Крещенные Пятью львами Глава 5. Бакшиш

- Корабли в пустыне, - сказал кто-то из солдат. 

Сказано было без сарказма, скорее всего, в шутку, но то, что смысл, заложенный в это выражение, касался создавшегося сейчас положения у автоколонны отряда Стеклова, участвовавшего в агитрейде с сопровождающим их взводом, это точно.

«Вооружены и опасны!», - добавил про себя к сказанному Валентин. И, представив эсминец с торчавшими во все стороны пушками и ракетами в песках, невольно содрогнулся.

Положение у них было нисколько не лучше, чем у того корабля, который по неизвестным причинам попал в пески Каракумов. На броне бронетранспортеров, боевых машин пехоты, БРДМ и ГАЗ-66-х оставался весь личный состав. Отличная мишень для врага, который может с любого удобного для себя расстояния из винтовок, пулеметов, гранатометов и минометов расстрелять всю колонну. И вина этому - задействованность двух саперов на разминировании дороги. У командира взвода сопровождения, сколько не ругался с ним по рации Валентин, был один довод: если сейчас они не обезвредят мины на дороге, то они ночью останутся в степи и, скорее всего, будут уничтожены подобравшимися к ним в темноте  бандформированиями.

Попытки убедить командира взвода, чтобы хоть на пять минут прислал сюда одного сапера с собакой для проверки, есть ли мины на обочине дороги, так и остались пустой просьбой. И теперь из-за этого, никто из личного состава отряда не мог спрыгнуть с машин, хотя бы для того, чтобы размять ноги и справить нужду.

- А в прошлом году, товарищ лейтенант, на Пули-Хумри наши ребята попали в такую же историю, - сказала наполовину высунутая из-под брони голова механика-водителя Саши Лукьянцева. – Обстреляли, несколько человек погибло, много было раненных, а потом, как оказалось, на обочине дороги не было мин.

- Ха, так тогда колонна в горах была, а не на равнине, как здесь, где все можно осмотреть на большом расстоянии, - громко прошептал пулеметчик Каплин.- Саня, если ты уж такой храбрый, то слезай с БТРа.

- Ха, не-ет, - широко улыбнулся механик-водитель, - а вдруг там действительно мина?

- А я о чем… - сплюнул ефрейтор Каплин.

Валентин, слушая солдат, всматривался в сторону первой машины колонны - БМП, на которой также, как и на его БТРе, сидели солдаты с вскинутыми автоматами. Саперы, расположившиеся в метрах десяти-двадцати от них, замерли на одном месте, ковыряясь в земле. Собака, немецкая овчарка, сидела рядом с ними.
«Значит, дело серьезное», - подумал Стеклов.

- Ой, ой, а ты вспомни, когда мы выходили из Кундуза, саперы шли на танке, четыре раза подряд подорвались, - присоединился к разговору Лукьянцева с Каплиным ефрейтор Самид Сайдудулаев. – Товарищ лейтенант, тогда уже был вечер, наша дивизия выходила из ущелья, а духи обложили минами всю дорогу. У саперов, которые шли впереди, подрыв за подрывом, и мины не какие-то там одиночные, а соединенные между собой по несколько штук…

- Да не ври! - перебил Самида Лукьянцев. – Это не там было, а в ущелье Дех Сабса, не путай. Там мины духами были расположены полукругом, по четыре-пять, соединенные проводом. Одна взрывается, а за ней сразу все другие. Никто бы из тех, кто сидел на броне, после такого взрыва живым бы не остался. Спасибо саперам.

- Э-э, зелень, хватит! – взорвался сидевший сзади за Стекловым Козьмин. – Нашли, о чем говорить. Смотрите лучше по сторонам, а то духи под ваши сказочки нас точно здесь всех угрохают, раз и навсегда. Каплин! Что оперся на пулемет, это тебе что, подушка?

Костя тут же опустил ствол пулемета и, передернув затвор, стал всматриваться в степь.

«Молодец!» - похвалил про себя старослужащего солдата Стеклов.

- Две противопехотные мины обезвредили, - высунулся из люка лейтенант Дмитрий Шевелев. – И представляешь, Валентин, - обратился он к Стеклову, - к ним подсоединены провода и тянутся в разные стороны. Вот такие вот пироги нам духи испекли. Так что бойцы, не бренчать, а смотрите внимательнее по сторонам. Скорее всего, здесь у духов вблизи есть засада, а минное поле может управляться ими дистанционно.

- Засада? – сухо кашлянул Сайдудулаев.

- А что ты думал, ефрейтор? - сверлит глазами Самида лейтенант Шевелев. – Если есть провод, то он к чему-то подсоединен, так, Каплин? – Шевелев похлопал пальцами по прикладу пулемета ефрейтора, сидевшего над ним. – Ты же у нас электрик?

