Исповедь исследователя кино и зерно

 
 Надо сказать, что в нашей районной школе, которая была с печным отоплением и с керосиновыми лампами освещения, были учителя от Бога. Они учили нас не только знаниям, но и умениями исследовать природные явления, растения, животных и весь окружающий божий мир, ибо сами учителя были исследователи. Но послевоенная полуголодная и борьба за существование заставляла послевоенное поколение жить и бороться. Сколько было больных туберкулезом, анемией, малокровием. Туберкулез косил и детей и взрослых. Государство, как могло, восстанавливало и поддерживало наше здоровье в меру своих возможностей. После кирпичного завода, на следующие каникулы, я пошел работать мотористом сельской кинопередвижки, киномехаником на которой был Евгений Акимович Пантелеев, несовершеннолетний участник войны, с оторванной выше колена правой ногой. Несмотря на разницу в возрасте, мы дружили. Евгений был непревзойденный изобретатель, исследователь и мыслитель. Он изобрел и собрал механический процесс, который позволял ему ездить на мотоцикле, иметь собственную пасеку, сад и огород. Работая мотористом, за три месяца я до тонкостей постиг устройство и ремонт двигателя внутреннего возгорания, а так же устройство киноаппаратуры. Из деревни в деревню нашу кинопередвижку перевозили на телеге, запряженной лошадью. Спали мы в полевых условиях на сеновале или в сельском клубе. Питались по - спартанские, но не голодали.

  Окончив 9 класс, я пошел работать на хлебоприемный пункт кочегаром на зерносушилку. Там мне очень пригодился опыт моториста. Хлебоприемный пункт не был электрифицированный. Передвижные зерносушилки «Кусбас» имели собственный двигатель внутреннего возгорания, такой же как и на киноустановке, только  мощнее в 2 раза. Он приводил в движение все механизмы сушилки по средствам переменных передач. Сушилка состояла из двух модулей: модуль кочегарки и модуль сушилки. Не буду описать способ сушки, ибо он будет интересен только специалистам и только любителям. В качестве топлива использовались дрова или каменный уголь. На коммунарском хлебоприемном пункте было три таких агрегата. На всех трех работали мы: я, Коля Лобачев и Миша Афанасенко, - мои сверстники из соседних классов. Первое же испытание в работе сушилок показали, что дровами топить крайне неэффективно. Поддерживать температуру в зону сушки 150-180 градусов трудно и нерентабельно, так как нужно было много дрова и постоянное бросать дрова в топку. Испытания, в качестве топлива каменно донецкого угля – антрацита, превзошли мои ожидания. Антрацит горел бездымно, долго, температура поддерживалась исключительно стабильной. Когда я сказал об этом главному инженеру Куперману, он похвалил меня и тут же решил проблему с поставкой на зернопункт антрацита. Во время работы кочегаром я стал подменять сушильного мастера Шкроба. Кроме того освоил экспресс – анализ влажности высушенного зерна, а так же мог производить аналитический анализ зерна путем измерения влажности с погрешностью одна сотая процента. Перед началом учебного года, заканчивая «трудовой семестр», я успешно сдал экзамен по специальности «мастер зерносушения" и пошел в 10 класс.


Рецензии