Безлошадные, или Берегись автомобиля

        БЕЗЛОШАДНЫЙ -ая, -ое. Не имеющий лошади для сельскохозяйственных работ. Б-ое хозяйство. Б. крестьянин.
Безлошадный, -ого; Шутл. О том, кто не имеет автомашины.
Энциклопедический словарь. 2009 год.

        Тему лошадей трогать не буду — они давно забросили сельхозработы и ускакали в города катать детей за деньги. Меня интересуют вопросы, связанные с владением личным автомобилем в своеобразных условиях нашей страны, и, скорее всего, не только в ней одной.
       
        Хорошо помню пустоватые улицы и проспекты родного Мурманска 50-х—начала 60-х годов: не спеша проедет грузовик или автобус, изредка такси, а то и понурый битюг, запряжённый в телегу на резиновом ходу. Люди часто переходили улицы там где им удобно. Автовладельцев было немного. Бум начался в середине 60-х. Покупка — только по записи на предприятии (очередь тянулась от двух до десяти лет в зависимости от статуса предприятия) или на чёрном рынке, но через комиссионный магазин. В 1970 году с конвейера Волжского автозавода (ВАЗ) сошли первые автомашины ВАЗ-2101 «Жигули». Если 1970-м году на 1000 человек приходилось 5,5 автомобиля, то в 1985-м уже 44,5. В те годы автомобиль был ещё «роскошью», и только в XXI-м веке стал «средством передвижения». Фантастическое предсказание товарища Бендера начало сбываться: «Пройдёт немного времени и каждый третий, каждый второй житель Лучанска станет автомобилистом. Все в Автодор!»

        Бесспорно, личный автомобиль это удобно: поездки на работу, по магазинам, на отдых загород или в отпуск к морю. Мчаться по шоссе, сливаясь в единое целое со своим  четырёхколёсным другом — это действительно захватывающее ощущение, но я его никогда не испытал. Я безлошадный. В молодости мне нравилось ездить на такси, и в советские годы я на нём хорошо покатался. Но у меня никогда не возникало желание самому сесть за руль собственного автомобиля. Это просто удивительно, но я ни разу не фантазировал на эту тему, не представлял себя шофёром, как впрочем и лётчиком, судоводителем или машинистом железнодорожного состава. Недостаток знаний не позволяет мне вскрыть психологическую подоплёку этого явления. Видимо, где-то в глубинах подсознания висит табличка: «Управление автомобилем — занятие не твоё!» Странно, но и жена ни разу не поднимала вопрос приобретения автомобиля и посадки меня за руль, за что я ей тайно и глубоко благодарен. И я, в свою очередь, не могу представить её хладнокровно лавирующей в потоке городского транспорта, это просто невозможно.

        Со временем стал замечать, что я такой не один. Среди моих знакомых и приятелей немало тех, кто мог бы позволить себе приобретение порядочной иномарки, но почему-то не делает это. Причину мы никогда не обсуждали и не задавали друг другу такой вопрос. Скорее всего, у них в голове тоже есть подобная табличка и они помнят предупреждение. Забывать его нельзя, это может привести к печальным или даже трагическим последствиям. 12 января 2008 года в возрасте 37 лет в автокатастрофе в Тверской области погиб Геннадий Бачинский — теле- и радиоведущий, главный продюсер дирекции радиовещания ВГТРК, генеральный продюсер радио MAXIMUM. Геннадий Бачинский получил права сравнительно поздно — в 34 года и признавался, что считает себя машиноненавистником. За два года до аварии в эфире радио "Максимум" у Бачинского спросили, почему он не приобретает себе машину? Тот ответил — мол, нагадали смерть в автокатастрофе, поэтому и не рискует. Через короткое время подвернулся выгодный контракт с автомобильным спонсором, который предоставлял Бачинскому и его другу и соведущему Сергею Стиллавину по авто в пользование. И тут Геннадий не удержался и поддался на уговоры коллеги. В 2006 они стали первыми членами «Клуба владельцев Volkswagen Golf» и успешно его рекламировали. В тот роковой день он совершал обгон грузовика по встречной полосе и столкнулся с микроавтобусом той же фирмы, двое пассажиров которого пострадали, а один погиб. Сам Геннадий не был пристёгнут ремнём безопасности и погиб на месте. У него остались жена и двое детей.

