Ночь в Трахтемирове. IV

       Продолжение. Начало в http://proza.ru/2021/10/06/1022

       Мы проснулись до восхода и вскарабкались на самое высокое место, что было возле нас. Тут расположился тот самый бивуак из двух джипов, владельцы которых вчера быстро заняли оставленную нами площадку. Но они спят.
       Прошлым вечером я обратил внимание, что у них тоже мерцал костер, а хозяева лагеря «чинно и благородно» сидели на походных стульчиках и неотрывно смотрели, как солнце опускается в Днепр. Оказывается, есть и такая цель посещения заповедника: приехать только на закат. К полудню наших соседей и след простыл.

       Мы же дождались фактического восхода солнца и решили еще пару часов вздремнуть. После долгого бодрствования ночью это оказалось делом не лишним. Окончательно проснувшись, мы все почувствовали себя намного энергичнее.

       Опять закипела работа: приготовить завтрак на природе дело хлопотное. Тем более что все дрова превратились в дым еще ночью. И пошел я с топором опять куда подальше – разыскивать сухостой. Нарубил и притащил добычу для огня.

       Костер затрещал, а у меня раздался телефонный звонок с незнакомого номера.

       - Здравствуйте. Это Саша?
       - Да, добрый день.
       - Я знаю, что вы несколько раз звонили своему другу Володе. Я его жена.

       В Кривом Роге у меня имелся близкий приятель, с которым меня свела судьба лет тридцать назад. С тех пор мы встречались только однажды, но до встречи и всю жизнь после нее созванивались, поздравляя друг друга с именинами или праздниками, или вообще, если вдруг захотелось поговорить.
       Дни рождения у нас обоих в июле, но у него оно значилось на пару недель раньше. Я не дозвонился, чтобы поздравить его, и от него на свой день рождения не получил никакой весточки. Мысли витали разные, тем более что ныне от ковида люди выкарабкиваются долго, и я решил подождать. И вот звонок...

       - Володи больше нет. Он умер еще в январе.

       Я ошеломленно говорил какие-то слова, сочувствовал, но что это изменит? Предчувствие меня не подвело, хоть я очень надеялся ошибиться. Но вчера, когда смотрел на звезды, думал и о нем тоже. Жена позвонила не случайно: что-то в космосе происходит, если души умерших продолжают посылать сигналы живым. Хоть через кого.
       Разговор закончился, а я еще долго находился под его впечатлением.

       Володя относился к тем людям, о которых всегда вспоминаешь с теплотой. Он не был семи пядей во лбу, не достиг сумасшедших высот в карьере, от него не стоило ждать, как сейчас принято в деловом мире, какой-то протекции, но он был тем человеком, которого помнишь без всякой корысти. Помнишь и улыбаешься.

       И сейчас я окунулся в свою память: замелькали, как на экране, всякие веселые истории, связанные с ним лично, или рассказанные им самим.

       Мы с ним познакомились на престижной учебе, ценность которой упала после развала Союза. Но человеческие отношения, приобретенные за два года жизни в нашей «бурсе», ничуть не стали холоднее. Совместная жизнь «бурсаков», а мы с ним жили в одной секции, объединяет на всю оставшуюся жизнь.

       Вспомнилось, как я вернулся из поездки к брату, который проживал в Беларуси, и привез «сувенир» в виде бутылки с домашней водкой. Попросту говоря – с бутылкой самогонки. Водку делал тесть брата, и делал добросовестно, как говорится – с душой. Вечером я угостил своих соседей.

       Володя выпил, задумался, а потом произнес историческую фразу:

       - Руки этому тестю надо оторвать… - и замолчал.

       Мы чуть не поперхнулись. А он после паузы продолжил:

       - И золотые приделать!

       Его слова вошли в наш «золотой фонд». Может быть, фразу придумал и не Володя, но для меня он первооткрыватель. Брату я при случае описал наше застолье и, естественно, пересказал с интонациями тот самый разговор.
       Когда эта фраза докатилась до его тестя, тот был очень горд. Мол, даже в Киеве отдали должное его продукту. И тесть при любом удобном случае повторял с удовольствием ту самую «историческую» фразу. Да, и он тоже – повторял...

       Я отгоняю мысли о людях ушедших, цепочка из которых составилась только что. Для этого еще будет время, я знаю. Сейчас у нас светлый день, сулящий новые впечатления для всей нашей компании. И продолжение дня обещало стать интересным.
 
       Леша заказал опытного экскурсовода, знатока этих мест, много лет изучавшего все, что связано с историей края, и он с минуты на минуту должен подойти. А дальше он с нами направится в долгую экскурсию, в которой доберемся до почти всех знаковых точек заповедника. Маршрут будет не коротким, поэтому мы основательно подкрепились и набрали с собой воды.

       Экскурсовод Василий оказался приятным человеком, знал очень много, и сам был из рода местных казаков. Поэтому свою экскурсию он предложил начать с казацкого кладбища. Но мы его опередили. Наш собственный гид завел нас туда еще накануне, и мы прошлись среди казацких могил.
 
       Кладбище, судя по некоторым могилам восемнадцатого-девятнадцатого веков, весьма старинное. Но имелись могилы из двадцатого века, когда здесь существовала не казацкая столица, а всего лишь село Трахтемиров.
       Встречались могилы воинов Второй мировой войны. Возможно, Василий нам о кладбище рассказал бы что-то интересное, но не сложилось, и мы отправились по маршруту.

       Фото автора - На казацком кладбище. 

       Продолжение в http://proza.ru/2021/10/13/473    


Рецензии
Привет, Саша! Обещал вернуться, и вернулся, хоть и с запозданием. Интересно читать, но дела всякие затмевают обещания. За эти недели я и сам неожиданно для самого себя расписался. Приглашаю. А ваш рассказ сейчас и дочитаю.

Михаил Бортников   22.11.2021 13:45     Заявить о нарушении
Да, уже краем глаза видел - есть что-то новенькое. Конечно, зайду и погружусь. Спасибо. А это для всех характерно: если занят чем-то своим, то не отвлекаешься на посторонние рассказы. Работа есть работа.

Александр Алексеенко 2   22.11.2021 14:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.