Спасибо тебе, Миша

    Сейчас, в 2:36 идет фильм об Андрее Миронове. Его коллеги по сцене, театру и его мама, рассказывают о нем, о дне, когда он внезапно умер на сцене, не доиграв спектакль. Было это в Шауляе (город в Литве). И мне вспомнилось о Мише.

     Миша. Мы познакомились случайно. Была весна 1974 года. Мы с младшим братом пошли гулять на детскую площадку около дома. Мне уже исполнилось 7 лет и я должна была осенью пойти в школу, в 1-й класс. И вот, гуляем мы с братом на площадке (невысокая лесенка, песочница, качели) и вдруг к нам подходит незнакомый мальчик. И молча пытается как-то начать играть вместе. Я его не понимаю: он только смотрит серьезно, но молчит. Я ему что-то в конце-концов сказала и говорю брату: "Всё. Пошли домой". Сначала мы шли, огибая дом. Смотрю, а этот мальчик идет за нами, не отстает, увязался. Меня это начало раздражать. Я тихо сказала брату на ухо и мы побежали к нашей парадной (я очень надеялась что мальчик за нами не побежит). Но каково же было мое удивление, когда я увидела что он вбежал за нами и стал подниматься по ступеням. Я брату сказала: "Поднимайся быстрее и беги к квартире, звони в звонок". И он побежал вперед. Я приостановилась и говорю мальчику:"Отстань от нас! Иди к себе домой!". И иду, поднимаясь, к нашей квартире. Подхожу, а там уже мама открывает дверь. Я подумала, что мальчик все же ушел. Но слова мамы меня потрясли:"Ой, у нас гости))." Я поворачиваю голову, а там стоит этот мальчик. Мама спрашивает меня:"А как его зовут?" Я молчу, думаю что сказать. И отвечаю:"Не знаю." Мальчик прошел уже в квартиру и стоит у двери. Мама его спросила и он ответил что его зовут Миша.

     Проходит время, лето 1974 года подходит к концу. Наступает 1-е сентября. Я иду в школу (она была близко от дома). Линейка, все первоклашки с цветами. Первый звонок на пришкольной площадке во дворе. И, наконец, старшеклассники берут нас каждого за руку и ведут в школьные двери. Доводят до класса. Первый урок. Наша учительница знакомится с нами, называя по журналу имя и фамилию. И каково же было мое удивление, когда среди одноклассников я увидела того мальчика, Мишу. А потом еще оказалось что мы живем с ним в одном доме и в одной парадной (на разных этажах).


    В 3-м классе нас посадили за соседние парты (он сидел сзади). Однажды, в почтовом ящике в подъезде я обнаружила от него записку. Но ничего на нее не ответила. Миша ждал, но ответа не было.

     Проходит ещё время. Уже начало 6-го класса. И, выходя утром из квартиры в школу, я стала каждый день видеть Мишу, сидящим на ступенях лестницы на нашем этаже. Я ничего не говорила, просто спускалась вниз и шла в школу. Миша так же шел, но молча сзади за мной. Это продолжалось где-то месяц или два. Потом прекратилось, но началось другое - Миша, вместо того чтобы смотреть на учителя и слушать уроки, на всех уроках (они были в разных аудиториях), смотрел, повернувшись, на меня. Он сидел на первой парте в крайнем ряду у двери, а я на предпоследней парте в ряду у окон.

    Потом он сдружился с одной нашей одноклассницей и уже до конца школы был с нею (общались, носил портфель, все перемены вместе). После школы они расписались и стали семьей.

    Проходит еще время. У нас у каждого по разному сложилась жизнь. У меня дочь подрастает, у Миши - сыновья. Мы практически не видимся, не общаемся.


     В 2011 году, в сентябре, я попадаю в больницу, инсульт. На какое-то время я остаюсь в Петербурге (к тому моменту мы с дочкой уже уехали из него в областной город и жили там). Находясь у своей троюродной сестры, я попросила у нее немного "посидеть" в компьютере, в интернете. И стала искать знакомых, кого вспомнила. Нашла свою одноклассницу, жену Мишы. Написала ей. Мы обменялись телефонами и я ей позвонила. Стали разговаривать и она сказала что Миши уже полгода как нет, был инсульт и он с ним не справился до конца (недолго прожил после).

     Проходит год. И вот, весной 2012 года мне снится сон, а во сне Миша.

   В этом году он мне тоже снился, всего за несколько дней перед тем как я заболела летом. Во сне он меня "поругал", "предупредил". И я поняла о чем он, но позже (пытаясь понять). Однокласснице написала об этом. Она ответила что он молодец, значит, как-то "оттуда" помогает.

    Да. Это так. Спасибо тебе, Миша. Ты реально мне помог этим летом. Я не стала делать то что собиралась и всё пошло по-другому. Иногда, нам в жизни, бывает, некому что-то подсказать (никого не осталось - ни мамы, ни отца, ни бабушки с дедушкой,  да и родных нет, кроме дочери.. дальние - или прекратили общение десятки лет назад, или очень редко общаются). И очень хорошо, что в такие моменты нам помогают неожиданно "люди с Небес". Те, кому мы были небезразличны здесь, на Земле. И мы их помним, и они нас не оставляют, помогают как могут. Светлая им память..    


Рецензии