Родина её - Армения...

            
      *******
        ***

                Глаукома. Операция прошла хорошо, я быстро поправилась, меня выписали из стационара, и направили на амбулаторное лечение в поликлинику по месту прописки. Участковый офтальмолог посоветовал поделать ряд уколов для укрепления здоровья, в частности зрения. Поскольку больничный после операции по этому заболеванию длительный, целых 30 дней, я с радостью согласилась. Радость моя длилась недолго, поскольку на работе был аврал, и мне предложили, естественно за отдельное вознаграждение, изыскать возможность выполнить эту работу, ибо только я ввиду своих знаний и опыта могла исполнить.

                Посещать два раза в день процедурный кабинет поликлиники, да и ещё в другом конце города, отнимало немало времени. Поэтому я вынуждена была обратиться к работнику данного кабинета и по её совету решила ходить к медсестре с «частной практикой», благо, что она проживала неподалёку от моей работы на соседней улице, как в народе называли в «кулацком районе». Почему «кулацкий район»? Ещё при СССР, точнее в «партийные времена, то есть при коммунистах», почти в центральной части города были построены так называемые «финские» одноэтажные частные дома, что удивительно одного проекта, а «финские» - может потому что строили финны или по их проекту, сегодня уж никто не ответит.

               Вот я на крылечке небольшого «особняка». Подняла руку и нажала на кнопку на входной двери. Прошло несколько секунд, как дверь отворилась, и в прихожей меня встретила немолодая женщина в красном платке, из-под которого виднелась прядь седых волос, глаза её излучали свет, на лице приветливая улыбка. Она была предупреждена о моём визите, поэтому без лишних вопросов предложила мне пройти в дом. Я была шокирована тем, что хозяйка находилась в инвалидной коляске, у неё не было обеих ног. Она так проворно управлялась на своей коляске, что в какое-то время я ощутила себя просто беспомощной. Провела меня в комнату, где всё было оборудовано для медицинских процедур, и как обычно бывает в больнице, пахло спиртом и лекарствами.

              За две недели моего лечения, мы сдружились. Посчастливилось познакомиться и с её супругом Геннадием, посидеть за чашкой чая и даже бокалом армянского гранатового вина. Много интересного удалось узнать о судьбе этой необычной супружеской пары. Он – русский, из Татарстана, она - из Армении, Ленинакан (Гюмри), армянка с прекрасным именем Гаянэ (в переводе с армянского - красавица). Да, да, да, из того самого Ленинакана, который сильно пострадал в результате катастрофического Спитакского землетрясения в декабре 1988 года.

       
                Вспомним эту трагедию: «7 декабря 1988 года 11:41  произошло сильнейшее землетрясение; несколько мгновений разрушительной стихии разделили жизнь людей, историю городов на «до» и «после»; мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть Армении, 25 тысяч жизней, 140 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч человек лишились крова. Всего в стихии пострадал 21 город, 350 сёл (из которых 58 были разрушены полностью)».

                Землетрясение стало общенациональной трагедией. На помощь пришёл весь Советский Союз, военные медики, бригады спасателей, среди которых был Геннадий. Он со своей бригадой разгребал завалы и спасал тех, кто остался в живых,  спас и Гаянэ. Они пережили вместе эту трагедию такого масштаба, пережили и не смогли потом расстаться. Прошло более 30 лет со дня этой страшной трагедии, а они сегодня помнят о ней до мельчайших подробностей.

Вот несколько ярких эпизодов из воспоминаний Геннадия:

        -  Разрушенные здания, похожие на скомканные игральные карты – это первое впечатление от Ленинакана (Гюмри) – вот что сохранилось навсегда в памяти. Шум, смятение. Трупы, трупы, трупы…Горе, скорбь, непонимание. Сложно всё вспоминать, но и забыть невозможно…

            Работа спасателя требует крепких нервов и устойчивой психики, но мы всё же живые люди, проблемы начались и у нас: ночью снились кошмары, не могли полноценно отдохнуть. Одного из крановщиков скорая помощь увезла в психиатричку после того, как, разбирая на завалах школы, он поднял ряд плит, под которыми был класс мёртвых детей младшего возраста. А ещё я никогда не забуду женщину, которая танцевала, обезумевшая, у трупов своих детей.