- Я, товарищ лейтенант, не электрик, а киповец.

- А не все ли равно.

- Ну, разница в этом есть, я ремонтирую телевизоры, там магнитофоны, а электрики - электросети разные, - прошептал, поясняя разницу в этих профессиях Каплин. –

Ну, а если есть провод, то, Вы правы, он может быть подключен или к минам, или к какому-то управлению ими.

- Ясное дело, - улыбнулся Шевелев и тут же придавил пальцами к уху громко затрещавший наушник от радиостанции. – О-о, а вот и продолжение кино, - воскликнул он. – Оказывается, этот провод соединен с патроном от ДШК. Второй с таким же патроном, начиненным взрывчаткой, и провод тянется от них дальше. Смотрите, один сапер движется вправо от БМПэшки, а второй – влево и в нашу сторону.

Пытаясь унять дрожь в руках, Валентин потянулся к фляге и, сделав несколько глотков воды, прокашлявшись, спросил у Шевелева:

- Так, может, нам назад сдать, и пойдем по той дороге, по которой ушел из кишлака сопровождавший нас туда взвод блокпоста? Они ушли спокойно, значит, на той дороге мин не установлено?

Дмитрий посмотрел на Валентина и, стерев капли пота со своего веснушчатого лица, сказал:

- Так, Валя, та дорога идет в Кабул.

- И что? – не сводя глаз с лейтенанта, спросил Стеклов.

- Валентин, а нам нужно вернуться на блокпост, а он находится в другой стороне от Кабула, это раз. А два, разведчикам виднее. Хотя, - поджав губу, и, кивнув головой, лейтенант на несколько секунд задумался, -  а мысль неплохая. Сейчас, - и, надавив на мембрану ларингофона, обратился к абоненту, - Коля, это Шевелев из отряда, а, может, сдадим назад и пойдем через поле напрямую?

В наушниках что-то сильно затрещало, и загудел голос:

- А не пошел бы ты… учитель!

- Ясно, - улыбнулся покрасневший переводчик. – По-другому говорить, значит, не можем! – упрекнул он того командира. – Нервные мы!

- Еще три патрона с ДШК обнаружены, - трещал шлемофон. – Может, около тебя бомба, не думал?

- Так, я ж говорю, сдать задом, ну, в смысле, машинами, колонной, - поправляя на голове шлемофон, кричит в мембрану  микрофона Шевелев.

- А духи только этого и ждут, - шумели наушники. - Где-то около нас мощный заряд заложен. И, похоже, что духи не управляют им дистанционно, а мины соединены между собой только проводом. Понятно? Все, не мешай, - и треск в шлемофоне прекратился.
Покусывая нижнюю губу, Стеклов осмотрелся по сторонам.

«Неужели все так быстро и закончится?» – следя за застывшим сапером у второй машины, Валентин заметил, что все, как и он, молчали. Видно, все прекрасно слышали слова комвзвода разведчиков.

Костя повел ствол своего пулемета в сторону сапера, потом также размеренно от него вправо. Стеклов проводил глазами прицел пулемета Калашникова и невольно вздрогнул, только сейчас отметил, что от них метрах в ста, на фоне серо-желтого ковра скошенной травы видно пятно. Посмотрел на него через бинокль, это - бугорок в ширину с полметра, в высоту сантиметров на тридцать. На нем сидит зверек, он сложил верхние лапки и потряхивает ими, всматриваясь в стоявшую на дороге колонну бронетехники.

- То, наверное, суслик? – невольно вслух прошептал Стеклов.

- Не знаю. Может, кролик, у него уши, как у зайца, - сказал Костя Каплин. – Приглядитесь.

- Живой?

- Да, товарищ лейтенант. Я за ним уже минут пять наблюдаю. Их там несколько, видно, там вход в их норку.

- Только бы не окоп? – недоверчиво посмотрел на пулеметчика Стеклов.

- Не знаю, - Каплин пожал плечами.

Сапер работал уже рядом с их машиной, что давало возможность Стеклову проследить за его действиями.

Шнур, который он медленно вытаскивал из земли, был хорошо виден. Сапер двигался за ним на коленях, тыкая в землю щупом, под углом двадцать-тридцать градусов.
Земля, которую он убирал ладонями, освобождая провод, поддавалась ему, значит, была рыхлой. Выбирая пальцами ямку, он уперся на локоть и свободной правой рукой приподнял на пальцах большой патрон с пулей.

- Снова от ДШК, - сказал он и медленно положил его назад, передвинувшись на коленях поближе к нему.

