Ода любви и скорби русской деревне. Сын Илья

 
  Глубока и честна здесь любовь к русской деревне. К неизбежно завядающей, но такой родной, взрастившей земле.
- Дядь Сань, а молодые есть в деревне?
- Славик.
- А сколько ему?
- 55.
  Дядя Саня в светлой хлопковой рубахе, будто в унисон нарастающему безмолвию деревни, говорит теперь только шёпотом (последствия, дай Бог, прошедшего серьёзного недуга). Мы сидим на крыльце фамильного дома и вразнобой мотаем головами в стороны, не позволяя бунтующей пчеле осуществить свои атакующие планы.
  Дядя Саня удивительно повторяет хранящиеся в недрах моей памяти образ и привычки своего отца, любившего также безмятежно сидеть на лавочке во время сиесты.
  От пчелы да от сумы не зарекайся. Выждавшее момент насекомое с боксерской точностью пикирует мне в правую бровь.
  «В хглаз ужалила? - замечает подходящий к нам дядя Вова. - Сейщчас сковородку холодную дам, приложи. Это ничехго. У нас одну бабку пчёлы покусали в лицо. Так она хглаза разжимает и за дедом бежит: «Я тя щас, козлина, кипятком изолью!»
  Дядя Вова (брат дяди Сани) - один из немногих постоянных тружеников Игнатовки. Вообще жизнь в деревне для них - круговорот хозяйственных дел. По обыкновению защищённый от мошек и перегрева на солнечном мареве широкими коричневыми штанами в горошек, мастеркой из грубой ткани и панамкой дядя Вова присоединяется к нашей беседе.
- Раньше сто домов было здесь. Детвора по каждой дорохге бехгала. Сейчас позаросло всё… Корова на деревню одна осталась. Ух, бл#! - дядя Вова прихлопывает впившегося в макушку паута. - Знает, куда кусать, когда я подстригся!
- Зато на ваших участках какой порядок! У вас с женой вообще выставка на участке: пальмы, аисты, зайцы…
- А вон хгусь! Видел?
  Я поспешно направляюсь на импровизированную выставку современного искусства на заднем дворе избушки. Плох тот крестьянин, который свою землю не облагораживает, поэтому контраст сурового рутинного быта и тяги местных работяг к прекрасному - вещь отнюдь не парадоксальная.
Прерывает мои внутренние философствования Тётя Лида.
- Илья! Ты как к змеям относишься?
- Негативно, побаиваюсь. А что там, ужик?
- Та не, хгадюка. У сарая улехглась и не уходит. Ладно, пойду вилы возьму, пока не уползла!
  Тётя Лида тётей приходится моему отцу. А у меня, по причине её непоколебимого трезвомыслия и готовности в момент взяться за любую тяжёлую работу, язык не повернулся называть её «бабой Лидой». Тётю Лиду мой папа называет «рабой быта».
«Ну а как тут не будешь рабой быта? В деревне всегда есть хлопоты», - говорит тётя Лида, заканчивая обеденные приготовления.
  Стасик, внук тёти Лиды и мой троюродный брат, в перерыве между сытными порциями первого и второго замечает нарядность бабушки.
- Ба, а ты чего нарядилась так? Женихи?
- Ахга, женихи! Мои женихи вон уже все, на хгорке лежат! - безапелляционно парирует тётя Лида.
  Вечером встречаю на сеновале самого молодого человека в деревне - Славика. Дядя Слава, кстати, действительно выглядит на удивление молодо, хоть и в традиционном духе русской глубинки не избежал пагубного пристрастия к дарам Бахуса. Так уж повелось на Руси, что для многих работяг в захолустье бутылка становится главным развлечением. Не редкость, когда длительные запои превращаются в фатальные игры с судьбой, откуда победителем выходит отнюдь не человек. Простодушный и по обыкновению юморной Славик поспешил оставить свой комментарий по поводу сегодняшнего собрания женщин, проходящего в данный момент в соседнем доме: «Что, судачат бабы? А вот мне батька хговорил брать в жёны кирхгизку или уйхгурку, а то эти, наши, нифихга не хотят работать!»
