Вайбер 58. Святой Феодосий такого не писал

14 июля 2019 года

Александр Сорокин: А Вы знаете судьбу Софии из Тирасполя и старца Феодота? Кстати, священники того времени понимали, с кем имеют дело, когда общались с Феодотом Феодоровичем?
Н.П.: Судьбу? Что это такое?
Александр Сорокин: Ну что с ними дальше стало. Или оборвали общение и все? А чем Вам слово судьба не нравится? Языческий смысл? Ну я это понимаю как биографию человека.
Н.П.: После развала СССР не имел возможности ездить в Москву. Последний раз мы виделись в 1990 году, когда светлой памяти Феодот Феодорович приезжал ко мне. Мы вместе ездили в Тирасполь на могилку его родителей. Были вместе у Софии.
Это была последняя встреча.
В ноябре 1995 года я у церкви в Бендерах столкнулся со Степаном (в доме которого Ф.Ф. имел свою комнату, когда приезжал). Он сообщил мне, что Феодот Феодорович умер в Загорске (Сергиев Посад). Не было возможности его расспросить о подробностях. Больше я информации никакой не получал.
Время было тяжкое, возможностей к кому-то поехать, что-то узнать не было.
То же с Софией.
Последний раз заехал к ней на несколько минут в 1994-м году летом.
Года два назад пил с ней чай, будучи у нее в гостях, в видении. Она была празднично одета в светлое в цветочки деревенское платье со светлой косыночкой. Сидели мы за столом, покрытым вышитой скатертью. В жизни на земле она всегда была вся в черном и с черной косынкой. Дома у нее все было по минимуму. На кухне на столе скатерти не было. Скатерть она постилала только на молебен под иконами.
Феодота Феодоровича видел в видении, подобно тому, как видел апостола Луку: в грубовязаном длинном пальто серого цвета, волосы на голове были длинные, собранные сзади, как носят обычно православные батюшки, спадающие на плечи (на земле он всегда был аккуратно подстрижен). В левой руке у него был деревянный посох, немного выше плеча. Он кого-то внимательно высматривал, поворачивая голову то влево, то вправо. Потом резко повернувшись налево, удалился. Конец видения.
Я понял, что Господь принял его, как Своего апостола, каким он и был по жизни. Он, кстати, мне говорил, обнимая меня за плечи, что Господь примет нас, гласящих Его Евангелие, как равноапостольных.

14 июля 2019 года

Н.П.: Ты недавно обмолвился, что сынов противления русские князья, имевшие еще в ту пору разумение, должны были поубивать. Бог запретил людям убивать. Написал "людям", имея в виду их собственное произволение. Бог иногда приказывал умертвить потерявших всякую человечность людей (например, амаликитян), но это было исполнение слова Божия, а не собственное произволение.
Александр Сорокин: Неужели сыны противления, которые вносили ереси, губя души людей, распиная христиан, травя ядами князей и бояр, втравливая страну в войны, такового не заслужили? Да за одного умертвленного по их обрядам ребенка, надобно всех, кто к этому хоть как-то причастен, казнить без сожаления. По сути, геноцид русских 20-го века - их рук дело.
Н.П.: Неисполнение воли Божьей есть то же, что идолопоклонство.
Александр Сорокин: Почему русские должны платить миллионами жизней за их бзики и психиатрические отклонения?
Н.П.: Война это другое дело. Здесь же речь идет об убийцах в своей стране. Что сделал Бог с Каином? Это нам в научение.
Александр Сорокин: Не знаю, мне все время кажется, что мы, русские, слишком мягко и ошибочно к ним относимся. Вот и выращиваем этих неисправимых Бого- и человекоубийц. Даем им вырасти экономически и политически
Н.П.: Если будет на то воля Божия, то Он сообщит ее нам. Тогда ее следует будет выполнить, не глядя ни на какие человеческие ценности.
Н.П.: Все дело для человека есть исполнить волю Отца. Для этого он живет.
Александр Сорокин: Надо было так построить систему на Руси издревле - либо их выселить до единого, либо никакого хода в бизнес и власть.
Н.П.: Да, это уже совсем другое дело. Поселили их из-за собственной выгоды. Хотели денег.
Александр Сорокин: Убивать да. Это нельзя. Но выселить можно. Это Богом не запрещено.
Н.П.: Вот и получили их, но вместе с ними и новых "граждан", которые оставались врагами страны, принявшей их.
