Комментарий к Булгакову
Он хотел написать роман МиМ, основываясь на своём таланте литературного слуха, крайне редкого таланта, поэтому писал в одно касание. Тема Голгофы вообще лишняя, она от его жизни в семье отца-богослова. За 11 лет Булгаков едва написал 12 а.л. Весь роман 18 а.л. Оставшиеся 6 а.л. дописывала Елена Сергеевна. На это у неё ушло ни много ни мало 25 лет. Отсюда слабость стиля концовки, не соответствующий стилю Булгакова, и логические «нитки», торчащие из текста. Булгаков силён в камерных сценах, где может развернуться на пяточке стиля и создать летучий и быстрый текст, который очень ритмичный и по конструкции жёсткий. Воланд и его свита, конечно же, введены для создания мистического напряжения. Собственно, Москва тех лет никак не тянула на центр цивилизации. С чего бы «силе» потребовался этот город? В то время процветали Париж и Берлин. Ответ очень прост. Булгаков подвергался травле. Были даже диспуты, собирающие огромное количество осуждающих Булгакова за его "Белую гвардию". В газетах выходили передовицы с его порицанием. Все это не могло не отразиться на его творчестве. Отсюда и горечь в МиМе, и саркастический «Театральный роман», первое его название «Записки покойника». Булгаков невольно заложил в романе о Мастере своё порицательное отношение к революционному террору и атмосфере насилия тех лет. Он вообще хотел сжечь Москву, естественно, виртуально. Но его отговорила Елена Сергеевна. Поэтому он сжёг только «нехорошую квартиру». Чтобы понять Булгакова в этом романе, надо, как в «Уллисе», прочитать массу комментариев.
Свидетельство о публикации №221100500948