Гл. 4 Старый друг

Всего пять гривен
(Повесть-притча)
 
Глава 4. Старый друг
 - Такси на Дубровку заказывали? - перебил его мысли голос из приоткрытой дверцы бежевой "Волги", которую он только что миновал.
 - Нет, не заказывал, раздражённо ответил Серёга и быстро пошёл дальше.
  Двигатель "Волги" шумно заработал, и она двинулась вслед за ним. Поравнявшись с Серёгой, "Волга" остановилась, и дверца с его стороны опять приоткрылась. Тот же делано-грубоватый голос проговорил из машины:
 - Заказывали - не заказывали. Всё равно уплочено. Так что придётся ехать. Садись, кому говорят!
 Серёга посмотрел на улыбающееся лицо водителя и понял, что опять лохонулся. Это был его университетский друг Моня, на встречу с которым он сейчас, собственно говоря, и спешил, но о котором из-за последних событий совсем забыл. Чтобы сгладить возникшую по собственной бестолковости неловкость, Серёга, садясь рядом с Моней, похлопал ладонью по вертикальной стойке автомобиля и невозмутимо спросил:
 - А что это за маскарад?
 - Кто его знает? - с философской задумчивостью ответил Моня. - Может, прежде был маскарад, а сейчас реальность.
 Задумчиво помолчав несколько секунд, Моня вдруг встрепенулся и уже совсем другим, бесшабашно весёлым, тоном заметил:
 - А это, между прочим, твоя машина. Как ты её не узнал?

Серёга не смог сдержать маску невозмутимости и с удивлением взглянул на Моню. Тот, конечно же, хорошо знал, что у Серёги никогда не было никакой машины. Да и прав у него нет, а водить автомобиль он пробовал всего один раз. И то происходило на сельской дороге, где кроме двух куриц никого не было.

