Ахриман - властитель тьмы. Глава четвёртая

               
                Анвар
 
      Средний среди братьев и самый мудрый, немногословный, рассудительный, душевный, щедрый-это Анвар. Друзья   говорили, у него сердце размером с арбуз, а я считал - уж точно со вселенную. С детства сверстники приходили к нему со своими проблемами и разными вопросами и получали точные и полезные советы.
      Анвар лучше всех играл в шахматы, а за любовь к футболу его прозвали в городке Марадоной. В школе он был круглым отличником, и мама с гордостью в конце каждого учебного года припрятывала его дневник, чтобы передать будущим внукам. Анвар отшучивался, мол внуков долго ждать придётся: ему некогда об этом думать, ведь столько дел впереди. Искренне не понимал и не замечал внимания девчонок, писавшим ему любовные записки.  Анвару было не до них, голова была занята лишь математикой.
      Всю бытовую технику в доме Анвар содержал в порядке и сам устранял неисправности. Даже соседям помогал с ремонтом стиральных машин, холодильников, телевизоров и заслужил у них звание «Мастер на все руки».
      Брат многому научил и меня. Когда я подрос, помог разобраться с компьютерным программированием. Мы с ним даже свои сайты создавали.  Он   получил потом заказ на официальный сайт от руководства алюминиевого завода и выполнил работу с блеском.
     Анвар и сам был, как ходячий компьютер. Может быть, он не прочитал столько книг, как Ховар, но эрудиции ему было не занимать.
      Братья мои как будто дополняли друг друга. Ховар - высокий, худощавый, вспыльчивый,  а Анвар ниже ростом, но крепкого телосложения, спокойный и немногословный. Мне казалось, что он мог видеть человека насквозь и понять с полуслова. Анвар - единственный среди нас, к кому отец стал прислушиваться.   Права была мама, повторяя – «дети наши самые строгие судьи».
      В Анваре рано развился талант предпринимательства.  Еще десятиклассником он открыл в нашем городке пункт по ремонту бытовой и электронной техники.  Жители городка были ему очень благодарны, ведь раньше приходилось возить технику в Душанбе или просто   выбрасывать её на свалку.
      Брат наладил работу профессионально: на законных основаниях получил лицензию, оформил документы. нашёл хороших поставщиков и все запчасти для ремонта заказывал заранее. У него появились партнёры.  Первым из нас Анвар стал зарабатывать хорошие деньги и многих ребят обеспечил работой.  Всё правильно рассчитал наш математик!
     Говорил брат редко, но метко и сам придумывал бытовые пословицы.  Заядлый футболист, он играл отчаянно, приходил после матча в порванной и запачканной одежде. Мама каждый раз сокрушалась:
« Сынок, ну почему ты такой неопрятный?» А он весело в ответ: «Нет дыма без огня, а Анвара без грязи!»
      Летом из-за жары всех мальчишек в городке стригли налысо,а Анвару эта процедура  дико не нравилась. Голова у него была такая круглая, что друзья придумали ему шутливое прозвище «Глобус на подставке». Брат не обижался. Как-то собрал в нашем саду персики сорта «арапчик», их в народе называли лысыми, и угостил друзей.
      - Вкусные? – спросил он ребят.
      - Очень! - ответили хором они.
      - А мы похожи: персик лысый и Анвар лысый, - весело сказал брат.
       Все дружно рассмеялись.
       После этого больше никто не дразнил Анвара глобусом. А мама все его «перлы» записывала в тетрадку. 
       После окончания школы брат уехал в Душанбе учиться  в университете. Его - золотого медалиста приняли на физико-математический факультет без экзаменов- по собеседованию. Он сразу стал получать повышенную стипендию, а  на третьем курсе уже преподавал первокурсникам. И Анвара в городке поначалу в шутку, а потом и с большим уважением называли муаллим - учитель.
       Он никогда не выставлял свои чувства и переживания напоказ. И других умел утешить мудрой соломоновой фразой «Всё проходит. И это пройдёт».  Маму сразу покидало беспокойство, когда она слышала простые и точные слова Анвара. Чуткий сердцем, он понимал очень многое, а математическое мышление помогало ему даже  в отношениях с близкими и друзьями. 
      Мне врезался в память скандал, устроенный  бабушкой  Салимой перед отъездом  Ховара и Веры.  И резкий взмах отцовской руки, целящий    в мамино лицо. Анвар перехватил тогда эту руку и  остановил удар. Папа Нариман подавил бешенство в себе, но дома не остался. Уехал с бабушкой в Душанбе.
