Дратхаар это звучит гордо! Часть третья

  часть третья, еще одна глава ненаписанного романа.

                Сам себе голова.

      Как-то я услышал утверждение, что «бьющего», то есть криками охраняющего свои угодья самца перепела, срабатывает только одна из пяти-шести собак. Решил проверить на это на своем кобеле, благо в то время, а это самое начало нулевых годов, птицы во Владимирской области было предостаточно, в том числе и перепела. Как доказательство приведу такие цифры: за одно утро я сделал 43 выстрела. Пусть в этом числе есть и дуплеты, но в основном я сбиваю птицу первым выстрелом. Правда тот день не был удачным для меня, добыча составила всего четырнадцать экземпляров, но это все равно более 30 подъемов.
      Первая же попытка оказалась удачной. Гранд легко причуял распевающего во все свое перепелиное горло перепела, твердо стал, и по посылу броском поднял птицу. Кобелю так понравился запах этого обладателя звучного «пить-полоть», что в дальнейшем он, заслышав знакомый позывной, поворачивал голову ко мне, словно спрашивал: «Ну, что, пойдем, поднимем этого крикуна».
       Конечно пойдем! И мы с ним раз за разом заставляли разминаться на лету этих прекрасных птах. Гранд очень быстро наловчился находить практически всех встреченных птиц, прекрасно их срабатывал, а я, как мне казалось, вполне заслуженно гордился своей собакой. Но эта горячая любовь дратхаара к перепелу сыграла со мной злую шутку. Суть ее в следующем. Стоило мне выехать на поле и выпустить пса, он, не дожидаясь, когда я обую сапоги и дам команду на поиск, едва заслышав заветный призыв, бросался на крик птицы. Достигнув одному ему известного рубежа, он переходил на потяжку, затем вставал в красивую стойку. Постояв некоторое время, он резким броском поднимал перепела и, оставаясь на месте, внимательно следил за перемещением потенциальной добычи. Замечал место посадки, и «охота» продолжалась.
       Минут сорок Гранд носился по полю, только уши метались над травой. А я в это время сходил с ума возле машины, оглашая окрестности воплями типа «Ко мне, назад, стоять», и прочими, уже не столь литературными. Я уже осип, голос потерял, а он все гоняет и гоняет. «Наохотившись» таким образом вволю, пес как ни в чем не бывало, возвращался, валился в ближайшую лужу и оттуда гордо глядел на меня, словно говорил; «Покаты тут возле машины бесполезно выплясывал пляски племени тумбу-юмбу, я вон сколько птиц поднял. Сейчас отдохну и могу продолжить». Ну уж нет, марш в машину, черт грязный.
      Когда это произошло в первый раз, я не особенно обеспокоился, с кем, мол, не бывает.  Но, когда эта, с позволения сказать «охота», стала повторяться раз за разом, заволновался, нафига мне нужна такая пародия на охоту. Надо искать выход.
      За советом я обратился к Сергею Сергеевичу Королеву. К кому, как не к нему. Эксперт Всероссийской категории, автор нескольких книг и множества статей о дратхаарах, много лет возглавлял бюро секции собак этой породы в Московском обществе охотников. На мой вопрос, что же делать в этой ситуации, последовал встречный вопрос: «А, как вы считаете, у вашей собаки выдающееся чутье?»   «Здравствуйте, я ваша тетя! Грузите апельсины бочками». Причем тут чутье? Собака «не в руках», и как с этим бороться? Очень возмутил тогда меня этот ответ!
       А сейчас, когда я пишу эти строки, приходит мысль, может Сергей Сергеевич, видя всего несколько выступлений Гранда, оказался настолько прозорлив. Ведь в дальнейшем из тридцати девяти дипломов по основному виду, в тридцати одном случае оценка за «верность» была от семи до девяти, а в девятнадцати и за «дальность» семь или восемь баллов.
         Ладно, чутье чутьем, а как остановить собаку? На этот раз за советом отправился к нашей «драхаариной энциклопедии» Марине Анатольевне Товмасян, а она в свою очередь переадресовала меня с моей проблемой к Серго Лейбовичу Берману. Конечно, к кому как не к нему, мэтру из мэтров в легашачьем мире. Автор российского стандарта на дратхаара, Эксперт-кинолог Всероссийской категории по выставкам и испытаниям, кому, как не ему разрулить сложившуюся ситуацию.