Александр Сорокин: Мой неверующий друг когда распаляется насчет "сам лично бы казнил", я говорю при этом - тогда бы ты сам стал как они и даже хуже.
Н.П.: Так в царское время и делали (не казнили, но только высылали), однако, потеряли меру. Ленина выслали... Так сейчас чуть ли не каждый мужик желал бы хоть месячишко быть таким высланным. Ходить каждый день с ружьишком на охоту да рыбку ловить на удочку по полведра за полчаса. Там ведь в озерах рыбы было немерено.
Александр Сорокин: Перемягчили.
Н.П.: А вот коммунисты как выселяли!  Вывозили поездом в чистое казахское поле, где на триста километров не было ни души, и там оставляли. Почти все умирали.
Бедные люди! За то, что папа, которого уже давно расстреляли, закончил лесотехническую академию и работал когда-то лесничим, или за то, что мама работала до революции учительницей, а семьи тех, кто служил в лейбгвардии, просто всех расстреливали. Так, знал я одну монахиню, матушку Алевтину, родственницу святого царя-мученика, Николая 2, так ее отца привязали к доске и засунули в реку под лед, остальных расстеляли, а ее, как маленькую девочку, отдали в спец.детдом, где дали другую фамилию (Кремлева) и пытались из нее вырастить коммунистку. Да вот, детская память сохранила эти страшные картинки потери родных, стала тайной монахиней.
Александр Сорокин: Ага. Он еще мог себе служанку нанять. И кормили его бараниной и шанежками. Как жаловалась Крупская. Можно сказать, проворонили этих зверей в человеческом обличье. Надо было так: замечен в рев.деятельности - депортация куда хочешь пожизненная. В Россию доступа нет. И явно перемягчили и проворонили с публицистикой. Надо было газетчиков вместе с издателями высылать. И открывать вместо них христианские газеты.
Н.П.: Эх! Нам теперь рассуждать... Тогда был уклад жизни такой. Иначе просто не мыслили. Пример. Красноярским краем управляли несколько человек (в т.ч. пару полицейских). А теперь... На каждого русского хотя бы один соглядатай. Так было при мне, теперь, думаю, не лучше. Для них главное это овец держать в узде. Денег они на отряды быстрого реагирования не пожалеют. А армия им не нужна. Зачем им охранять государство, враждебное им? Думаю, однако, нам надо поступать с ними так, как поступил бы с ними Иисус.
(До сих пор бес крутился рядом со мной. В этот же момент, когда я упомянул имя Иисуса, мы вошли в светло освещенное помещение небольшого дома с белыми побеленными известью стенами. Вначале бес забежал за нами и улегся на полу. По упоминании имени Иисуса, он выбежал из дома наружу. А при дальнейшем продолжении беседы о важности веры в Господа Иисуса Христа, бес вообще исчез).
Вот чего демоны, живущие в них, не смогут перенести.
Александр Сорокин: Сейчас, кстати, в армию российскую вкачали огромное количество денег. Треть бюджета страны уже который год. Поставки новой техники, военные заводы заработали, там хорошо платят. Солдат хорошо кормят - шведский стол. Супы и второе на выбор. Жесткий контроль за дедовщиной. Солдат чуть не ежедневно осматривают на предмет синяков. Служат теперь год. У военных зп хорошая. Платят регулярно.
[Н.П.: Саша, я знаю, что такое армия. Три года отдал. Год службы это баловство. Солдат становился солдатом только на 3-й год службы. На них все и держалось. В том числе и дисциплина.
Александр Сорокин: Можно сказать, сейчас армию в России подняли с колен. У меня много знакомых военных. Все довольны.
Н.П.: Я был также спортсменом. Знаю, что никакие способности не сделают мастером человека за один год.
Александр Сорокин: Главное - матснабжение и порядок. Небо и земля по сравнению с Ельциным.
Н.П.: Они боятся армии. Поэтому уменьшили ее на сколько возможно. А потом дали пряник и одновременно зарубили боевую подготовку. Это разложение армии, а не ее восстановление.
Александр Сорокин: Возможно. Но отзывы самих военных хорошие.
Н.П.: Давний метод манипуляции. Выгнать всех неугодных, а оставшемуся меньшинству кинуть пряник.
Александр Сорокин: Тут на телеканале "Звезда" каждый день показывают новые разработки - танки, пушки, установки. Все обновляется, чинится. Поступает в части.