Моня, заметив, что его слова дважды вывели Серёгу из равновесия, добродушно сказал:
 - Да ты сегодня какой-то расстроенный. У тебя всё в порядке?
 - В общем-то, в порядке, - ответил Серёга, - но несколько минут назад я уже попрощался было с жизнью, а оказалось, что опасности вообще не было. Я её себе сам сдуру придумал. И уже был момент, когда думал, конец пришёл. Даже молиться начал. Может, потом как-нибудь расскажу. Нужно ещё самому разобраться, что к чему. Видно, и вправду нервишки пошаливают. А сейчас, понимаю, у тебя дело есть. Ведь уже год не виделись, и вдруг такая срочность. И что это за грубые шутки по поводу моей машины?
 Моня, видно, окончательно решил сразить своего бывшего друга, так как в прежнем тоне ответил:
 - Какие шутки? Это, может быть, из всего, что я успел наговорить, ближе всего к правде. Вот посмотри техпаспорт. Он достал из бардачка документ и протянул Серёге. В блестящем фонарном свете было чётко видно имя владельца машины: Палимов Сергей Витальевич. В документе было записано ещё несколько человек, которые могут пользоваться автомобилем, но имени Мони там не оказалось.
 - Как это понимать, Моня? - растерянно спросил Серёга. - Это что, подарок? Так ведь ты знаешь, что у меня день рождения летом. Да и что я с этим танком должен делать? За одну стоянку нужно кучу бабок платить, а бензина она, наверное, жрёт посоветски?
 Потом, пару секунд помолчав, он продолжил:
 - Да и ездить я не умею. Научиться-то можно, но чтобы на права сдать, сам знаешь, сколько нужно мороки и денег.
 Он посмотрел на Моню в упор, желая всё-таки найти ответ на заданную загадку, но тот, невозмутимо улыбаясь, решил, что время ответов ещё не наступило.
 - Ты, Серёга, похоже, совсем память потерял. А это что? - произнёс Моня, доставая ещё что-то из бардачка.
 Это было водительское удостоверение. Он вложил его в Серёгину руку, и тот обомлел, увидев в фонарном свете на удостоверении свою собственную фотографию. А Моня не успокаивался, продолжая удивлять своего старого друга.
 - Ты на дату ещё взгляни. Видишь? Ты уже года три, как сдал на права, тачку купил ещё раньше. Как это можно было забыть?
 Если бы Моня не ухмылялся, Серёга, возможно, подумал бы, что спятил. А так по Мониному тону можно было всё-таки различить, что он хорошо знает о Серёгином неведеньи.
 Моня, закурив дорогую сигарету, продолжал бросать свои козыри пока ещё в непонятно какой игре:
 - И зачем тебе за стоянку платить? У тебя же гараж есть. Совсем не далеко от твоего дома. Ведь ты же его купил ещё раньше, чем этот лимузин!
 - Вот что, Моня! - возмущённо заговорил Серёга. - Что всё это значит? Мне сейчас как-то не до шуток. Так что говори, зачем меня позвал, и что это за загадки.
 Моня с какой-то ласковой заботой слегка коснулся Серёгиного плеча и уже совсем другим тоном сказал:
 - Не сердись, друже. И разве я не мог тебя просто так позвать, чтобы мы за жизнь поговорили?
 - Не мог, - уже чуть помягче, но всё ещё раздражённо ответил Серёга. - Ты уже давно со мной за жизнь не говоришь. Думаю, моя жизнь тебя уже мало чухает. Тебе сейчас от меня что-то надо, а у меня не хватает мозгов, чтобы понять, чего именно. Так что рассказывай прямо. Мне сейчас не до приколов.
 - Ты ошибаешься, Серый, что твоя жизнь меня не чухает, - очень серьёзно и доверительно сказал Моня и глубоко затянулся сигаретой. - Твоя жизнь меня как раз очень волнует. Честно говоря, ближе тебя у меня нет никого.
 - Что-то этого в последнее время не заметно, - уже совсем оттаяв, сказал Серёга. - Почему-то ты о своём самом близком человеке вспоминаешь очень редко.
 - Не сердись, Серёжка, так нужно было. Я тебе всё объясню. Только вот сейчас уедем отсюда в какое-нибудь другое, более подходящее для разговора, место.
 Моня как-то уж очень внимательно огляделся сквозь тонированные стёкла "Волги" и опять закурил. По его поведению Серёга понял, что его друг немного нервничает и чего-то, похоже, опасается. Пока Серёга думал, что это всё могло значить, Моня уже тронулся с места и, быстро набрав скорость, помчался по небольшой улице, на которой стоял дом Руслана. Потом он свернул на другую, такую же спокойную, улицу и поехал по ней, то и дело бросая взгляд на зеркало заднего вида. Так Моня ездил по городу минут пятнадцать, и они оказались совсем в другом районе.

