Глава 22. Трудные дети
Сложная тема, дорогие мои. Я много раз обращалась к ней в своих дневниках, но так и не добралась до сути. Мне все время кажется, что что-то важное ускользает от меня в раскрытии этого «феномена». А так хочется понять, что нужно знать учителю и родителям, чтобы дети из категории «трудные» перешли в категорию «замечательные», «родные», «любимые», «светлые»... Где найти нам, взрослым, необходимые инструменты для такого превращения? И есть ли они? И если они есть, почему мы их все время ищем? Выходит, ищем где-то не там. Иногда заглядываем в свое детство и как будто что-то вспоминаем, но нет... Ускользает... А мир менять нужно, и, согласитесь, кому как не нам, учителям, это делать? Поскольку родителей я тоже причисляю к учительской когорте, делать это великое дело мы должны сообща, если хотим добиться результата. Но, работая на результат, важно не упустить процесс.
Какое счастье наблюдать, как происходят изменения в детях: сначала только намек, почти невидимый глазу, но ты замечаешь, что душа ребёнка уже начинает раскрываться, а сердце учащенно биться. Шаг за шагом мы разрушаем невидимую стену между нами, взрослыми, и детьми, приближаясь к заветному призу. Что ж это за приз такой, спросите вы меня, и я с удовольствием вам отвечу, как понимаю это сама: ДОВЕРИЕ. Завоевать доверие у ребенка – великий труд, особенно, если это ребенок «трудный».
Я хочу вам рассказать одну историю. Она происходит с нами, учителями чаще, чем нам бы этого хотелось. Поскольку Ирина Вячеславовна Алексеенко в нашей школе занимается родителями, а я при ней, да и к тому же у нас есть целый класс мам и пап, нам часто приходится сталкиваться с историями, похожими одна на другую, как две капли воды. Я вам скажу что-то очень важное: диалоги с родителями сложных детей идут по АБСОЛЮТНО ОДНОМУ СЦЕНАРИЮ. Люди, которые никогда прежде вам не встречались, говорят одними и теми же словами. Но, что более страшно, на мой взгляд, они все до единого ГЛУХИ! Не обижайтесь, милые мои, если это сказано и о вас, но нельзя больше молчать. Кричать хочется: «ИМЕЮЩИЙ ГЛАЗА, ДА УВИДИТ! ИМЕЮЩИЙ УШИ, ДА УСЛЫШИТ!..»
Итак, передо мной сидит милая, хорошая прилично одетая женщина, с дорогой сумочкой в руках. Я, хоть и «училка», могу отличить дорогую сумку от дешёвой. По всему её виду можно сказать, что больше никаких проблем, кроме как с ребенком, у нее нет. Сейчас я слышу вопрос: ну да, а если сумочка неприличная, так что? Просто к проблемам с ребенком добавляется еще одна проблема: где взять денег?
Глаза ее на мокром месте и в них неподдельное горе, разочарование и стыд. Дальше диалог практически всегда проходит таким образом:
– Я уже не знаю, что с ним делать! Руки опускаются! (Ему 7, 8, 9... лет)
– Вы поговорите с ним... (Не успеваю договорить)
– да сколько можно с ним разговаривать?
– Бесконечно. С ребенком нужно говорить и говорить.
– А вы что думаете, мы с ним не разговариваем?
– Вопрос в том, о чём и как вы с ним разговариваете.
– О поведении в школе! Дома-то он совсем другой!
– Какой он дома?
–Хороший, исполнительный, все делает, за братом (сестрой, собачкой, попугайчиком...) смотрит. В магазин ходит.
– И все?
– А что еще?
– А чем живет ваш ребенок? О чем мечтает? Что любит? Кто для него авторитет (... хоть какая-то зацепка должна быть, а не набор общих фраз)?
– Ой, да все я про него знаю! Дома у нас все нормально. У нас приличная семья и прекрасные отношения. В школе плохо: учиться не хочет, все делает из-под палки. Мы ему говорим, что если так будет продолжаться, то компьютер в глаза больше не увидишь! И в Париж (в Палангу, в деревню, в кино...) не поедешь!
– Ну как же в одном маленьком ребенке могут сочетаться совершенно несовместимые вещи: дома он хороший, в школе плохой? Значит что-то не так, вам не кажется? Сколько времени он проводит у компьютера?
