Sapozhnika razbil paralitsch

Икона, спасенная отцом
Рассказ-быль
Казанский храм в селе Паспаул.

«Пока живая, хочу поведать о своем отце, чтобы память о нем сохранилась…», — с такими словами подошла к автору одна пожилая прихожанка. Храм наш многострадальный — в честь Казанской иконы Божией Матери — был выстроен в Паспауле в конце позапрошлого века, а восстановлен после большевицкого вандализма в конце прошлого века. Последняя служба в нашем храме прошла в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1935 года.

Назавтра уже под предводительством местных коммунистов паспаульский сапожник Иван Агулов взял топор, влез на храм и срубил кресты на куполах. Лестницу держал его друг — Николай Курчеганов. Через два дня здорового, энергичного Ивана внезапно парализовало, и уже через неделю его схоронили. Через месяц похоронили и его друга-подельника. За шесть десятилетий храм сотни раз перестраивали: резали стены, забивали, вновь резали, пристраивали кинобудку и зрительный зал… Не осталось буквально ни одного живого места на теле храма. Председатель сельсовета руководил всеми этими перестройками, и в конце 80-х у него погибла семья в автокатастрофе.

Говорят, что в конце жизни, когда храм восстановили, он приезжал сюда и каялся… И вот ровно через 60 лет, день в день, над крышей Казанского храма снова сияли купола, а свящ. Георгий Балакин, взобравшись по лестнице, освятил крест. А лестницу держал Константин Банник. Через какое-то время благочинным о. Ростиславом уже на освящение престола в храм была привезена икона Пресвятой Богородицы из Горно-Алтайска и вручена настоятелю со словами: «Эта икона из Паспаула. Её к нам на временное сохранение передала старушка из вашего села».

Елена Ивановна Дымова у спасенной ее отцом Казанской иконы Божией Матери. Сейчас икона находится в Казанском храме алтайского села Паспаул. По виду этот образ был не моложе нашего храма. А историю иконы приоткрыла недавно одна прихожанка нашего храма — тётя Дуся, как мы все её зовём, хотя по паспорту и в крещении она — Елена Ивановна Дымова. Так уж почему-то смолоду повелось — звали не Леной, а Дусей, так и теперь зовут. 86 лет ей, а какой здравый рассудок, отличная память и, главное, — вера. Она ещё на своих ногах ходит в храм, принесла мне фотографии своего отца и попросила: «Пока я жива, напиши о моём отце, это ведь он спас нашу престольную икону от неминуемого уничтожения. Звали отца Иван Прокопьевич Разгоняев. Жили мы в селе Усть-Иша, тогда село звали Поповичи, Старобардинского района.

Очень верующий был отец и подолгу молился. Помню, поехал он на лошади за сеном, дело было пред Рождеством. И заходит домой уже поздно вечером, в слезах. Как выяснилось, уже когда повернул он в обратный путь, из леска вышли шесть волков. И — к нему… «Страх напал неимоверный при виде стаи, — рассказывал отец, — но я перекрестился и давай читать «Живый в помощи». Волки подбежали ближе и, разделившись по три с каждой стороны, пошли рядом с лошадью. Так и дошли, не смея напасть, до самой деревни, и конь даже ни разу не дернулся, как будто не видел их и не чуял». Вот в таком «почетном» сопровождении сено доставлено было домой. И плакал тятя уже от радости, что Бог так рядом бывает с нами.

Всегда ему Господь помогал! Ведь сколько бед повидал! На правой руке у отца остался только большой палец, но трудился он до конца дней своих и помогал батюшке в храме. Умер отец в 1936 году, после того как в 1935 году был разорен храм, и похоронили его в Усть-Ише. А икону эту отец принёс домой, когда коммунисты били и ломали иконы прямо сапогами. Вот угол-то у иконы отбитый, и видно: осыпалась краска. По нему-то, по этому углу, я и узнала икону, когда её привезли в наш храм из Горно-Алтайска, и заплакала сразу: «Господи! Да это же та самая икона, которую отец принес и до конца дней молился перед ней». И сейчас как приду в храм, так и плачу, видя икону. А в 1950 году мы переехали в Паспаул. Икона всегда была у нас в доме, но мама в 1954 году перед смертью попросила нас передать её одной глубоко верующей женщине, видимо, на нас, молодых, не надеялась, боялась, что не сохраним.

