Тролль

   Маленький сморщенный гномик сидел в углу скамейки в самой глубине беседки и затравленно смотрел на меня. Вид у него был столь жалок, что не мог не тронуть моего сердца.
  - Ты откуда? - тихо спросила я.
   Он не ответил, только выразительно крохотными глазками уставился на щель в полу.
  - Ты тролль? - снова спросила я, не зная о чем с ним говорить.
   Он метнул испуганный взгляд по сторонам, потом умоляюще посмотрел на меня.
  - Не называй меня так. Я не хочу, - наконец произнёс он скрипучим голоском.
  - Почему? Ты кто-то другой?
  - Тебе не всё равно?
  - Не всё равно. Ты пришёл ко мне в гости, а я даже не знаю с кем имею дело.
  - К тебе?
  - Ну да. Ты в моей беседке. А что, тебе надо ещё куда-то?
  - Я пришёл к людям.
  - Ну, значит, и ко мне. А зачем тебе люди?
   Из крохотного глазика выкатилась малюсенькая слёзка.
  - Я устал жить среди своих. Мне стало так невыносимо. Холод, темень...
  - Ну и у нас бывает ночь, когда становится темно. А уж зимы здесь такие морозные, что тебе и представить трудно.
  - Ты такая большая, наверно, умная, вон сколько у тебя книг на столе, а простой вещи понять не можешь.
  - Так объясни.
   Карлик задумался. Потом глубоко вздохнул и затараторил.
  - Пожалуйста, постарайся понять меня. Холод и темнота, которые мучают меня, это всё от нашей жизни. От нашей гадкой жизни. Я каждое утро просыпаюсь с отвращением. Вот опять наступил день, такой же, как вчерашний, и опять нужно встречаться с такими же, как я. Говорить им не то, что думаешь, делать то, что противно. Такая тоска...
   Он перевел дыхание и замолчал, видимо, подыскивая нужные слова.
  - Так ты пришёл за лучшей жизнью, - усмехнулась я. - Что же ты хочешь получить здесь?
  - Тепла, настоящего человеческого тепла. Которое прямо от сердца. У вас, людей, оно ведь есть. Правда? Только скажи правду, - потребовал он.
   И карлик с надеждой вцепился взглядом в мои глаза. Мне даже показалось, что он взял своим взором мои глаза на абордаж.
   Не имея сил отвести их в сторону, я ответила уклончиво, - Да, есть, но не везде и не у всех.
  - Как это? Вы стали бессердечными?
  - И да, и нет. Сердца у нас у всех есть, а вот тепло источает каждое сердце по-разному, кто больше, кто меньше, кто вообще ничего, а кто просто забирает чужое.
  - Вот, вот. И я хочу забрать немного тепла. Попробовать, что это такое. Скажи, где мне его взять?
  - Взять самому не получится. Нужно найти того, кто сам захочет им поделиться
  - У меня много драгоценностей, камней, самородков. Если я их принесу, ты поменяешь их на тепло сердца.
  - Нет, малыш. Камни на любовь живого сердца поменять нельзя. Только на такую же любовь или сострадание.
  - Сострадание, а это что такое?
  - Сострадание, это чувство, когда очень хочется помочь человеку, - начала я и осеклась. А что это за существо, с которым я говорю? Он же не человек...
  - Да, не человек, - прочёл карлик мои мысли. - Но вы же держите рядом животных, они тоже не люди, а вы заботитесь.

   И, словно в подтверждение его слов на скамейку вскочила наша кошечка Алиса. Она по хозяйски залезла ко мне на колени и ткнулась лобиком прямо в лицо. Я погладила её головку, и по беседке разлилось её довольное урчание.
  - Вот, видишь, видишь, - запрыгал на скамейке карлик. - Что она такого сделала, что ты её жалеешь? Что, скажи.
  - Она любит меня, дарит свою ласку, и в ответ получает мою. У неё тоже есть сердечко. Что тут непонятного?
  - У неё тоже, тоже... - заверещал карлик. - А у меня оно есть?
  - Ты сам себя спроси. Пожалел ли ты хоть раз в жизни кого-нибудь, помог ли просто так, без платы своими драгоценностями. Привязан ли ты к кому-нибудь?

   Карлик задумался.
  - И всё же я не понимаю тебя. Как-то у вас, людей, все не логично. Как можно кому-то помогать и, вообще, что-то делать, если нет расчёта? Будешь стараться, а в ответ ... пшик. Нет, у нас всё не так. Каждый из нас знает, что и почём и зазря дёргаться не станет. Какой в этом прок? Силы потеряешь, а капитал не приумножишь...
  - А вы там все с капиталами?
  - Ну а как же? Чем ты богаче, тем выше твоё положение. Тем больше удовольствий ты можешь получить в своей жизни.
  - И как удовольствия? Раз так хорошо с ними живётся, зачем ты пришёл сюда? За новыми?