  Посудачить женщины и впрямь любят. Как-то, лёжа на печи, мне даже повезло стать невольным свидетелем жарких обсуждений местного дамского дискуссионного клуба. На моё удивление оказалось, что даже в таком захолустье (как сами жители называют свою деревушку), имеется светская дива, первая встреча с которой стала для меня картиной, крайне контрастирующей с уже привычными глазу местными реалиями.
  Возвращаясь с дядьками по пыльной сельской дороге в знойный  июньский полдень, щурясь по обыкновению, я обращаю внимание на движущийся метров за полста от нас силуэт женщины в лёгком светлом платьишке. Подъехав поближе, мои дядьки в такт сочувствующе пожали плечами, махнув с улыбкой в сторону меня на заднем сидении, мол: «Подвезти не сможем! Груз!»
  Дама эта мне показалась какой-то героиней Тургеневского произведения далеко забальзаковского возраста. Прямая осанка, распущенные волосы, играющие зайчики в глазах на не сумевшем убежать от старости лице. В одной руке - кремовые босоножки, в другой - котомка. Откуда она здесь? Неужели это необъяснимая погоня за неизведанной романтикой проселочной дороги?
  Откровения уже упомянутого дискуссионного клуба вечером того же дня заставили мой рот раскрыться в иронически-недоумевающей улыбке.
- Софья Ковалевская, видела её седня, ахга. Эффэктная такая дама, на маникюре, это… С причёской. С магазина шла.
  Примечательно, что называли эту женщину только в сочетании имени с фамилией, что мне сразу показалось забавным.
- А шо она пешком в махгазин в соседнюю деревню ходит?
- Так она ж алкохголичка самая настоящая. Бегает в Приволье за водкой своим собутыльникам, сама и пьёт с ними.
- О, Илья, а ты шо это на нохги намотал?
- Это чехлы такие китайские. Во время дождя надеваю, чтоб сапоги с собой не возить.
- Ух, них... Нифихга себе! Чего только не придумают!
  Пока не выдохлось уходящее в закат дня солнце, а в воздухе ощущается привкус лета, я спешу на одно из самых сакральных для нашей семьи мест.
  «Видишь, эти несколько яблонь? - сказал мне как-то дядя Саня в той части двора, где калитка для ежедневных хлопот накрепко закрыта на затвор. - Это мой сад. Я его назвал Сан-Мария в честь внучки, а каждое посаженное дерево тут - по имени остальных внуков. Я ведь уйду, а яблони будут цвести и напоминать моим детям и внукам обо мне».
  Думаю, мы даже не всегда осознанно стремимся к тому, чтобы память о нас не была предана забвению. Я смотрю на, казалось бы, закаленного деревенским бытом русского мужика, не привыкшего к обнажению своих переживаний, осознавая своё неумение так кратко и точно выражать сантименты.
 На игнатовском кладбище каждый второй холмик - с нашей фамилией, а тётя Лида с адъютантской точностью поясняет мне родственные связи с каждым из ныне почивших.
  Как там у Маркеса? «Человек не связан с землёй, пока в ней не лежит его покойник». Папа всегда называет Игнатовку своей второй Родиной и искренне грустит, когда не имеет возможности приехать туда хотя бы раз в год.
  Видимо, какие-то фундаментальные вещи человек не может понять в раннюю пору созревания души, поэтому так важно было вернуться сюда в светлую пору своей молодости.
  Вот такая сегодня она - наша Шавёлкинская Игнатовка.
  Не всем понятная, мало кому нужная, но самая что ни на есть настоящая.
   Смоленская область, Руднянский район, деревня Игнатовка, июнь 2021 года, Илья Шавелкин, Иркутск


Рецензии
Хорошо. Про деревню-то.
С уважением,

Галина Козловская   20.12.2021 00:13     Заявить о нарушении