Мы и передали образ Аксинье Булгаковой, а после её смерти икону родственники передали в храм Горно-Алтайска, ведь тогда это была единственная церковь в округе. А по возрождении здесь церкви икона вернулась в село Паспаул и стала престольной храмовой иконой. А в Усть-Ише последний батюшка был — Чевалков, имя не помню. Их вместе с дьяконом репрессировали. Помню, заходит домой тятя в слезах и рассказывает, что батюшек арестовали и под стволами оружия повели в Барду. И приказали им не озираться по сторонам, но только смотреть под ноги. Так, ссутулившись, они и шли, не поворачивая и не поднимая своих голов. Дьякона ещё по дороге убили, а священника — слышала, что расстреляли. А те, кто разоряли храм, они все страшно померли. Среди них была одна женщина, она внезапно умерла, а по её телу поползли сразу же какие-то белые большие черви с усами. Ужасался народ. А храм превратили в клуб. Сгорел клуб.

Построили школу — и она сгорела, и другое что строили, всё сгорало. Один фундамент лишь целый оставался». И до нынешнего года место, где прежде в Усть-Ише стоял храм, было пустырем, а этим летом расчистили по благословению Епископа Барнаульского и Алтайского Максима, и оказалось, что фундамент отлично сохранился, и, как у прихода появятся средства, то храм в Усть-Ише встанет на своем месте. А пока службы ведутся в приспособленном помещении. Это уже Дальний Восток. Не помнит тетя Дуся, как и когда, и сколько её тятя был там. Защитник Родины, он же и защитник веры! Твёрдый, спокойный и мудрый взгляд человека со старой фотографии, человека, который спасал Россию, человека, который спасал веру! Теперь он всматривается в потомков, придут ли они к спасенной иконе и помолятся ли пред ней Пресвятой Богородице и за себя, и за его душу. Его душа сейчас, верим, на Небесах, а спасённая им икона продолжает радовать верующих.

Помню, как на престольный, где-то лет 10 назад, когда прихожане во главе со священниками шли Крестным ходом вокруг храма, возле церкви остановилась «крутая» иномарка. Из неё вышли молодые люди, чтобы посмотреть на храм. И вдруг — душераздирающий крик. Приехавшая женщина билась в истерике. Двое крепких парней не могли её удержать. Процессия с иконой в окружении священства приближалась. Визг и крик из женской груди становился всё страшнее, а когда она увидела икону, то, высунув язык, стала дразнить, как это делают маленькие дети, показывать именно иконе. Отец Ростислав крестом осенил её и приложил крест к голове. Женщина обмякла и повалилась на колени, как подкошенная, а уже в храме спокойно подошла к иконе и приложилась. Другой случай. Закончилась Литургия. Одна женщина попросила разрешения у священника рассказать прихожанам то, как она, войдя первый раз в открытый храм, увидела эту икону и сразу же узнала её. Она видела её во сне, именно эту икону. Как бы на небе был этот образ. Такая благодать! Такая красота изливалась и свет небесный от этой увиденной иконы… — такая радость! Верующая женщина плакала от радости, что встретила этот образ здесь. А скольких Богородица через свою икону за эти годы утешила и исцелила, известно лишь Богу, ибо даже явное чудо мы чаще всего привыкли называть случайностью, совпадением, не ведая, что это тоже есть язык Бога, на котором Он говорит с нами.

Вот такую радость помог сохранить русский воин Иван Разгоняев для своих потомков. Прости, Господи, все его прегрешения и упокой душу его в селениях праведников.

Смотрю на фотографии, что принесла мне тётя Дуся, где бравый солдат русской армии Иван Разгоняев с двумя товарищами — видимо, после боя. И понимаю, что они тоже смотрят на нас. Здесь он ещё молодой, статный. Наверное, снимался во время Первой Германской войны. А вот на другой фотографии, на стуле, уже бывалый солдат и вновь с однополчанами. На обороте печать фотоателье: «Крепость Владивосток, Русский остров, 36. Сибирский стрелковый полк».
Николай Суртаев, с. Паспаул Чойского района Республики Алтай.