   Карлик оторопело посмотрел на меня. Потом низко склонил крошечную головку и замер. Мне даже показалось, что он заснул.
   Наконец он встряхнул головой встал на ножки и подковылял поближе ко мне.
  - Нет, мне всё это давно уже не нравится. Как мне грустно... Дай же мне сердечного тепла.
  - Хорошо, ты получишь его только в обмен на доброе дело. Доброе и бескорыстное.
   И сделать его должен ты сам, именно сделать, а не покупать. Понял?
  - Я попробую. А как мне понять, доброе ли оно?
  - Ты это сам почувствуешь. Здесь ошибиться нельзя.

   И карлик пропал. Несколько дней его не было. и мне подумалось, что он, зря потолкавшить по земле, снова ушёл в в свой привычный, такой логичный, подземный мир. Но он пришёл. Пришёл радостный и даже, казалось, немного подросший.
  - Я понял тебя. Я понял, - радостно заскрипел он. - Вот, что произошло.
   Недалеко отсюда на дороге я увидел лежащую на дороге девочку. Она плакала от страха. А рядом стояли двое мужчин. Они стояли и смеялись на ней. Потом один наклонился к девочке низко-низко. И девочка закричала. У меня внутри что-то дрогнуло. Наверно, сердце. Я кинул на дорогу горсть самоцветов. Мужчины бросились их подбирать, а девочка вскочила на свой велосипед и быстро уехала. Но я почувствовал, что-то новое. Словно в груди повеял тихий ветерок. Это и есть сердечное тепло?
  - Нет, это только человеческая благодарность.
  - Ну вот, а ты говорила, что её не купишь? Я же купил.
  - Ты ничего не покупал. Ты просто пожертвовал свои камни на доброе дело. И получил такую приятную тебе благодарность.
  - Так давай я буду и дальше жертвовать. Камней у меня много. И тогда я получу много благодарностей.
  - Ты опять стараешься покупать. Но, люди разные. Кроме девочки ты видел и двух мужчин. Самоцветы ты им дал, а получил ли благодарность?
  - Нет, - тихо покачал головой карлик, - Их сердца переполняет злоба и алчность, такие, как в нашем мире. И что же делать?
  - Мне трудно сказать, - сказала я. - Наш мир сейчас накрыла огромная волна грязи. С виду всё так прилично, даже красиво. А приглядишься, такая жуть закрадывается в сердце.
  - Ты что! - в ужасе отпрянул от меня карлик. - Что вы делаете? Вы хотите, чтобы ваш мир стал таким же холодным и бессердечным, как наш? В нём же нельзя будет жить! Мы в душе ненавидим друг друга, не верим никому, всю жизнь сначала копим богатства, а затем их охраняем, чтобы не отобрали другие. Наша жизнь только обман и расчёт. Неужели вам это нравится?
  - Кому-то нравится, но не всем. Только почему-то люди с добрыми и бескорыстными сердцами попали под влияние злых и алчных, и сами постепенно становятся такими же.
  - Кажется, я понял. У нас кое-кто уже уходил к вам на землю. Уходил и не возвращался. Значит, теперь они здесь строят наш мир.
  - Не давайте им этого делать! - неожиданно закричал он. - Они всех вас убьют! У них нет жалости ни к кому.
  - Кто убьёт? Зачем?
  - Много веков назад ОНИ пришли в наш мир. Они умели находить в нашей земле необыкновенные камни и металлы. ОНИ учили нас пользоваться ими. Рассказывали, что можно получить в обмен на эти сокровища. И мы им поверили. И вот во что превратились. Теперь ОНИ с нашими богатствами ушли к вам, и учат вас, как ими пользоваться. Теперь и вы станете такими же. А потом все умрете от тоски и безысходности. Я, вот, пришёл к вам. А куда пойдёте вы? Кто с вами поделится сердечным теплом, когда ваши сердца ссохнутся и очерствеют?

   Я замерла. Оказывается, опасность притаилась совсем рядом. Я отчётливо почувствовала её зловонное дыхание. Такой маленький, сморщенный карлик из подземного мира неожиданно открыл мне глаза на то, что уже происходит на нашей прекрасной Земле.
   И я обратилась к Богу.
  - Боже правый, услышь меня! Что за напасть пришла к нам? Что нужно делать добрым людям? Научи...


Рецензии