        Мама, после того ужина, весь вечер не могла сдержать слёз. Анвар обнял её и тихо спросил:
        - Зачем было столько лет терпеть?  Может, с самого начала стоило уйти от отца?
      Мама в ответ горестно покачала головой:
      - Я молодая была и многого не понимала. Любила вашего отца. Без него не было бы у меня таких детей.  Вы моё самое большое богатство.
      - Нет уравнений, которых нельзя было бы решить, - спокойно возразил Анвар.-Точные науки учат правильному мышлению. Иначе, можно сойти с ума. Если вы дорожите нами, то и живите для нас. Не терзайте себя. Мы, конечно, не в папином статусе, но в решении нашего семейного уравнения – мы сильнее. Поверьте, мамочка, наше душевное спокойствие сегодня в ваших руках. А папу Наримана не изменить. Он, как аксиома. Вот такой, какой есть. Если бы ему было плохо, давно бы сам ушёл. Пусть всё остаётся на своих местах.  Поздно что-либо менять. Мы с вами, и это главное!
И мама успокоилась.
      Как-то само собой сложилось, что к Анвару нельзя было не прислушаться. Он говорил чётко, словно задачку решал.  И мне помог оправиться после того семейного скандала.  Чувствуя мою растерянность и подавленность, брат встряхнул меня за плечи и как-то особенно заглянул  в глаза:
      -  Разве можно исправить ситуацию переживаниями?  Но если поправки не в наших силах, то надо использовать произошедшее как жизненный опыт.   И не наделать в будущем таких же ошибок. Согласен?
      Я кивнул и вытер слёзы.
      Маму он упросил работать в школе только для души- на одну ставку. Убеждал, что  негоже, имея взрослых сыновей, отдавать столько сил  нелёгкому труду преподавателя. Мама долго сопротивлялась, споря:
      - Но как же ученики в школе? Они привыкли ко мне. И кадров не хватает. Можно ли так всё бросить и уйти?
      - Мамочка, ваше здоровье нам дороже.  Прошлой зимой вы сильно простыли и с двусторонним воспалением лёгких попали в больницу. И теперь в межсезонье плохо себя чувствуете, кашляете. Пожалейте себя!
      - Хорошо, дорогой муаллим, - сдалась наконец мама. Шутя, она тоже называла Анвара своим учителем. 
      Анвар успешно окончил университет и его оставили работать на кафедре высшей математики. Через год он решил поступать в аспирантуру в Санкт-Петербурге.  Выбрал этот город потому, что скучал по Ховару, а Гатчина рядом с Питером.
      Но отец поставил условие – женишься и поедешь.  Анвар не воспринимал это всерьёз. Когда понял, что папа Нариман не шутит, решил уточнить:
     - На ком жениться? Девушки у меня нет и занят я только своей математикой.
     - Я уже нашёл тебе невесту - хорошую и красивую. Дочь    известной в республике артистки театра и кино.   Она закончила музыкальное училище. А   зовут её Сарвиноз. 
     - Та-а-ак! И какой же у нас век на дворе? – подмигнув, спросил меня Анвар.  И после паузы добавил:
     - Хорошо, отец. Только, чтобы не обидеть вас, я с ней познакомлюсь и побеседую.
     Через неделю состоялся серьёзный мужской разговор. Мама с Нилуфар ушли на родительское собрание. А мы втроём остались дома. Под строгим взглядом отца я хотел было ретироваться, но Анвар остановил меня:
     - Брат, не уходи, прошу! Ты уже взрослый и вправе вместе с нами решать семейные проблемы. Мне скоро в Питер ехать, поступать в аспирантуру. Буду жить рядом с Ховаром. А ты здесь остаёшься за старшего.  Хочу, чтобы ты сейчас понял - на твои плечи ложится ответственность за семью.   
       - Я жив ещё! И старший здесь я! - стукнув кулаком по столу, вскричал отец. - Пусть Озар уходит. Один на один поговорим.
       - Отец, не могу и не имею права делать вам замечание! Мама просит быть с вами вежливым. Но уважение должно быть взаимным. Настаиваю, чтобы Озар остался. Поверьте, он знает столько, что вы даже не подозреваете. Я уже давно самостоятельный и могу отвечать за свои слова. Как обещал, я поговорил с Сарвиноз. Девушка она очень мудрая и рассудительная.  Многое мне рассказала.
