмелье

ПОХМЕЛЬЕ.

В  избе было тепло, уютно,чисто вымытые полы блестели. В правом углу стоял старый диван с откидными подлокотниками.На стене висело большое старое,мутное зеркало. В правом заднем углу стоял сундук,покрытый ярким ковром, на нем часто отдыхал отец,растянув уставшие ноги на подставленный с торца стул.За окном бушевала метель,из за печной заслонки пахло наваристыми щами.-Шурка ты корову напоил?-Послышался голос матери из за шторы кухни.-Отец повернулся на правый бок,и в полудреме  сказал: «Давеча накормил и напоил.».

Дети все были в школе,в сенях послышались шаги, дверь отворилась, слегка нагнувшись из своего большого роста вошел Колька Малеев,отцу свояк.-Хозяин дома!-Прижавшись к стенке промолвил он страдальческим голосом,тряся лохматой головой.Высокий долговязый мужик с прядью седых волос и сильной небритостью.Лицо было отёкшее и чувствовал он себя больным после вчерашней пьянки. Снял шапку, пригладив волосы назад,вынул из кармана папиросы и закурил.-Шурка метет то как,света вольного не видать,снегу навалило по колено. -Отец привстал,поздоровался со свояком почтительно и хитро улыбнулся.И стал потирать руки,что бы закурить. -Угораздило меня вчера запороться к Ваньке Гаврилину напоролся в стельку,не помню,как домой пришёл ,харю себе расшиб,говорят полз на карачках.

Любка лаялась,как собака цепная,пропасти на неё нету !-Бормотал он присаживаясь на приступок,вытянув длинные ноги,под которыми образовалась большая лужа талой воды.- Башка трещит ,во рту,как эскадрон прошёлся. Дусь не найдется бражки ,умираю!-Лицо у него было действительно страдальческое,как у мученика.-Мать пытливым взглядом посмотрела на него из за занавески,отряхивая мучные руки по локоть,ничего не сказала.-Не наваливайся на меня паразит.-Отталкивая теленка,крикнула мать .А он прыгал вертел хвостом и мотал башкой в разные стороны. -Колька привстал,глаза забегали,как у карася,стал совсем жалким и потерянным.-Шурка налей если есть, богом прошу, подыхаю.-Отец  ловко провел рукой по небритому лицу,многозначительно кивнул,подожди мол моя уйдёт и всё обтяпаем.

Мать вышла отец,отец залез на печку,зачерпнул кружку хорошей бражки,поднёс ему полную до краев. Колька пригубил к пересохшим губам,зажмурился, медленно с наслаждением выпил, вытер рот рукавом и был блаженно счастливым человеком.Он подвинул стул поближе к отцу присел и разговорился.-Ох спасибо Шурка, полегчало сразу!-Переставляя ноги, держа в руке цигарку он стал втолковывать отцу, как он лопает уже неделю без просыпа,а сам не сводил глаз с пустой кружки,умоляя ещё налить столько же.- Моя то с особым рвением покупает барахло,бельё,платья подушки,пальто купила себе.Как с куклами с вещами играется,надоело всё это видеть.-Колька распахнул фуфайку, достал очередную папироску, закурил. Дым сизый застелил избу.Деньги тратит в пустую,а на опохмелку копейки не даст,скряга пустая.

Я может пью от тоски,от непонимания. Ведь по молодости перед ними,бабами робкими были,а теперь скука и тоска,грустно делается от одного виду.Толь вырастишь все поймешь,и как важно бабе понимать мужика.Все беды от этого,если бы она ласково попросила,обняв меня за голову, сказала -Хватит лопать,я бы может и остыл,а то ведь горю огнём,как самовар!-Пустая баба,детей не родила,а успокоится не может.Хорошо Шурка у тебя куча детей,а у меня ни одного.Дети это сласть великая.Я может быть другим человеком стал,степенным ,как наш бухгалтер например,благородства мне и солидности хватает!-Ободренный, раздувая ноздри,сказал он.Потом оглянулся на меня и привстал.-В доме хозяин я, слово мое закон! А жена должна быть ласковой, а не лаяться,как собака,правильно я говорю. -Проговорил он обращаясь к отцу. Отец внимательно слушал и кивал ему в угоду ,что бы поддержать захмелевшего Кольку.

Мать в кухне гремела ухватами о пудовые чугунки с пойлом для коровы. За окном мело, соседского дома не было видно.-Колька ступай домой, хватит, засиделся, больше не получишь,а ты отец тоже видать залил зенки,на разговор то охоч стал.-Проронила мать с кухни.-Малость мать отведал.-Сказал отец ,посматривая за занавеску .-Ты на удивление горазд трепаться.-Иди ка поросят накорми ,а то я одна батрачу весь день а ты ляжки тянешь .-Сказала мать проходя с порожним ведром за колодезной водой.-Пойду.-Сказал отец, вставая с сундука. Скрипнула дверь. Прохладой повеяло из сеней. Метель стала потихоньку затихать. Колька тяжелой походкой поплелся домой,а я после этой толкотни и болтовни стал учить уроки,но в голову ничего не лезло.Я оделся и вышел на улицу.       

 (Анатолий Котов)


Рецензии