Н.П.: Хорошо было бы ввести в армии капелланов, т.е. военных священников.
Александр Сорокин: Насколько я знаю, такое уже есть.
Н.П.: Богослужения. Божественные Литургии. Чтобы каждый желающий мог приобщиться Христа. Ввести работу миссионеров, чтобы евангелизировать наше угрюмое невежество.
Александр Сорокин: Вот, нашел статью об этом: "Капелланы в российской армии: комиссары или целители душ?

Недавно в Военном университете Минобороны РФ состоялся первый официальный выпуск военных священников. Пятнадцать человек, которые получили должности штатных помощников командиров соединений и воинских частей по работе с верующими военнослужащими. Месяц они проходили специальную подготовку, а вскоре отправятся в части".
Н.П.: Только со Христом есть настоящее войско, которое не собственной силой, но силой Божьей будет сильно, отдавая себя за други своя. Верующий воин выше по службе даже монаха. Так сказала Божья Матерь в одном из Своих явлений. Только Иисус Христос должен быть первым в сердце солдата, только за Него и за друзей своих стоять именем Иисуса Христа! Такая армия будет непобедима. Для воина смерть является реальностью, а значит Царство Небесное для него ближе некуда. Верующие Иисусу Христу воины стоят на границе Его Царства и своей Родины. И хранят они свою Родину больше не своим оружием, а своей верой.
(Здесь бес совсем исчез).
Кончился заряд в батарее. Пишу с компьютера.


Александр Сорокин: Когда смотрел сеансы экзорцизма русского православного священника на Ютубе, обратил внимание, как истерично и страшно кричат бесноватые. Да я и лично слышал, как они орали в Дивеево у мощей прп. Серафима и у иконы, примыкающей через стену к мощам блж. Матроны Московской. А у ТБ Джошуа это получается эдак легко и весело, с шутками, с улыбкой на устах. Я бы прям сказал - кинематографично. И поведение бесноватых немного иное. Не такое истошное, что ли. Интересно, это связано с особой харизмой ТБ Джошуа? Но и его помощники тоже так изгоняют. А у нас все это происходит гораздо драматичнее, вопят сильнее, с надломом. Православная ментальность?
Н.П.: Главное это вера. Сила веры может быть такой, что мельком сказав, можно передвинуть гору. Так было с св. прп. Павлом Фивейским. Во вторых, это ментальность церкви, где человек находится. Вспомни, что ответил Господь Кенету Хейгину о исцелении его матери: она умерла, потому что в ее церкви не верили в такие явления. Господь ничего не мог сделать, хоть маленький сынишка со слезами умолял Его исцелить его мать. Конечно, играет роль и харизма целителя. ТБ Джошуа пророк Божий, а молитва пророка сильнее молитвы целого народа и его церкви. Это надо понимать. Нельзя сравнивать человека, поставленного Самим Богом, с кем бы то ни было поставленным через человеков. Пророк Илия посмотри, что делал! А, ведь, в его время были и священники и даже первосвященник и целая церковь. Бог послушал лишь Илию.
И ещё одно. Очень важное. Поместные церкви также утверждены в Боге по разному. Первой утверждена в Боге церковь католическая. Это дом, где живёт Божья Матерь. Вторая церковь православная. Это времянка в огороде Божьей Матери. Почему? Они сами вышли из Ее дома, отвергнув догмат Ее Непорочного Зачатия. Третьей утверждена в Боге протестантская церковь. Они построили себе шалаши в огороде Божьей Матери, т.к. вообще отказались от Ее почитания. Соответственно этому бесы имеют доступ к верующим от края к центру. У протестантов чаще всего болезни вызываются бесами. У православных их уже меньше в болезнях. Болезни тут чаще есть посещением Божьим. У католиков же болезни в основном есть посещение Божие, т.е. действие Промысла Божия, дар Божий страдать за других и за весь мир. Естественно, потому у католиков мало бесноватых по сравнению с другими церквями. У них также гораздо реже случаев исцелений, т.к. чаще всего болезнь у католика это дар Божий. К сожалению, об этом сейчас мало говорят, ибо дипломатия так влезла в образование духовное, что часто диву даёшься: священник это или политик? Их учат в семинариях не слову Божию и его неукоснительному исполнению, а каким угодно светским наукам и теологии. Ну а о дипломатии я уже молчу. Она дала возможность встречаться главе церкви с кем угодно, а вот своему родному верующему добраться до епископа нелегко. Я это знаю по работе в курии. Короче, как и предупреждали святые отцы Церкви, перед концом света будет чрезвычайное обмирвщление церкви. В любом случае, Слава и благодарение Господу за Его великий дар нам, Церковь Его Святую, живёт Которая в церкви земной. Корабль спасения, безбедно доставляющий доверившихся Богу к пристани Царства Небесного. Слава Иисусу Христу!