       - Ну и что же интересного? - с сарказмом спросил отец.
       -  Вы живёте на два дома, - ответил Анвар, – а мать Сарвиноз - ваша очень близкая подруга. Она знает, что вы охладели к ней, но не может смириться с этим. У младшей дочери с рождения диагноз ДЦП, требуется дорогое лечение, а бывший муж сбежал от этих тягот и ничем не помогает.  Вот мать и уговаривает Сарвиноз выйти за меня замуж, чтобы удержать вас рядом и не лишится денежной помощи.
      — Это не твоё дело, - грубо отрезал отец. – С кем я живу и как, не твоя забота.
      - Отец, нелицеприятный разговор у нас получается, я это понимаю. Но Сарвиноз сама призналась -не хочет за меня замуж, потому что у неё есть любимый.  Парень её маме не нравится. Уравнение не получается ни с какой стороны. Надо искать правильное решение. Наблюдая за вашим отношением к маме и к нам, я вообще жениться не хочу.
      Я очень испугался. Папа был вне себя от злости. Тяжело дыша, он стал пальцами выстукивать на столе какой-то странный ритм и пронзал нас взглядами, как молниями. Но Анвар глаз не опустил. И отец решил «оправдаться» :
     - И ты поверил? Сарвиноз наговаривает на меня, чтобы выйти замуж за своего лоботряса-музыканта. Да, я помогаю её матери. Делать благое дело – предписано свыше.
     - Отец, успокойтесь!  Мне всё равно, кого любит Сарвиноз. Но она   вены себе собралась вскрыть, если б вынудили её выйти за меня замуж. А это уже трагедия для всех нас. Всё ясно, как дважды два четыре. Благое дело, папа, делается не взамен каких-то услуг. Я договорился с Сарвиноз и сам буду помогать её маме с сестрой. А вы деньги, которые отдаёте в их семью, потратьте лучше на нашу маму. И на дитя Ховара, ведь скоро будете дедушкой. Выходит, за всё отвечать придётся не только в этой жизни, но и в будущей.
     - Ты закончил? Теперь послушай меня, дорогой философ-математик, - сдерживая гнев, произнёс отец. – Мы с мамой сами разберёмся в наших отношениях. Жена и должна всё терпеть, не тебе тут законы устанавливать. Где и с кем бы я ни был, всегда возвращаюсь домой. Я мужчина! И этим всё сказано! Никому от меня плохо не было. 
     - Вы считаете никому? А тётушке Парвин? А  Халиме Ахмадовне?  А...не буду всех называть. Вам удобно так жить. Что ж, не будем мешать. Мама любила вас, верила, что всё образуется, терпела и терпит всё ради нас. Осталась у неё пустота вместо любви. Будь  рядом Ховар, он сказал бы словами любимого Ремарка:
      «Самое сильное чувство — разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть… после них остается хоть что-то в душе, после разочарования — пустота».
      - И где теперь Ховар со своим Ремарком? Мог бы стать дипломатом. Пьяница, сбежавший куда-то в холода из родного дома. Думает, чужбина его согреет?
      - Отец, вы как будто о чужом человеке говорите. Во всём случившемся надо искать и свою вину. Если бы вы сперва думали о своих детях, а потом о чужих, всё могло быть по-другому, - спокойно ответил Анвар. -  Деньги в помощь семье Сарвиноз будет относить Озар. Всё равно бы так было, если б я женился на ней. Хороший вы придумали ход конём! Или одним выстрелом сразу двух зайцев пристрелить!
      -  Ну ты благодетель! Меня хочешь проучить? Для чего ты это делаешь? Решил опозорить отца? У каждого мужчины свои секреты. А ты решил напоказ мои «грехи» выставлять?
      - Папа, вы бы всё равно перестали помогать той семье. Потому что долго никого рядом не терпите. А себя и свои желания ставите превыше всех и всего. Как, извиняясь, сказала Сарвиноз, кроме себя вы никого не любите. Получается, она права?
      - Всё, ничего не хочу слышать! Замолчи! Носите мою фамилию, едите мой хлеб, живёте в моем доме и меня же поучаете?! Неблагодарные! -В глазах отца блеснули злые слёзы. Он махнул на Анвара рукой, как бы отталкивая от себя, и сквозь зубы процедил:
    – Второго сына потерял…
     Встал из-за стола и медленно направился к двери. Думал, остановим его, но мы промолчали...
