Знать историю своей Авиации

    7 октября (24 сентября) 1910 года. Во время показательного полёта, из-за взрыва в самолёте, погиб один из лучших морских лётчиков России капитан корпуса корабельных инженеров Лев Макарович Мациевич. По слухам, аварию самолёта организовали левые эсеры за то, что отказался участвовать в покушении на Столыпина с которым поднимался в воздух. Столыпин прислал венок с надписью «Жертве долга и отваги».

 Рецензия на «Первый групповой перелёт Петербург - Москва» (Татьяна Карелина7)

  Очень ценный рассказ - спасибо, а высказывание - "Этот рассказ хочется закончить словами из книги «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.-Петербург — Москва в июле 1911 года», которую написал участник перелёта Александр Алексеевич Васильев:

  «Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав». - должен знать каждый российский авиатор.

  С теплом, полковник Чечель.

  Первый групповой перелёт Петербург - Москва
Татьяна Карелина7

     2020 год. Длительность перелёта из Питера в Москву 1 час 15 минут.
За 9 часов можно долететь из Питера до Владивостока, Петропавловск-Камчатского, Южно-Сахалинска.

                *****
     А теперь мысленно перенесёмся в далёкое прошлое. Раннее утро, 23-го июля 1911 года, Петербург. Погода была несколько пасмурная, но тихая. Несколько тысяч горожан пришли  на Комендантский аэродром. В этот день должен был стартовать первый в России групповой перелёт из Санкт-Петербурга в Москву. На его организацию из средств казны было выделено 100 тысяч рублей.

     Взлетела сигнальная ракета, раздался пушечный выстрел. В воздух поднялись девять аэропланов, ими управляли авиаторы — А.А. Васильев («Блерио»), С.И. Уточкин («Блерио»), М.Г. фон Лерхе («Этрих»), Н.Д. Костин («Фарман»), Б.С. Масленников («Русский Фарман»), А.А. Агафонов («Фарман»), Г.В. Янковский («Блерио»), М.Ф. де Кампо-Сципио («Моран») и В.В. Слюсаренко («Фарман»).

     Лететь следовало по строго определённому маршруту Петербург — Новгород — Валдай — Вышний Волочек — Тверь — Москва, Ходынское поле.

     Итак, стартовало девять авиаторов с пятью пассажирами. Полёт был связан с большим риском — дождь, сильный ветер, посадки рядом с камнями, оврагами, озёрами... Любые неожиданности грозили аварией.

     Слюсаренко потерпел крушение у села Славянки. Он был серьёзно ранен, пассажир Шиманский погиб.

     Лерхе потерпел крушение около Новгорода. Авиатор получил серьёзное ранение головы.

     Агафонов долетел до В.-Волочка.

     Кампо-де-Сципио долетел до Крестцов.

     Масленников потерпел крушение около Тосно. Авиатор был ранен.

     Янковский долетел до Торжка.

     Аэроплан Уточкина упал около Крестцов. Авиатор получил серьёзные ранения.
У него было сотрясение мозга, повреждена спина, сломана ключица и вывихнуто колено.

     До Москвы долетел только Васильев - первый русский авиатор, перелетевший из Петербурга в Москву.

     Позднее в своей книге «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.- Петербург — Москва в июле 1911 года» он написал:

     «Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти».

     Однако именно он, Александр Васильев совершил посадку на Ходынском поле в Москве. Было раннее утро 24 июля 1911 года. Поле освящали огромные костры. Тысячи восторженных москвичей встречали аэроплан, прилетевший из Петербурга. С момента вылета из Петербурга прошло 24 часа 41 минута. Авиатор провёл в воздухе на своём аэроплане «Блерио-XI» около 9 часов. Остальное время он провёл на земле, ремонтируя, заправляя аэроплан и восстанавливая силы.

     Московский губернатор В. Ф. Джунковский так описал посадку А. А. Васильева на Ходынском поле:

     "Публика неудержимо бросилась к месту спуска. Авиатор с аэропланом был уже на земле, он бросил руль и, обернувшись, смотрел на собравшихся усталым взглядом. В течение нескольких минут он сидел, как бы застыв на своём маленьком, высоком сиденье. Между тем шапки летели вверх, а женщины махали платками. Все аплодировали и кричали от восторга."

     Как победитель перелёта Петербург — Москва, Александр Васильев получил поздравление от царя:

     «Передайте авиатору Васильеву Моё искреннее поздравление с победой на перелёте Петербург — Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу. Николай».


Рецензии
ВАсильич! Спасибо дружище, что открыл интересную страницу о русской авиации. Есть , чем гордиться!
Твой
В.

Вахтанг Рошаль   10.10.2021 15:49     Заявить о нарушении
Тебе тоже Рахмат за отзыв... С теплом, твой ВВЧ.

Полковник Чечель   10.10.2021 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.