Исправление ошибок...

     Лето закончилось. Наступило время визитов. Заехала к  своей приятельнице, с которой  не виделись весь дачный сезон.
     Не успели мы войти в кухню, прибежал внук и что-то зашептал на ухо бабушке. Она извинилась и заспешила за ним. Вернувшись, объяснила: «Мы делаем уроки…». «Мы?» - удивилась я.  Слышать это, по меньшей мере, было странно.
     Пока пили чай, внук много раз прибегал в кухню. Несколько раз бабушка ходила к нему с проверкой и со словами: «Что-то тихо, пойду, посмотрю…».
     Осторожно, чтобы не обидеть свою знакомую я спросила: «А кушает твой внук сам?» Она засмеялась: «Конечно! Уже ведь в первом классе!» Странно, она даже не удивилась моему вопросу. Зная свою знакомую много лет, я поняла, что она не заметила иронии в моем вопросе, потому что твердо уверена в правильности своей методики по поводу уроков внука.
     В тот день на тему выполнения домашних заданий первоклассником, мы не общались. Слишком неожиданным для меня было увиденное. Но фраза «МЫ делаем уроки…» постоянно вспоминалась. И мне захотелось записать свои соображения по этому поводу.
     Прежде чем дать ребенку первую погремушку, мы сначала ее трясём, как бы показывая, что с ней нужно делать. Тем самым, обучая его. Покупая ребенку кубики, мы сначала показываем, как нужно их складывать, но, при этом, хотим, чтобы  ребенок САМ складывал картинки и строил сооружения. То же самое с раскрасками, конструкторами, куклами, машинками и т.д. Мы сначала показываем (учим), но хотим, чтобы играл и развивался ребенок САМ!
     Но, почему-то, когда ребенок начинает учиться в школе, мы  забываем, чему учили его с рождения, и не позволяем ему научиться учиться.
      Если вспомнить подробности процесса ознакомления наших детей и внуков с жизненными навыками, мы обязательно вспомним, что кто-то из них не хотел складывать пирамидку, кто-то не хотел самостоятельно кушать и т.д. Но не все задумываются: почему? Возможно, не слишком вкусную для него еду, мы положили в первую тарелку. Возможно, не во время начали учить складывать пирамидку или она ребёнку просто не понравилась. А, возможно, просто не смогли заинтересовать. Что характерно, если заставлять ребёнка что-то делать, процесс, как правило, затягивается. А если подумать и заинтересовать его, процесс обучения ускоряется и завершается победой, к всеобщему удовольствию.
     Сейчас, впервые, мне подумалось, почему оценки первых  классов не входят в Аттестат зрелости? Видимо потому, что ребенок только начинает учиться  учёбе.  Да, учёбе, необходимо научиться. Как мы учили детей играть, кушать, приучали к горшку.  Для этого необходимо время. И оно есть у первоклассника, пока учитель не оценивает его знания и умение. Пусть пишет каракули, пока не получаются буквы. Если не хочется ему делать уроки – пусть не делает. Но, о том, что он не выполнил задание, ему скажет учитель – человек, который будет потом оценивать его знания. Пусть получает двойки, которые потом научится исправлять. Но этому он должен учиться САМ! Уметь спросить у учителя, если что-то не понял; не у бабушки, мамы и т.д., а у учителя.  Потому, что началась его школа, школа жизни.
     Недаром говорят: «век живи – век учись». Чему-то ребенок научился дома, чему-то в детском саду, чему-то во дворе.  Теперь его  будут  учить учителя.
     Очень важно, чтобы ребёнок не потерял уважение к учителям. Если мы вспомним наше детство, в семье никогда не обсуждались школьные программы и, тем более, педагоги. Если ребёнок потеряет уважение к учителю, он никогда не будет ему доверять, т.е. доверять тем знаниям, которые учитель дает ученику.
     Если школьник приходит к взрослым с вопросом: как, выполнить то или иное задание? Самое лучшее, ответить вопросом на вопрос: «А ты как думаешь?» Главное, чтобы думал САМ, а не рассчитывал на подсказку.
     Когда ученик не знает, как решить задачу или что-то написать, по сути, это первая преграда, которая встретилась на его жизненном пути. Если эту  проблему кто-то решит за него, завтра он придет с другой.  И, в итоге, так и не научится преодолевать преграды и решать проблемы.
     Родители, а чаще бабушки и дедушки думают, что они только в начальных классах будут помогать, а потом внуки будут САМИ учиться.  Не будут!  От помощи отказываться трудно. Главное, не комфортно. Как хорошо было: пришел – спросил и сделал. А теперь что,  думать надо?  А думать-то и не научили! Вернее сказать, не дали  научиться.
     Мы можем много говорить о плохих школьных программах, о некомпетентных учителях (конечно, пока не слышат дети или внуки!), но это ничего не меняет. Можно переводить ребенка из школы в школу, в поиске хороших программ и идеальных учителей, но, не забывайте, что сейчас эту информацию ребёнок получает от взрослых (что ребёнку учиться мешает то или иное). А потом похожая информация будет идти от детей к родителям, как оправдание плохих оценок и несправедливых замечаний учителей.
     Не зря сейчас в школах есть подготовительные классы. Именно там  происходит начало обучения учёбе. Каждый ребёнок индивидуален. И задача родителей и, конечно, бабушек и дедушек подойти к этому процессу со всей ответственностью. Не мешать научиться учиться!  Помочь понять, что это не только новый период в жизни, уже теперь не ребёнка, а школьника, но и новая ответственность! У всех взрослых есть ответственность за что-то, а теперь появилась и у него!
     Отправила этот рассказ своей приятельнице.
     Три дня она не звонила. Мне даже подумалось: может быть обиделась?  А когда она позвонила, стало ясно, что мои соображения не остались незамеченными.
     – «Он не хочет делать сам! Никакие уговоры не действуют! Плачет. А у меня сердце разрывается…».
     Мне вспомнилось, как мы детям, а потом маленьким внукам, мазали коленки зеленкой. Мажем, а ребенок плачет.  Но мы продолжаем, потому что знаем – это необходимо! 
     Исправлять ошибки никогда не поздно! Но, иногда для их исправления, понадобится очень много терпения!
     Мне думается, в таких вопросах поможет школьный психолог и маленькие хитрости. Например, бабушка потеряла очки и плохо видит, поэтому не может помочь. При этом, обязательно нужно поставить учителя в известность, что начался педагогический эксперимент. Т.к. ребенок может приходить в школу с несделанными уроками и учитель должен правильно отреагировать. И, конечно, запастись терпением. «Терпение и труд все перетрут!» Удачи!!!


Рецензии