Александр Сорокин: http://www.unavoce.ru/library/lyalin_theodosius.html
Вот, нашел хорошую статью о преподобном Феодосии Печерском и о приписываемом ему сочинении. Хороший пример того, как манипуляторы закладывали бомбу для дальнейшего раскола Церкви:
"Дмитрий Лялин
Святой Феодосий Печерский и "Слово о вере крестьянской и латынской"
Среди арсенала антикатолических произведений в России довольно популярен древний, по российским меркам, текст под названием "Слово о вере крестьянской (христианской) и латынской". Автор этого сочинения ("Я, Федос, худой монах", как он сам о себе говорит) рассказывает о том, что был научен родителями "вере же латынской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать... ибо неправо они веруют и нечисто живут". Далее он перечисляет множество претензий к "латинянам" - они, де, едят вместе с псами и кошками, пьют свою мочу, едят ящериц, мертвечину и бобровый хвост, хоронят мертвецов ногами на запад, называют Святого Духа исходящим от Отца и Сына и т.д. При этом автор ссылается на отцовские наставления.
Вероятно, не стоило бы тратить время на разговор об этом сочинении, поскольку в наше время мало кто серьезно отнесется к обвинениям в поедании ящериц и бобровых хвостов. Разве что пожмут недоуменно плечами, или покрутят пальцем у виска.
Однако, сочинение это часто приписывают св. Феодосию Печерскому, весьма почитаемому святому не только в Русской Православной Церкви, но и в Католической Церкви (память его отмечается 16 мая). В Паисьевском списке текст имеет заглавие "Слово святаго Феодосья, игумена Печерьскаго монастыря о вере крестьянской и о латынськой", а в Новгородско-Софийском списке фигурирует, как послание св. Феодосия к князю Изяславу, сыну Ярослава, внуку Владимира.
Неужели же действительно св. Феодосий, известный подвижник, ученик св. Антония Печерского, один из основателей Киево-Печерской Лавры, учредитель иноческого общежития в русских монастырях, является автором указанного выше антилатинского поучения? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Об авторстве "Слова" писали многие русские церковные и светские историки. Собственно, как писатель св. Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074) был открыт в 40-50 гг. XIX в. Ему было приписано более двадцати произведений, из которых около половины вскоре были признаны приписанными несостоятельно, о некоторых других же спор продолжался. В числе спорных оказалось и "Слово".
Известный русский православный историк Церкви Е. Голубинский высказал мнение, что "Слово" принадлежит не св. Феодосию Печерскому, а Феодосию Греку, который действительно был греком по происхождению и жил на век позже. По стечению обстоятельств Феодосий Грек также был игуменом Киево-Печерского монастыря, а киевского князя, правившего в его время, также звали Изяславом, и был он внуком Владимира (Мономаха). Вот только отец у этого Изяслава был не Ярослав, а Мстислав. Неудивительно, что при таком количестве совпадений произведение Феодосия Грека могло быть принято за произведение св. Феодосия.
Позже, это мнение Е. Голубинского было поддержано другими историками - А. Шахматовым, А. Ляшенко, Г. Бельченко, А. Кубаревым, П. Мартыновым, Д. Приселковым, К. Висковатовым, Г. Подскальским, А. Назаренко.
Прежде всего в "Слове" настораживает резкий тон полемики, плохо совпадавший как с характером самого св. Феодосия (насколько он нам известен), так и с общей обстановкой того времени. Св. Феодосий родился и прожил половину жизни во времена до Великого Раскола, когда активной антилатинской полемики на Руси еще не велось, не говоря уж об отце св. Феодосия, который, естественно, родился еще ранее.