- А зачем эти патроны они зарыли? - громко спросил Стеклов у сапера.

- Ну, может, чтобы при взрыве больше осколков было, и они, как можно больше, поранили живой силы, - ответил Валентину высунувшийся из люка Шевелев. – А, может, еще и мины где-то здесь врыты. Вот такой бакшиш нам душманы в отместку за агитрейд в кишлак устроили.

Через минут двадцать по линии продвижения по обочине дороги сапера на поверхности земли лежало пять патронов ДШК, соединенных между собой проводом.

По следу двигающегося сапера с левой обочины дороги были такие же находки, только между ними расстояние было в два раза больше, чем между минами-патронами справа. Собака, двигавшаяся ползком за своим хозяином, иногда поскуливала, не обращая внимания на людей, сидевших на БМП, БТРе и БРДМ.

Шар солнца начинал краснеть и все ниже и ниже опускался к горизонту.

- У меня все, - поднял руку сапер, идущий слева, - одни патроны.

- Что с ними будем делать? – из любопытства спросил Стеклов.

- Это Вы у командира разведвзвода спросите. Лучше, конечно, подорвать.

- О-па, а у меня целый снаряд, - громко сказал сапер, идущий справа. – Нет, это - мина минометная. Бойцы, спрячьтесь в броне, а то, мало ли что, и он, сев на колени, стал выбирать руками рыхлую землю.

Валентин, обтирая пот с лица, чуть-чуть высунувшись из-за люка, наблюдал за действиями сапера.

Мина, которую вытащил из-под земли боец, была немаленькой, сантиметров сорок в длину и калибра около ста двадцати миллиметров. Она была соединена проводом только с одной стороны.

- Похоже, все, - сказал сапер, вытирая пот с лица.

И только сейчас у Валентина появилась возможность рассмотреть лицо этого солдата: худощавое, с острым носом и светлыми глазами на фоне темной кожи лица.

Саперы стащили заряды к передней БМП, с мин сняли взрыватели и положили их под патроны с проводами. Сверху обложили их несколькими толовыми шашками. Было решено взорвать их, когда колонна на полкилометра уйдет с этого места.

Головная БМПэшка начала движение. Шла медленно за саперами с собаками. Когда дернулся БТР и начал догонять боевую машину разведчиков, Валентин невольно посмотрел на тот бугорок, что был справа от них. Показалось, он стал больше. Прищурился, что-то блеснуло и, толкнув пулеметчика в плечо, показав ему рукой на бугорок, вскрикнул:

- Душман!

В ту же секунду все, кто сидел на БТРе, навели стволы в ту сторону.

- Нет там ничего, товарищ лейтенант, это Вам с испугу показалось, ха-ха-ха! -  рассмеялся Козьмин.

Валентин растеряно посмотрел на него и тут же резко отвернулся.

«Только клейма мне этого еще не хватало, дембельнутый!» - подумал он.

И в эту же секунду раздался за спиной громкий щелчок по железу.

- 2 –

Принятое решение командира разведвзвода, сопровождавшего отряд в агитрейде, не вступать в бой, а уйти от него, дал возможность сохранить жизни личного состава. Это Валентин понимал прекрасно, только не мог понять другого: та пуля, попавшая в броню его бронетранспортера, была единственной или нет.

Ее щелчок хорошо расслышал Дмитрий Шевелев, сидевший на месте радиста. Он тут же передал об этом разведчикам, а те, не проверив, есть ли раненые или убитые от нападения душман, ускорили ход. А, может, это была вовсе и не пуля, а удар тем же прикладом или стволом автомата о броню?

Когда вошли в месторасположение блокпоста, Валентин в десятый раз проверил свой личный состав: все были на месте. От пули, попавшей в угол брони, осталась глубокая метка. Осматривая ее с офицерами, Валентин хорошо расслышал слова солдата Козьмина: «Наш лейтенант видно хорошо наложил в штаны».

Когда Стеклов хотел резко окликнуть этого сплетника, почувствовал резкий толчок в локоть. Это сделал Шевелев, тут же ему шепнувший: «Остановись, не наломай дров».

- Верно, - сжав руку Димы, прошептал Стеклов. – А что дальше?

- Не трожь говна… Есть такая поговорка. Придет время, оно все расставит на свои места.

- Только бы этот комок не разросся потом.

- Глупости, - улыбнулся Шевелев. – Не бери все на себя. Я тебе об этом вчера говорил, а то тебя надолго здесь не хватит.

- Ты прав, - вздохнул Стеклов. – Отряд, строиться! – скомандовал он и указал рукой вдоль стоявших машин.