Всё это время он молчал. Молчал и Серёга. Наконец Моня заехал в какой-то безлюдный переулок и остановился.
 Серёга не удержался и спросил:
 - Что это за шпионские страсти? За тобой следят, что ли?
 - Похоже, нет. Хотя при теперешних способах слежки я этого могу совершенно не заметить. Но всё же надеюсь, что не следят. Теперь можно спокойно поговорить. Я, Серёга, попал в очень большую беду. Как раз впору, как ты сегодня говорил, Богу молиться. Хочу с твоей помощью попытаться выбраться. Но имея дело со мной, и ты подвергаешься серьёзной опасности. Уточню: ты можешь погибнуть, причём не очень лёгкой смертью. Хотя, похоже, что они-таки потеряли меня из виду.
 - Кто, они? - переспросил Серёга, подумав, что такого дня, как сегодняшний, в его жизни ещё не было.
 - Я тебе сейчас расскажу, кто. Только надо, чтобы ты сначала определился, хочешь мне помочь или нет. Если не собираешься ввязываться из-за меня в неприятную историю, то я отвезу тебя на остановку маршрутки, какой ты скажешь, и мы попрощаемся, будто этой нелепой встречи и не было. Только хочу, чтобы ты знал: я убийца. Не далее, как сегодня днём убил троих людей и причастен к убийству ещё пятерых. Те трое были большими мерзавцами, и убивал я их, защищая себя, но от этого я не перестал быть убийцей. Я ещё вдобавок и вор, так как украл большую сумму денег и ещё кое-что. Теперь меня ищут.
 - Милиция? - переспросил поражённый Серёга, скорее не из любопытства, а чтобы убедиться, что не потерял дар речи.
 - Если бы только милиция, то всё было бы гораздо проще. В моём розыске заинтересованы силы, которые способны привлечь и милицию, и бандитов, и СБУ, и ещё неизвестно кого. Вплоть до ЦРУ, ФБР и тому подобные конторы. Это я говорю, чтобы ты понял, что тебе грозит, если захочешь мне помочь. И ещё, чтобы ты знал, кто я. Вдруг это повлияет на твои дружеские отношения ко мне.
 Серёгу охватило чувство ужаса, совмещённое с переживанием за своего друга, с которым в прошлом были такие близкие отношения. И вдруг страх вытеснил из него все сантименты. Это было вызвано мыслью о том, что Моня, убивший троих, не остановится перед убийством и его самого, если Серёга не захочет ввязываться в эту историю. Поэтому-то Моня и завёз его в такое глухое место. Серёга инстинктивно дотронулся рукой до ручки двери и бросил взгляд в темноту, чтобы прикинуть возможный путь бегства.
 - Не переживай, Серёга, что я тебе что-то сделаю, - остановили его слова Мони. - Я, хоть и преступник, но друзей никогда не подставлял, и надеюсь, что не подставлю. И я хорошо понимаю, что ты вовсе не обязан участвовать в этой детективной истории. Уверен, что ты меня не сдашь. А даже если бы... то ещё один противник вдобавок к тем, кого я тебе уже назвал, мало что изменит. Если ты не хочешь, то прямо скажи, и я завезу тебя к остановке маршрутки. До дому, извини, не довезу, не имею времени. Мне в таком случае придётся выбираться по-другому. Позвоню потом и скажу, где оставил твою тачку. Документы на неё и на гараж будут здесь, - Моня показал на бардачок. - Они тогда мне всё равно не понадобятся.
 Моня остановил рукой Серёгу, который хотел было сказать, что никакая машина и гараж ему не нужны, и продолжил:
 - Машину, если она тебе не нужна, продашь. Имей в виду: это не простая "Волга". Её переделали, и можно сказать, что это эксклюзив. Она не хуже мерса, а то и получше. По трассе выжимает двести без проблем и по пересечёнке ездит не хуже джипа. Так что если будешь продавать, то учти, что это не простая допотопная "Волга", а вещь, которая стоит подороже.
 Серёгу охватило чувство стыда за мысли о возможном коварстве своего старого друга. Нет, Моня оказался прежним Моней, сохранив верность и великодушие. И ещё Серёга понял, что этот момент требует проявления верности и от него самого. Ведь раньше он был уверен, что способен пойти за друга до конца. Да, может, Моня ещё и сгустил краски насчёт ЦРУ и ФБР. И он уже более спокойно спросил:    -
 А зачем ты нужен СБУ и ЦРУ? Эти трое были какими-то важными шишками?
 - Нет, их смерть вообще уже никого не колышет. Сейчас больше ищут то, что я унёс. И даже не деньги, а то другое, о котором сейчас не хочу говорить. По крайней мере, пока не узнаю, что наша дружба стала ещё более тесной.
 И тогда Серёга собрался с духом, как это было перед первым прыжком с парашютом, и сделав шаг в пропасть, сказал:
 - Я, Моня, согласен сделать всё, что в моих силах, чтобы помочь тебе.
 Тогда Моня с чувством пожал Серёгину левую руку чуть выше запястья и, смахнув непрошеную слезу, проговорил:
 - Я даже не сомневался, что ты так ответишь. Просто хотел соблюсти формальности.
 - У меня только есть один вопрос, - перебил его Серёга.  - Почему ты не отдашь им, тем, кто ищет, то, что ты взял, чтобы они оставили тебя в покое?
 - Всё, Серёга, гораздо сложнее. Дело в том, что они решили меня убрать ещё до того, как я убил тех троих и унёс то, что они теперь ищут. Даже если я им это отдам, они меня грохнут, не задумываясь. Да я тебе сейчас расскажу всё чуть подробнее.
 И Моня стал рассказывать, временами останавливаясь и внимательно вглядываясь в автомобили, въезжающие в переулок и проезжающие мимо.
 
(Продолжение следует).


Рецензии