Гатчинская королева

В наше время упоминание короны воспринимается неоднозначно. Поэтому вот думаю, как бы поэффектней похвастаться, но чтобы меня правильно поняли. Не подцепила корону нет, а нацепила. В общем примерила точную копию короны Русской императрицы Марии Фёдоровны, жены Павла Первого.
Гатчинский дворец гостеприимно встретил меня… Эээ… высокой и крутой лестницей вообще-то. Вот так, из песни слова не выкинешь. Но подняли меня всё же  вместе с моим кабриолетом.
Знакомлюсь с экскурсоводом Надеждой Ивановной.
Ну а дальше  прямо как в той песне Александра Серова:
«выдумал тебя, чтоб самому себе завидовать…»
Это тот самый очень нечастый случай, когда я как колясочница завидовала себе как незрячей. Потому что если доступная среда во дворце для людей на колясках оставляет желать много лучшего, то всем людям с проблемами зрения я от души рекомендую по возможности посетить Гатчинский дворец. Это редкий шанс настолько глубоко и осязаемо проникнуться колоритом дворцовой жизни.
«Гатчинский музей-заповедник. Схема дворца» - прочитала я брайлевскую надпись на альбоме, который экскурсовод вложила мне в руки. Я осмотрела схему.
Будем знакомы, Гатчинский дворец.
Изначально дворец в городе Гатчине был подарен Екатериной Второй фавориту Григорию Григорьевичу Орлову, Позже здесь жил император Павел Первый.
Мрамор, бронза, ценные породы дерева. Красивая стена из гипса, колонны, камин, Поражают массивностью и грациозностью одновременно вазы, как выясняется, тоже из мрамора.
Мне показывают небольшой квадратик материи. Что это? Оказывается сукно, из которого в 18 веке  шили форму для гвардейцев.
МВ бальном зале снова предлагается пособие для незрячих На листе рельефный рисунок. Здесь передан узор стены бального зала, изображающий битву амуров.
Большая скульптура Урании, и маленькая копия из гипса для подробного изучения руками. И
снова образцы ткани на этот раз для бального платья: парча, атлас, шифон, и,  как сто персидских кошек, восхитительный на ощупь бархат.
Я хочу в 18 век, хочу в этом самом зале  появиться в роскошном платье из парчи, атласа и бархата.
Белый зал и я дотрагиваюсь до клавиш  огромного белого рояля.
Малиновый зал. Изящный столик из искусственного мрамора.
- Почему зал называется малиновым?
- Потому что здесь всё малинового цвета
Дальше с помощью осязания можно оценить, какую ткань  использовали для  гобеленов, которыми обивали стены дворца, а обонянием ароматы трав и цветов , удивительно душистых. Так это вот так благоухал дворец в далёком 18 веке? Не могу не признать, что это в разы естественней и тоньше запахов современных дорогих духов.
Комната. В которой вела приёмы императрица, туалетная комната,  дальше не очень поняла словосочетание парадная спальня, но мне объясняют, что была в 18 веке такая традиция. Высокопоставленные особы при желании могли принимать гостей полулёжа в  специальных парадных спальнях.
С интересом рассматриваю белую изразцовую печь.. Затем мои пальцы ласкает крошечный кусочек ткани: образец настоящего шёлка с металлической нитью.
Тронный зал. Я держу в руках великолепную копию обитого бархатом на витых ножках трона императора Павла Первого.
- К сожалению, - рассказывает экскурсовод, - копия короны императора была сломана при тактильном изучении незрячими.
Ну, ребят. Мне, честное слово, стало даже немного неловко за своих.
Примеряю копию короны императрицы.
Всё! Не хочу быть столбовою дворянкой, хочу быть вольною царицей.
- как же корона держалась на голове? Она ведь упадёт при малейшем наклоне.
- С короной нельзя двигать головой.
- Подвергался ли дворец разрушению?
- Да, во время отечественной войны Гатчинский дворец сильно пострадал. Но все вещи, предметы, включая даже ящик для дров сохранились с 18 века.
Спускаемся по длинной лестнице в подвал. Какой пронизывающий холод! Останавливаемся перед кованной дверью с… Ого! Я отдёргиваю руку. Шипы!
Вот вам и обратная сторона медали. Вазы, камин и рояль. Атлас и бархат с одной стороны, потайной выход с кованной с шипами дверью, защищающей от нападения, с другой.
Но оказалось что и это ещё не всё. Надежда Ивановна рассказывает, что существовал не только тайный выход, но и тайная пещера, призванная укрыть  в случае нападения, мало того, был разработан тайный план эвакуации, а неподалёку располагалась тайная же лодочная станция.
Я было совсем сникла. Нет, господа, я передумала быть царицей. В моём «дворце» на шести сотках пусть и нет мраморных колонн и скульптуры, зато и над планом эвакуации никто голову отродясь не ломал,
Бедные жители дворца.
Да нет же, ничего подобного. Ура! Экскурсовод успокаивает:  - за всю историю Гатчинского дворца планом ни разу не воспользовались, а подвалом с потайным ходом и таинственно звучащим  эхом с удовольствием играли живущие во дворце дети.
Ну-ну! Так и быть, остаюсь на престоле. Подайте мне корону.
Что же касается самой Гатчины, которая, как мне очень интересно было узнать, с некоторых пол является столицей Ленинградской области, то да, лестниц много, причём везде. Говорят, в Германии, например, некоторые любители экстрима  на инвалидных колясках увлекаются тем, что покоряют на своём транспорте огромные лестницы. Что ж, в Гатчине им было бы чем занятья. Я не сторонник подобных острых ощущений, мне жалко тех, кому приходится поднимать и спускать меня. Но, знаете  сам город понравился. Здесь всё пронизано любовью, гордостью, уважением к истории. Даже ресторанчик, в котором довелось пообедать,.  называется «Павел Первый». Но, конечно, Главное, как всегда, жители города.
Куда ни пойдёшь, везде радушие от, салона красоты до музея-заповедника, И сегодня с особенной благодарностью хочется отметить Номинханову Надежду Ивановну, которая была инициатором создания макетов, пособия для незрячих посетителей музея, И Валерию Кочеткову, администратора музея, оказывающую нам во время экскурсии активную помощь.
А ещё, конечно, не могу не сказать о  прекрасном мастере из салона красоты и удивительном человеке  Светлане Баскаковой, которая, как оказалось, не только бесподобно проводит различные процедуры, делающие женщину неотразимой - в мрём случае ламирнирование бровей и ресниц, но и является так же волонтёром Общества инвалидов в Гатчине.
Судите сами, Можно ли остаться равнодушной к городу, посетив который я не только нырнула в атмосферу дворцового блеска 18 века, но и сама на некоторое время ощутила себя императрицей, ну а королевой… Королевой красоты я чувствую себя и сейчас.


Рецензии