Датой Великого раскола считают 1054 год, когда в Константинополе произошел конфликт между папскими легатами, возглавляемыми кардиналом Гумбертом и константинопольским патриархом Михаилом Керулларием. Однако дата это в значительной мере условна, современниками этот конфликт ни в коей мере не воспринимался, как окончательный раскол между Востоком и Западом. Так например, остальные три восточных патриархата продолжали поминать в своих диптихах Римского Папу и после взаимных анафем Гумберта и Керуллария, поскольку анафемы касались не Церквей, а лишь конкретных лиц. На Руси отношения с Западом еще долгое время продолжали оставаться такими же, какими были до 1054 года.
1036 - 1054 годы - это годы правления в Киеве князя Ярослава Мудрого, имевшего тесные и дружественные отношения с западными христианами, а также многочисленные родственные связи с западными правителями. Сестра Ярослава стала польской королевой, трое сыновей женились на западных принцессах, и три дочери вышли замуж за западных королей. Митрополитом Киевским Ярослав поставил монаха Илариона. "Повесть временных лет" говорит об этом так: "Постави Ярославъ Лариона митрополитомь русина въ святеи Софьи, собравъ епископы". Поскольку Иларион был первым русским митрополитом, а не митрополитом-греком, и у нас нет сведений о его утверждении в Константинополе, многие историки считают, что он был поставлен без согласия Константинопольского патриарха. Иларион был ближайшим соратником Ярослава Мудрого, всецело разделял взгляды киевского князя и был свободен от каких-либо антилатинских настроений. В своей "Похвале Владимиру" Иларион пишет: "Хвалитъ же похвальными гласы Римъскаа страна Петра и Павла, имиже вероваша въ Иисуса Христа, Сына Божиа"3. Рим назван первым в ряду наиболее крупных и известных христианских городов. Илларион далек от того, чтобы отрицать его первенство и православие. Там же читаем литургическую форму: "Христосъ победи, Христосъ одоле, Христосъ въцарися, Христосъ прославися!", которая, по сути, является почти цитатой широко распространенной на Западе, но неизвестной в практике Византийской церкви, формулы: "Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat". Формула эта особенно часто использовалась при тогдашнем французском дворе. Поэтому предполагают, что Иларион мог принимать участие в одном из посольств, которыми обменялись в 1048-1051 гг. Киев и Франция по случаю бракосочетания французского короля Генриха I и Анны, дочери Ярослава Мудрого.
Интересно, что Иларион положил начало Киево-Печерскому монастырю. После его избрания митрополитом в пещере, где он жил, поселился св. Антоний Печерский, основавший здесь монастырь, и ставший его первым игуменом. Кстати, и у св. Антония, который был учителем и наставником св. Феодосия Печерского, мы так же не находим антикатолических настроений. Не находим их и у младшего современника св. Феодосия, у св. Никиты Новгородского, еще одного монаха Киево-Печерского монастыря. Из Жития св. Никиты мы знаем, что став епископом Новгорода, он радушно принял у себя прибывшего с Запада св. Антония Римлянина. В этой обстановке резкие антилатинские высказывания автора "Слова" звучат явным диссонансом и никак не вписываются в общую картину отношений тогдашней Руси с Западом.
Не соответствуют они и отношениям между св. Феодосием Печерским и князем Изяславом Ярославичем, насколько эти отношения известны нам из Жития св. Феодосия. А Житие сообщает нам, что "блаженный Феодосий пользовался большой любовью и христолюбивого князя Изяслава, занявшего княжеский престол в Киеве после своего отца Ярослава. Изяслав часто приходил к преподобному насладится его боговдохновенной беседой" и далее "...С этого дня Изяслав еще больше привязался к святому и, видя в нем человека, подобного древним святым отцам, стал во всем руководствоваться его советами". Когда же князь Изяслав был изгнан из Киева своим братом Святославом, "преподобный Феодосий начал беспрестанно обличать князя Святослава в том, что он не по праву сел на братний престол" и "молился Богу день и ночь о христолюбивом князе Изяславе и на церковных службах приказывал поминать его, как законного Киевского князя и старшего брата, а Святослава, как незаконно севшего на братний престол запрещал поминать в своем монастыре". О том, что св. Феодосий когда-либо упрекал князя Изяслава за его связи с латинянами или учил его "вере латынской не приобщаться" Житие ничего нам не говорит. Более того, оно приводит фразу св. Феодосия, в которой он называет Иисуса Христа Сладчайшим. Этот эпитет по отношению ко Христу широко употребляется западными христианами и почти не используется на Востоке.
