Детская память

"Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне"
И. Кант
Внуков  у меня трое. Самому младшему скоро пять. И он, как оказалось, уже вполне себе взрослый человечек. Понял я это, когда мы субботним вечером на даче  стояли вдвоем около горящего мангала. Он деловито  поджигал палку от огня, долго смотрел на головешку, а потом, задрав голову к звездному небу, неожиданно  спросил:
Деда, А, почему сегодня так много звезд?
Я попытался ему объяснить, что в ясные ночи на даче, вдали от городского освещения  звезд всегда можно увидеть больше, но невольно замолк, когда увидел в его глазенках удивление и восхищение этим самым небом.  То самое кантовское благоговение, ни больше, ни меньше!
Длилось это недолго, потому что он снова переключился на огонь, а потом на шашлык, который папа уже унес на веранду, а я подумал, интересно запомнит он этот августовский вечер, эту красоту и ощущение гармонии, разговор со мной или нет?
Вообще, что мы запоминаем из детства и всю жизнь несем с собой до самого конца? По логике вещей мы должны помнить наиболее важные и значительные моменты жизни.
Я, например, помню, как умер мой дед. Мне было 4 года, и я проснулся от разговоров множества собравшихся людей и всхлипываний.   Помню также, что нас, мелких двоюродных братьев и сестер в день похорон оставили дома одних, так как был лютый декабрьский мороз, и везти нас на кладбище никто не решился.
Мы были оставлены  на попечительство нашей старшей сестры, которой самой - то было  лет 8, и сильно расшалились.
Наверное, запоминаются случаи эмоциональной встряски, когда даже не ты сам, а твои взрослые родственники, эту встряску переживают.
 Так я запомнил, как мы с бабушкой пошли за хлебом и вдруг не обнаружили его в магазине, потом пошли в другой, но его не было и там.   Произошло это, насколько я понимаю, в 1963 году, благодаря «мудрой» политике Н.С. Хрущёва. Со времен войны на тот момент не прошло и 20 лет, и моя бабка, пережившая годы голода и холода, ужаснулась возможности повторения этих напастей, и это ощущение передалось мне, 4-х летнему малышу.
Запомнилась и буря на Волге, разыгравшаяся, когда мы с мамой катались на теплоходе, и я с опаской смотрел в иллюминатор на бушующие волны.
Помню, как мы остались с бабушкой дома вдвоем на Новый год, родители ушли его праздновать в какую-то шумную компанию, а она, взгрустнув и поддавшись воспоминаниям, пела мне старую русскую песню, про черного ворона, а на словах про «кровавый платок» разрыдалась. Наутро, когда я изумленный, косноязычно, как мог,   рассказал об этом маме, она мне объяснила, что бабушка вспомнила дядю Володю, погибшего на войне, чей портрет висел у нас в комнате.    Портрет был нарисован другим моим дядей- Алексеем, который хорошо рисовал и вполне мог бы стать неплохим художником, но не сложилось.
Семейная легенда гласит о том, что когда его забрали в армию в 1942 году, в учебных  лагерях, заметив его способности, командир пристроил дядю рисовать плакаты и другую наглядную агитацию.
Однако, когда пришла похоронка на старшего брата, он потребовал, чтобы его оправили на фронт, а когда требование не было выполнено, ушел в самоволку. Командир, обозвав его дураком, желающим попасть под трибунал, чертыхаясь, подписал рапорт, и дядя Леша благополучно дошел до Берлина, в составе взвода огнемётчиков - редкой военной профессии.
Как же я завидовал своему двоюродному брату Вовке (почему его так назвали объяснять, я думаю, не надо), что его папа  был на фронте и на праздник надевает боевые награды, а мой не воевал, потому что когда  война закончилась, ему было всего 8 дет, как сейчас моему среднему внуку.
Однако память хранит и другие, казалось бы, совсем пустяковые вещи, например,  как я кормил хлебом лошадей, развозивших его по улицам, когда некоторое время, его продавали по норме. Или, как нас с двоюродным братом Женей, фотографировали втихаря, так как он, почему-то боялся фотоаппарата.
Помню грампластинку Апрелевского завода, которую мы называли матросской, так как на ней была звезда, под которой расходились полоски, очень похожие на тельняшку. На этой пластинке была записана песня Утесова: На Берлин.   Суть ее была в том, что при освобождении города, в его конце была улица, названная в честь другого города, который надо было освобождать следующим.
А с каким упоением, надрывая свои маленькие глотки, мы пели «Бухенвальдский набат» или «Хотят ли русские войны» Евтушенко.
Моя неграмотная бабушка очень грамотно погружала меня в семейную историю.  Она доставала с полки фотоальбом с зеленой бархатной обложкой, сажала меня на сундук рядом с собой и рассказывала о  судьбах, печалях и радостях, людей запечатленных на нехитрых черно белых фотографиях, неразрывно связанных с историей шестой части света. И это было  гораздо более существенным ее изучением, чем то, которое проходило позже по учебникам.
Одно дело прочитать в учебнике о том, что в 1939 году была война под названием «финская» и совсем другое дело увидеть на фотографии деду Федора - бабушкиного брата в буденовке и узнать, что он умер от воспаления легких, простудившись на этой самой войне.
Знать по книгам, что завод «Красное Сормово» выпускал в войну танки - это одно, а найти на чердаке военный танкистский шлем дяди Бори, еще одного маминого брата, который в 16 лет испытывал эти самые танки, это совсем другое.
История страны и мира, пропущенная через историю семьи и рода, впечатывается в память намертво. Честь и хвала тем, кто запустил по нашим улицам «Бессмертный полк», потому что связь поколений также необходима людям, как еда и воздух.
В Тольятти есть огромный музей истории техники под открытым небом. Там с моим  старшим внуком мы видели подводную лодку типа  «Варшавянка». И как же загорелись его глаза, когда я ему объяснил, что корпус этой лодки хранит следы его прадедушки и прабабушки, так как строили ее у нас в Сормово, а мои родители отвечали за соблюдение технологии сварки ее корпуса.
Нынешние дети избалованы игрушками, они начинают пользоваться гаджетами одно-временно с обучением речи и ходьбе, имеют возможность, в виртуальной реальности посидеть в кабине танка или самолета, но это никогда не заменит писем, фото-графий, еще пленочных не очень качественных видео и, главное, наших рассказов о родных и дорогих нам уже ушедших людях. Так давайте не будем молчать, давайте будем загружать своими рассказами их пытливые свежие души, чтобы в них накрепко сшивались  друг с другом история семьи, рода и Родины.
;


Рецензии