       Получаю от Бермана инструкцию: четыре дня (!) не кормить, после этого пес за кусочек лакомства душу продаст, делай с ним, что хочешь. Что же, приступаю к выполнению указаний в жизнь. В четверг вечером собаку не кормлю. В моей квартире окна выходят на обе стороны дома, и после резкого порыва ветра дверь в кухне хлопала так, что стекло из нее мгновенно вылетало. После того, как стекло вылетело в шестой раз, я вообще перестал его вставлять. Когда мы сели ужинать, кобель, оставленный в коридоре, встал в дверной проем, словно портрет в дорогой багетной раме. Весь его вид красноречиво говорил: «Вы что, хозяева, белены объелись? Сами едите, а я?!» Было бесконечно жалко его, но я проявил твердость, и Гранд остался без ужина. В пятницу, лишенный завтрака, пес понял, что дело швах, обиделся и даже к ужину с коврика не встал.
      Поздно вечером мы уехали на дачу. Субботним утром, взяв на всякий случай пакетик с «Чаппи» я отправился на обычную тренировку в поле, лелея надежду, что, хотя бы наметятся перемены. Какие там перемены! Словно и не было двух голодных дней. Пес отчаянно носился за любимыми перепелами даже больше времени, чем раньше. Так произошло и в обеденный выход и в вечерний и даже утром в воскресение. На все мои попытки предложить ему «Чаппи», Гранд отвечал мне, взглядом, конечно: «Иди ты знаешь, куда со своими таблетками, или адрес подсказать! Здесь столько любимых «пить-полотиков», а ты «Чаппи», тьфу!
      Безмерно расстроенный неудачей задуманного мероприятия, проклиная все на свете и себя, и собаку, и советчиков, и ни в чем неповинных перепелов, я вернулся домой и от души накормил Гранда. Вечером стал собираться к отъезду домой, и вдруг жена говорит, а завтра в понедельник 12 июня государственный праздник-День независимости России, и, соответственно, выходной. День независимости! От кого, интересно? Татаро-монгольское иго закончилось более пяти веков назад, с того памятного «Стояния на реке Угре». А уже после этого, несмотря на многочисленные нашествия и набеги, Русь, а потом и Россия ни у кого вассалами не были.
      Ну и ладно, «жираф большой», а для нас лишний праздник, лишний выходной. Так что в поле, мой пес в поле! Хоть полюбуюсь мощным галопом, прекрасными стойками, пусть и издалека. А захваченный с собой двенадцатикратный бинокль на что? Прыгай в багажник, собака бородатая, поехали!
       До нужного поля всего-то километра три, пять минут, и мы на месте. Выпускаю Гранда, и вдруг вопреки обычному резкому старту в поле, где уже призывно кричат перепела, кобель сел и терпеливо дождался, когда я экипируюсь для ходьбы по высокой росной траве. Сапоги, непромокаемые штаны, шляпа и ягдташ с бутылкой воды для себя и для собаки. Не забыт и свисток, занявший свое место на шнурке.
      А пес все сидит, хотя он давно мысленно там, среди тысяч запахов, среди легких порывов ветерка, доносящего тот неповторимый аромат дичи. Наконец, долгожданная команда «Искать» и он стремительно бросается в поиск. Идет, как всегда, немного неправильным челноком, свистом чуть поправляю его, и вот всего через несколько параллелей она, стойка легавой собаки, мечта каждого охотника. Купированный хвост, качнувшись несколько раз, замер намертво, правая передняя лапа подогнута, ноздри настороженно шевелятся, а взгляд словно прожигает то место, где затаилась она –ДИЧЬ! И весь кобель, словно стрела натянутого лука, готов сорваться и поднять, наконец-то, желанную добычу. Неторопливо поспешая, подхожу: «Пиль!» Стремительный бросок, и вот он, подъем маленькой курочки. Резкое: «Стоять», на всякий случай, пришивает собаку к месту.
      Отлично! Вот это работа, апофеоз длительных тренировок, результат совместных усилий собаки и натасчика. Ура, ура! Словно без сил валюсь в траву, подзываю кобеля, целую его в коричневый нос, обнимаю, стараясь унять его возбужденное состояние. А он снова готов рвануть туда, где прячутся эти прекрасные перепела.
      Сделав еще три, четыре работы, чтобы Гранд не перевозбудился, беру его на поводок, возвращаюсь к машине и уезжаю домой.
       Что случилось с собакой, что повернуло его поведение, словно рубильник, на сто восемьдесят градусов. То ли рекомендации С. Бермана, то ли то, что я, наплевал на эти наставления, накормил пса в воскресение? А может он сам понял, чего я от него добиваюсь.
       Так или иначе 12 июня стал для меня праздником на всю оставшуюся жизнь. С того дня Гранд на всех состязаниях любого ранга работал только так. Правда раздел стилевых оценок  «пятерками» не блистал, а вот графы «верность», «подводка» и «егерские» баллы всегда были его несомненным коньком.
      Давно уже нет Гранда на свете, но эта история настолько жива во мне, будто она произошла не двадцать лет назад, а совсем недавно, в очередной День России.

               
  Александр Косульников  г. Москва                28.09. 2021 г.  00-4.0


Рецензии