Рецензии
Kazanskii chram wh sele Paspaul.

<<Poka zhiwaja, chotschu powedát oh swojom otce, tschtoby pamäť oh nöm sochranilás...>>, - sh takimi slowami podoschla kh awtoru odna pozhilaja prichozhanka. Chram nasch mnogostradálný - wh tschiest Kazanskoi ikony Bozhijei Materi - byl wystrojen wh Paspaule wh konce pozaproschlogo weka, ah wosstanowlen posle bólschewickogo wandalizma wh konce proschlogo weka. Poslednäjä sluzhba wh naschem chrame proschla wh prazdnik Pokrowa Preswätoi Bogorodicy 1935 goda. Nazawtra uzhe pod predwoditielstwom mestnych kommunistow paspaúlskii sapozhnik Iwan Agulow wzäl topor, wlez na chram ih srubil kresty na kupolach. Lestnicu derzhal jego drug - Nikolai Kurtscheganow. Tscherez dwa dnä zdorowogo, enehrgitschnogo Iwana wnezapno paralizowalo, ih uzhe tscherez nedelü jego s'choronili. Tscherez mesäc pochoronili ih jego druga-podielnika. Za schiest desätiletii chram sotni raz perestraywali: rezali steny, zabiwali, wnów rezali, pristraywali kinobudku ih zritielný zal... Ne ostalós bukwálno ni odnogo zhiwogo mesta na tele chrama. Predsedatiel sielsoweta rukowodil wsemi etimi perestroikami, ih wh konce 80-ch uh nego pogibla wsä semja wh awtokatastrofe. Goworät, tschto wh konce zhizni, kogda chram wosstanowili, on prijezzhal süda ih kajalsä... Ih wot rowno tscherez 60 let, dien wh dien, nad kryschei Kazanskogo chrama snowa sijali kupola, ah swäsc. Georgii Balakin, wzobrawschis' po lestnice, oswätil krest. Ah lestnicu derzhal Konstantin Bannik. Tscherez kakoje-to wremä blagotschinnym o. Rostislawom uzhe na oswäscienije prestola wh chram byla priwezena ikona Preswätoi Bogorodicy iz Gorno-Altaiska ih wrutschena nastojatelü so slowami: <<Eta ikona iz Paspaula. Jejo kh nam na wremennoje sochranenije peredala staruschka iz waschego sela>>.
...
15,4 strok

.......
.......
........
........
Казанский храм в селе Паспаул.

«Пока живая, хочу поведать о своем отце, чтобы память о нем сохранилась…», — с такими словами подошла к автору одна пожилая прихожанка. Храм наш многострадальный — в честь Казанской иконы Божией Матери — был выстроен в Паспауле в конце позапрошлого века, а восстановлен после большевицкого вандализма в конце прошлого века. Последняя служба в нашем храме прошла в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1935 года. Назавтра уже под предводительством местных коммунистов паспаульский сапожник Иван Агулов взял топор, влез на храм и срубил кресты на куполах. Лестницу держал его друг — Николай Курчеганов. Через два дня здорового, энергичного Ивана внезапно парализовало, и уже через неделю его схоронили. Через месяц похоронили и его друга-подельника. За шесть десятилетий храм сотни раз перестраивали: резали стены, забивали, вновь резали, пристраивали кинобудку и зрительный зал… Не осталось буквально ни одного живого места на теле храма. Председатель сельсовета руководил всеми этими перестройками, и в конце 80-х у него погибла семья в автокатастрофе. Говорят, что в конце жизни, когда храм восстановили, он приезжал сюда и каялся… И вот ровно через 60 лет, день в день, над крышей Казанского храма снова сияли купола, а свящ. Георгий Балакин, взобравшись по лестнице, освятил крест. А лестницу держал Константин Банник. Через какое-то время благочинным о. Ростиславом уже на освящение престола в храм была привезена икона Пресвятой Богородицы из Горно-Алтайска и вручена настоятелю со словами: «Эта икона из Паспаула. Её к нам на временное сохранение передала старушка из вашего села».
......
15,5 strok
......

Андрей Браев-Разневский Абр   08.10.2021 15:02     Заявить о нарушении