О князе Изяславе Ярославиче, о котором Житие св. Феодосия говорит, что он во всем руководствовался советами Феодосия, из истории нам известно, что он был сыном шведской принцессы Ингигерды (Ирины) и от своего отца Ярослава Мудрого унаследовал лояльное отношение к западным христианам. Вторым браком он был женат на Гертруде, дочери польского короля Мешко II Ламберта. Известно, что и после заключения брака Гертруда оставалась ревностной католичкой. Сохранился ее латинский молитвенник, молитвы в который записывались в течение длительного времени, в большинстве своем - в 70-80-е годы. В нем находим мы и молитвы за Римского Папу и Символ Веры с характерным для Католической Церкви "от Отца и Сына исходящего" (т.е. Filioque). Сам Изяслав, супруг Гертруды, где-то между 1076 - 1078 годами делал вклад в кафедральный собор в польском городе Гнезно - покров с молитвенной надписью на раку св. Адальберта. Признавал Изяслав и главенство Римского епископа. Будучи изгнан из Киева своим братом Святославом, он аппелировал к Римскому Папе Григорию VII. Он послал в Рим своего сына от Гертруды Ярополка-Петра с поручением отдать всю русскую землю под "покровительство св. Петра". В ответ на это посольство Папа написал письмо к польскому королю, в котором поручил ему оказать помощь Изяславу в деле возвращения Киевского престола. Сын Изяслава Ярополк-Петр до самой своей смерти оставался особым почитателем Первоверховного Апостола: он построил в Киеве церковь во имя св. Петра и на своих монетах чеканил изображение этого апостола. Позже князь Ярополк-Петр был причислен Русской Православной Церковью к лику святых (его память празднуется 21 ноября).
Так же надо добавить, что рассказ автора "Слова о вере крестьянской и латынской" о своих родителях не очень совпадает с тем, что мы о них знаем из Жития св. Феодосия Печерского. Рассказывая о нравах "латынян" автор "Слова" ссылается на наставления родителей, в особенности отца. Поучения отца приводятся очень подробно. Но из Жития св. Феодосия нам известно, что отца он потерял довольно рано (ему было тогда ок. 13 лет). Сомнительно, чтобы он в таком возрасте был способен так подробно запомнить отцовские поучения. Отношения же с матерью были у св. Феодосия очень сложные и отнюдь не идиллические. Еще одним аргументом против авторства св. Феодосия Печерского является фраза "Ибо нед;ля не наричется нед;ля, якоже вы глаголете, нъ пьрвый день всея нед;л; наричется" ("Неделя - это ведь не неделя, как вы говорите, но первый день всей недели"), содержащаяся в "Послании о неделе". Это "Послание" находится в одной рукописи со "Словом" и принадлежит тому же автору. Дело в том, что славяне Киевской Руси словом "неделя" называли и всю неделю и первый ее день, т.е. воскресенье. Автор "Послания" говорит своим читателем, что день этот следует называть воскресным, поскольку Христос воскрес в этот день из мертвых. Словосочетание "как вы говорите" показывает нам, что его автор, скорее всего, сам не был славянином. В устах русского оно выглядит странно, а вот в устах грека - вполне естественно.
Да и перечень обвинений в адрес латинян очень сильно совпадает с подобными перечнями из более поздних византийских полемических сочинений, таких как "Слово об опресноках" Иоанна Клавдиопольского и "Вины латинской Церкви" Константина Стилва. Считать эти сочинения возникшими под влиянием "Слова о вере крестьянской и латынской" нельзя, это противоречило бы обычному направлению культурного взаимодействия между Византией и Киевской Русью. Скорее наоборот, произведения Иоанна Клавдиопольского и Константина Стилва послужили основой для автора "Слова".
Весомым аргументом против авторства св. Феодосия Печерского является и то, что самые древние рукописи "Слова", приписывающие авторство св. Феодосию, относятся лишь к XV веку. До этого в антилатинской полемике никто на св. Феодосия не ссылается, что, учитывая авторитет святого на Руси, выглядит более чем странно. Даже после того, как московский князь Василий Темный отверг Флорентийскую унию, а сторонник унии митрополит Исидор Киевский был сначала брошен в темницу, а потом бежал на Запад; даже после того, как в Москве, без согласия Константинопольского патриарха, на митрополичий престол был избран епископ Рязанский Иона и отношения с Константинополем оказались разорваны, ни московский князь, ни сам Иона в оправдание своих действий не ссылаются на св. Феодосия Печерского. Хотя это был бы очень сильный аргумент в их пользу. Любопытно, что и монахи-редакторы первопечатного Печерского патерика не включили "Слово о вере крестьянской и латынской" в состав своего издания, видимо, не считая его произведением св. Феодосия.