Обойдя строй, Валентин поблагодарил солдат за работу в кишлаке, за выдержку во время разминирования дороги и приказал всем умыться, поужинать и ложиться спать. До подъема и выхода в следующий кишлак осталось всего девять часов.

Когда солдат распустил, Валентин пошел в сторону палаток, в которых спали его солдаты. Они с Дмитрием и с дневальным, включив фонари, стали осматривать их внутренние помещения.

- Так, что тебе здесь не понравилось? - Валентин навел на грудь солдата свой фонарь, чтобы лучше видеть его лицо.

- Две змеи было. Я их видел, вот такие вот, - и развел в ширину руки, показывая их размер.

- Они остались в палатках? Быстров?

- Так точно, товарищ лейтенант. Я доложил об этом их офицеру, а он сказал, что они здесь живут, придет личный состав, переставит палатки, а вокруг них посыплет золы. Я костер для этого весь день палил, золы немного получилось, дали для этого всего три ящика из-под снарядов. Вот там она, - и солдат показал пальцем вправо.

- Отряд, ко мне, - громко скомандовал Стеклов. – Бойцы! Дневальный Быстров сказал, что в ваши палатки заползли змеи. Чтобы они никого из вас не укусили, палатки нужно снять и найти этих тварей. Могут они заползти  и в рюкзаки, матрасы и другое белье. Только будьте осторожны. А дальше Быстров вам все объяснит. Лобетов, БРДМы подгоняйте сюда, включайте фары, чтобы было все хорошо видно. Если укусит кого змея, срочно вызывайте врачей. Мишина Наталья  Ивановна и Владиславская Жанна Николаевна, где живут в этом блокпосте, надеюсь, знаете.

- Товарищ лейтенант, а если там нет змей, можно будет наказать за это Быстрова?
Стеклов, подняв голову, стал искать, кто его об этом спросил.

- Козьмин, а мы вам можем оставить эту палатку. Хотите ее разбирайте, хотите, нет, но в ней будете спать, - обращаясь к солдату, сказал лейтенант Шевелев. – Может, змея вовсе не ядовитая, а ужик или медянка.

- А чего Вы сразу на меня так? – с возмущением прошептал Козьмин, утирая рукой нос.

- А за самоуправство и несоблюдение служебных положений буду строго наказывать, - в поддержку Шевелева вступился Стеклов.

- На кухню вместо боевых посылайте, - отвернувшись в сторону, съязвил Козьмин. – Теперь я у вас буду всегда крайним.

- Разойдись, - скомандовал Стеклов.

Дрожь в руках унял с трудом. Так хотелось сейчас ему вывести из строя этого солдата и наговорить в его адрес всех пакостей, и с каким трудом он удержал себя, чтобы этого не сделать.

Через несколько минут первая БРДМ подъехала к палатке и, включив мощные фары, осветила палатки. Вторая машина почему-то задерживалась.

Стеклов пошел к стоянке бронетехники. Около БРДМа собрались солдаты и осматривали спущенное колесо.

- Пробил его? – поинтересовался Стеклов.

- Пробили его в нескольких местах навылет, - сказал стоявший рядом с ним Сайдудулаев. – Товарищ лейтенант, - это, похоже, когда в ваш БТР пуля попала, остальные попали в колесо БРДМа. А ребята так улепетывали, что даже не обратили внимание на то, что колесо пробито.

- Не одно колесо, а два задних, - отряхивая от пыли руки, сказал механик-водитель Смирнов. – Чувствовал, что тяжело идет машина, но останавливаться, чтобы посмотреть, почему так произошло, было же нельзя.

- Не оправдывайся, - вздохнул Стеклов, - все правильно делал. Их восстановить можно?

- Похоже, нет, пожевали их сильно, - развел руки солдат. – В ГАЗ-66 возьму колеса. У нас их в запасе три штуки есть.

- Хорошо, - вздохнул Стеклов. – Тогда кинобудку вместо этого БРДМа к палаткам подгоните, пусть их освещает.

- Вот тебе и бакшиш, - присвистнул Сайдудулаев.

- Не понял? – посмотрел на ефрейтора Валентин.

- Так, товарищ лейтенант, мы, значит, в кишлак продовольствие с керосином привезли, врачи их людям бесплатную помощь оказали, а они нас за это минами и пулями угостили.

- Верно, - улыбнулся Шевелев. – А разведка, похоже, забыла подорвать те мины, которые с дороги сняли…

- Вот она, вот она, бей ее! – раздался сильный крик солдат, разбирающих палатки.
И Валентин, не мешкая, вместе со всеми бросился к тому месту.


Рецензии
Просто восхищён как все провернули и выжили:—)) с уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   12.08.2023 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.