        Ещё немного о печальном. «В России ежегодно в ДТП погибает 27–28 тысяч человек, и за последние 17 лет из-за происшествий на дорогах страна потеряла более полумиллиона человек. По относительному числу погибших в ДТП на 100 тыс. легковых автомобилей Россия при сопоставимых пробегах в 3 раза превышает показатели США и Польши, в 7,5 раза — уровень Германии. При этом эксперты отмечают очень высокую долю погибших среди всех пострадавших в ДТП в России — почти 10% против 1–2% в Германии, США и других развитых странах, что может быть связано с проблемами  своевременности и качества оказания экстренной медицинской помощи в России». (Демкин А. Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться // За рулем. 15 октября 2015 г.)

        Закадровый текст на 13-й минуте шедевра советского кино «Берегись автомобиля» (1966) до сих пор, даже мысленно, читается бархатным голосом Юрия Яковлева: «Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. Человек, как никто из живых существ, любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль. Мысль о том, что пять с половиной тысяч попросту брошены на мостовой, и к тому же снабжены колёсами, может отравить любую счастливую жизнь». Таким образом сценаристы безрезультатно пытались охладили пыл мечтающих иметь свою машину. В известной песне Сергея Никитина на слова Александра Аронова «Если у вас нету тёти» очень остроумно связаны владение чем-то и сопутствующие этому проблемы. Перечислены: дом, жена, собака, друг и даже тётя. Автомобиля нет. А может с ним проблем так много, что надо сочинять целый цикл песен или даже оперу?

        Семья едет на юг, настроение приподнятое, но на одной из провинциальных дорог колесо попадает в яму, замаскированную под безобидную лужицу. Всё, отпуск испорчен. О последовавших злоключениях глава семьи будет рассказывать долгие годы. Едет заводской рабочий на своей скромной иномарке, а его периодически обгоняют дорогие автомобили — воплощения его мечты. Он знает, что у него такой машины не будет никогда (это слово может быть очень жестоким), и эта мысль основательно портит настроение. Пенсионер на заметно ржавой «копейке» с ужасом представляет кончину своего старого верного «коня». Живёт на одну пенсию. На чём ездить на огород, когда он станет безлошадным? Седовласый преподаватель института, возвращаясь с работы, прочно застрял в пробке. Хочется есть и в туалет. В туалет сильнее. В голове блуждает ненормативная лексика в адрес городских властей. Рядом появляется грохочущее рэпом точило представителя одной из южных республик. Это невыносимо!

         А теперь добавьте сюда проблемы с парковкой (бюджет усреднённого автолюбителя не выдержит регулярных расходов по этой статье), страховку, техосмотры, обман в автосервисе, поборы на дорогах, вандалов и угрозу угона. Когда убеждённый безлошадник слышит об этом , в его душе (без тени злорадства) разливается приятное тепло: как замечательно, что я избавлен от всех этих забот и ужасов! Развитая система городского пассажирского транспорта позволяет легко перемещаться в нужные точки: сел, проехал, вышел и забыл. Даже оплата проезда максимально упрощена. Если же вы пенсионер, то избавлены и от необходимости ездить в часы пик. А на юг комфортнее ездить на поезде, полёживая на своей нижней полке с кроссвордом в руках.

        Выгодно ли в России ездить на своём автомобиле с экономической точки зрения? В городах с налаженным городским транспортом и отсутствии у вас необходимости регулярно ездить в пригороды — нет. В этих расчётах не надо забывать о стоимости самого автомобиля, страховки, ремонта и так далее. Так почему же люди так рвутся иметь это сокровище? Для большинства автовладельцев машина — вещь статусная. Все стремятся со временем поменять её на более дорогую. Потеря авто многими ощущается как жизненный крах. Геннадий Бачинский: «Машина — это отражение внутренней гордыни человека». Недаром же в России во многих ситуациях дорогу автоматически уступает тот, у кого машина дешевле.

        Тема бездонная. Люди не любят читать длинные тексты, и посему спешу закруглиться.

            Оркестр гремит басами,
            Трубач выдувает медь.
            Думайте сами, решайте сами —
            Иметь или не иметь.

        На что автолюбители хором крикнут: «Иметь!» А мы, безлошадные, с пониманием переглянувшись, подумаем: «На кой бес нам этот стресс!»

        Моя страница: http://proza.ru/avtor/cogitosum 
      
       


Рецензии