Как видим, совокупность приведенных аргументов (а мы привели далеко не все существующие аргументы) ясно показывают нам, что св. Феодосий Печерский не мог быть автором антилатинского сочинения, известного под названием "Слово о вере крестьянской и латынской".
 
1 Н.В. Понырко. Эпистолярное наследие Древней Руси. Спб., 1992, с. 16
2 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155 и след.
3 M;ller L. Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis. Nach der Erstausgabe von 1844. (Slavistische Studienb;cher 2). Wiesbaden, 1962. S. 99 folg. См.: Молдован А. М. "Слово о законе и благодати" Илариона. Киев, 1984. С. 91.
 

Первая публикация: журнал "Дом Непорочного Сердца", 4 (7) - 5 (8) 2011.

Н.П.: Спасибо. Хорошая работа. Вот еще написал.
http://www.proza.ru/2019/07/15/799
Александр Сорокин: Ок. Прочитаю. Хороший математический расчет. Очень наглядно. И про вину до третьего колена ненавидящих Меня - очень выпукло. Я сам впервые понял эти слова. Видно, что теперь тему додумали.
Н.П.: До четвертого колена. Значит три колена сверху рассматриваемого.
Александр Сорокин: И я очень хорошо понял про то, почему некоторые злодеи здравствуют.
Н.П.: Да, к сожалению, я не перевел в свое время этого письма святой Бригитты. Теперь не могу его найти. Там Господь очень четко по категориям людей отвечает почему Он одним дает долгие лета жизни, а другим нет.
Александр Сорокин: Единственное - наверное тем, на кого падает зло от таких "благополучных злодеев", немного обидно. Он творит зло, а ему все нипочем.
Н.П.: Как нипочем? Одна минута в аду не сравнима с мучениями, которые продолжались бы всю земную жизнь человека!
Александр Сорокин: Я имею в виду зримое возмездие в земной жизни.
Н.П.: Возмездие в земной жизни может носить внешне или внутренне выраженный характер. Внешнее все увидят. Так, например, мне один мужчина свидетельствовал, что после того, как он с дуру  по пьяни оторвал бронзовый крест с какой-то могилы, то через несколько дней, упав с телеграфного столба, повредил себе голову. Потом погиб его отец, перевернувшись на тракторе. Затем сгорел их дом. И все это за короткий месяц. Его долгое время лечили в психушке. Его дядя предложил ему поставить крест обратно на могилу, но креста этого найти не смогли. Выйдя из больницы, он сделал своими руками из бронзы похожий крест и хорошенько закрепил его на месте отбитого креста. С тех пор, по его свидетельству,  несчастья в его семье прекратились, а он, хоть и имеет инвалидность из-за повреждения мозга, но все психического характера отклонения у него больше не повторяются. Вот так.
Бог поругаем не бывает.
Александр Сорокин: Ну это не упорный поклонник Сатаны. Скорее - увлекаемый злом Божий сын.
Н.П.: А вот возмездие характера внутреннего заметить не так просто. Его часто укрывают. По свидетельству Апокалипсиса антихрист и лжепророк будут живыми брошены в озеро огненное. Что значит живыми? Думаю, что испытают возмездие внутреннего характера, сравнимое с горением в озере огненном до конца жизни, который может наступить от того, что их живыми бросят в огонь. Так, что как при жизни испытывали паление огнем, так и во время кончины будут им палимы, а потом и в бесконечные веки.
Еще два исторических примера людей, участвовавших в геноциде русского народа.
Маленков (1901- 1988) под конец жизни отошел от политики, отдав добровольно власть Хрущеву. По свидетельству родственников обратился к Богу, ходил регулярно в церковь и даже пел там в хоре.
Каганович (1893-1991)  дожил почти до 100 лет. Похороны ему устроили евреи, как Ленину. Еврейские юноши, меняясь, несли его гроб на плечах до самой могилы на Новодевичьем кладбище. Прям иллюстрации к предыдущей статье.


Рецензии