– Много. Это ещё одна большая проблема.
– А как он реагирует, когда вы просите его отойти и сесть за уроки?
– Истерика, скандал, становится неуправляемым. А так он хороший!
– А что в школе?
– Да ужас! Учителям хамит, уроки срывает (и прочий набор всех школьных «прелестей»)...
Таких историй – каждая вторая. У всех один сценарий, как под копирку и одни и те же противоречия. Хочется спросить, а когда ж он хорошим быть успевает, если все время за компом сидит? А, может, он потому такой хороший, что сидит за компом и никому не мешает? А если родителям что-то нужно (как правило, это чисто физическое действо) тут два варианта: быстренько сделать, что просят, чтобы отвязались, или устроить истерику, чтобы тоже отвязались. А в школе одно единственное желание – добраться до дома, чтобы уставиться в экран.
Я вижу этих «компьютерных» детей. Страшное зрелище, скажу вам. Очень часто они засыпают прямо на уроках. Сидят со стеклянным взглядом, смотрят на тебя и в упор не видят. Как разбудить их – этот вопрос сейчас задают родители все чаще и чаще. Смотрят на меня родители больными глазами, и я понимаю, что их страдания искренние, что это боль настоящая – уходят их дети, не в прямом смысле, но уходят. Когда рвутся нити, соединяющие души – уходит связь и остается боль от непонимания и разочарования. Компьютер – это только одна составляющая огромной проблемы под названием «ОТЧУЖДЕНИЕ». Давайте попробуем вместе искать решение.
Решения есть, на самом деле! Я предложу некоторые, а вы дополните, пожалуйста, этот список, ибо одна голова – хорошо, а много умных голов и ищущих выход Сердец – лучше.
Сделать это решила в стихах, написанных по типу Золотых стихов Пифагора. Заметьте, ПО ТИПУ! Я ни на что не претендую и это не скучно, как мне кажется!!! Я пытаюсь…
Занять ребёнка сложно, но возможно.
Ему вы предложите, что на выбор:
Быть может спорт, а, может быть, искусство…
Здесь главное, конечно, слово «ВЫБОР».
Чтоб смог малец духовно развиваться,
Чтобы душа в потемках не блуждала
Компьютер сразу вы не отключайте:
Дитя вы отучайте постепенно!
Подсуньте книгу. Коль не хочет – заплатите!
Я долго с мужем спорила – а стоит?
Хоть педагог во мне вопил истошно,
Мой муж платил ребёнку за прочтенье,
Тем самым доказал он мне, училке,
Что путь не важен, результат важнее.
И пусть я до сих пор с ним не согласна,
Наш младший сын за деньги, но читает!
(Здесь слово главное, конечно же «ЧИТАЕТ»).
Потом с ребёнком вы поговорите
Про все на свете: что его волнует?
И если сразу вам он не ответит,
Вы рук своих, друзья, не опускайте!
И каждый вечер вы к столу садитесь
И зажигайте свечи, коль не трудно
А если не хотите – то не нужно,
Ведь главное здесь слово ЗАЖИГАЙТЕ»!
С ребёнком на природу и за город
В машине, можно на велосипеде.
Заедьте с ним в кафешку по дороге
И говорите обо всём на свете!
Ребёнку станьте другом постепенно,
Без этого пойдет взросленье криво:
Лоза погибнет, если нет опоры.
Ребёнку станьте колышком надёжным!
Его вы поддержите непременно,
Когда бушует ураган на сердце.
И пусть не сразу, но лоза пробьётся
И к солнцу листьями потянется всецело!
Любите, хольте, почву удобряйте…
И урожай получите прекрасный!
Но нужно время – не хотите сразу,
Всё делайте с умом и постепенно:
Поплачьте, если надо – успокойте,
Простите, если, всё же, он сорвется.
Себя вы перестройте непременно,
Чтоб реагировать смогли на всё достойно…
Не наставленья вам даю, поверьте!
Сама я в поиске рецептов постоянно.
Один рецепт нашла от всех болезней:
Любовь ребёнка лечит. И Надежда.
Но самое здесь главное – поверить:
Поверить в то, что он всего добьётся!
Родительская Вера – вот лекарство
Оно ему и вам, друзья поможет!
Продолжение: http://proza.ru/2021/10/06/871
Свидетельство о публикации №221100600821