             Как-то участвовали в разборе завалов на одном из производственных корпусов: там были женщины, около 300 человек. Все оказались под завалами. Мы долго откапывали их. Тела не разлагались, поскольку был сильный мороз. Было сложно вытаскивать тела. Было принято решение оттаивать их. Это было страшное зрелище!

              Была для нас большая радость, когда смогли достать бабушку, живую. У вас было когда-нибудь ощущение, что вы спасаете жизнь? Что вы эту жизнь подарили? Без вас он мог умереть. А так всё время доставали только трупы.


            Парень из нашей группы обследовал руины и услышал стон. Чтобы добраться до неё, а она находилась на глубине больше трёх метров, он разделся до лёгкого нижнего белья. По его словам у девушки были раздавлены плитами ноги ниже колена. А это означало одно – «синдром сдавливания». «Руки или ноги, раздавленные тяжестью, отмирают очень быстро. Если не восстановить кровообращение, то уже через два часа наступает некроз. А здесь прошло несколько суток. Ноги уже давно разлагалась, будучи ещё частью тела девушки. Если её извлечь, то кровь под давлением сердца попадёт в мертвые ткани и тут же разнесёт яд по организму. Сразу откажут почки, и человек умрёт за считанные часы. Необходимо наложение жгута выше линии некроза и срочная операция по ампутации мёртвой конечности». С девушкой сделать всё это было невозможно. Ноги были зажаты «бутербродом» из плит, на разбор которых мог уйти целый день.

- А я могла быть хорошей медицинской сестрой и приносить людям пользы, - перебивает Гаянэ мужа. Одна мысль, только одна мысль  терзала её, когда она лежала там под развалинами. Не так давно она окончила медицинское училище и поступила на работу в больницу.

             - Командиром и врачом «скорой»  было принято решение проводить ампутацию на месте. Спасателю дали два армейских шприц-тюбика с промедолом, два жгута и он змеёй уполз в расщелину. Поразило, когда я увидел как обычную ножовку, которой только что пилили арматуру, несколько раз облили спиртом из канистры и замотали в обрывок простыни из «скорой», стоявшей внизу у «раскопа». Минут через пять вылез парень. Над ним склонился доктор. Что-то у него спросил. Тот ответил. Доктор начал на своей ноге что-то ему показывать. Парень кивнул. Потом ему дали сигарету, он покурил. Доктор посмотрел на часы, потом кивнул спасателю. Тот взял свёрток с ножовкой, спрятал его под нижнюю рубашку и снова уполз в расщелину.

                Томительно тянулось время. Наконец-то из расщелины показались ноги. Двое ребят тут же схватили их и начали тянуть на себя. Показалось худое тело, потом голова в каске и руки, которыми он держал какую-то серую толи куклу толи мумию. Это была девушка. Она приоткрыла глаза буквально на секунды, и наши глаза встретились, на землисто-сером цвета лице появилась слабая улыбка, и она тут же потеряла сознание. Сквозь ткань, в которую были замотаны обрубки ног, проступила темная как смола кровь. Я выхватил её из рук парня и понёс вниз, где стояла машина «скорой». Это и была  Гаянэ. Чуть позже перед отъездом я отыскал её. У неё в Армении не было никого из родни, она детдомовская. В момент трагедии что-то просыпается в человеке - я привёз её домой. Оставить Гаянэ там без ног, без крова, без родни – сам бы не смог спокойно жить с этим. Нам долго ещё ночью будет сниться один и тоже сон – землетрясение и голоса из развалин….

Не дай Бог увидеть это Вам! Не дай Бог! Не дай Бог!

*******
  ***

                Памятник, посвящённый трагическим событиям 1988 года, был открыт 7 декабря 2008 года в центре Гюмри. Установленный на общественные средства он назван «Жертвам безвинным, сердцам милосердным».

               
                На основании закона «О праздниках и памятных днях Республики Армения», принятого 24 июля 2001 года, 7 декабря в стране отмечается как День памяти жертв землетрясения. В этот день в Армении проходят траурные мероприятия, к могилам погибших возлагают цветы.

         
 
НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ ДНЕ!











Использован материал из Интернета


Рецензии