     Для меня этот разговор был откровением. Никогда не думал, что мой немногословный брат отважится вразумлять отца.  Теперь я понял, Анвар — главный стержень нашей, лишь с виду благополучной, семьи. И моральный, и материальный стержень.
     Перед отъездом Анвар дал мне поручения по своему цеху. Там вся работа была прекрасно налажена. Он сам начинал школьником свою предпринимательскую деятельность и поверил в мои способности. Счёл, что это будет хорошей жизненной и трудовой практикой.
     Отец после того откровенного разговора приходил домой поздно и ни с кем не общался. Когда мама спрашивала, что случилось, отвечал, что устаёт на работе.
     Через неделю Анвар уехал в Питер. Мама много гостинцев передала для Ховара и Веры. А Анвару собрала побольше тёплых вещей – сама вязала их из овечьей шерсти. Для своего первого внука она готовила приданое.
       Все три года учёбы Анвара в аспирантуре мама со всеми, кто ехал в Питер из Зарнисора, передавала ему и семье Ховара посылки. Однажды в Питер собралась её ученица Заррина, теперь уже выпускница экономического факультета университета.
      Мы замечали, что она ещё со школы смотрит на Анвара влюблёнными глазами и заливается румянцем при встрече. Мама молилась, чтобы и Анвар обратил внимание на эту   чудесную девушку.   Дружеские встречи в Питере помогли им сблизится, а потом понять как дороги оба друг другу.
    Странно, но этому был рад и отец. Постаревшая бабушка Салима и тёти опять зачастили к нам в предвкушении скорой свадьбы. Заррина и Нилуфар подружились и мы все сплотились вокруг мамы.
      Заррина была дочерью начальника таможни на таджикско-узбекской границе. А её мама заведовала детсадом, где когда-то работала тётушка Парвин. Родители были рады выбору дочери. Гордились, что Заррина выходит замуж за сына муаллимы Садбарг Умаровны.
     Все в городке ждали пышную свадьбу. Но молодые решили устроить лишь семейный вечер с родными и провести обряд никох (венчание)дома, а деньги потратить на расходы по обустройству жизни в Санкт-Петербурге. Анвар сказал, что впереди целая жизнь и будет много поводов собираться на празднествах. Теперь и по закону не разрешали проводить помпезные свадьбы. Наш математик решил тратить деньги с умом.
    Сторона невесты с этим согласилась. А вот папа Нариман был категорически против. Но брат в конце концов убедил и его. Отец всё же настоял организовать плов для соседей нашей улицы и венчание в мечети.
     Бабушка никак не хотела с этим смириться. Она требовала соблюдение старинного обряда, чтобы попросить у биби мушкилкушо - госпожи разрешительницы затруднения поддержки и благословения.  Потом провести помолвку, венчание и все предсвадебные мероприятия. И конечно же торжественную свадьбу.
     — Это первая свадьба в твоей семье, - говорила она отцу. - Сделай так, чтобы долго все праздник вспоминали.
      Но приехал Анвар и всё отменил. Он вручил бабушке Салиме деньги и попросил, чтобы она обряд мушкилкушо провела у себя дома, мол, бог услышит её молитвы в любом месте. Отец очень обиделся, вечером стал налегать на спиртное. Это могло закончиться скандалом, но Анвар  сумел убедить   отца с бабушкой и проводил их в Душанбе.
     Мама не стала отговаривать Анвара и повторяла без конца: «Главное будьте счастливы!»
     Приехали Ховар с Верой и сынишкой Данияром.  Нилуфар малыша с рук не спускала,целовала и радовалась,как собственному сыночку. Мама ходила счастливая. Вераджон с Зарриной дружно ей помогали по хозяйству. Вере Заррина понравилась ещё при встрече в Питере. И в том, что Анвар смог увидеть в Заррине своё будущее, была и её заслуга.
     Поздравить молодых приехала и Сарвиноз с мужем Рахимом. Они наполнили музыкой наш дом,исполнив известную песню «Мухаббат» из кинофильма «Сыну пора жениться».   Рахим играл на гитаре, Сарвиноз солировала, а все собравшиеся дружно подпевали.
     Наша младшая сестричка Нилуфар была на седьмом небе от счастья: всё как в детстве!  И нас стало ещё больше. Она кружилась в танце, прижимая к себя Данияра, и, наверное, мечтая собрать нас всех когда-нибудь на своей свадьбе.  Никто и подумать не мог, что судьба не позволит Нилуфар стать в будущем счастливой...
    Продолжение следует


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.